Андрей Шлыков: Августовский кризис привел к почти 20% повышению цен на телефоны

Андрей Шлыков

На вопросы CNews отвечает Андрей Шлыков, генеральный директор группы компаний DIXIS.

CNews: Какие тенденции доминировали, по вашим наблюдениям, на розничном рынке сотовых телефонов России в 2005 году?

Андрей Шлыков: В течение 2005 года сотовые дилеры активно продолжали наращивать свое присутствие в регионах России. Помимо этого, многие компании расширяли ассортимент предлагаемых товаров и услуг. На российский рынок вышло большое количество новых производителей оборудования для сотовой связи — соответственно, расширялись дистрибьюторские портфели участников рынка, и происходило перераспределение долей вендоров в обороте торговых сетей.

Августовский кризис послужил толчком к изменению условий работы основных игроков рынка. Во второй половине года практически все крупные компании стали самостоятельно осуществлять ввоз оборудования, отказавшись от услуг посредников. Кризис также спровоцировал повсеместный рост цен на телефоны, что позволило выровнять цены по рынку. Еще одна тенденция — обострение конкуренции и консолидация рынка. Крупные федеральные компании, штурмуя регионы, поглощают небольшие местные сети. Последние же постепенно уходят с рынка.

CNews: С какими факторами вы связываете рост средней стоимости телефона в 2005 году? Видите ли вы предпосылки для закрепления этой тенденции в будущем?

Андрей Шлыков: На увеличение средней стоимости телефона в 2005 году оказало влияние несколько факторов. Во-первых, это рост рынка реплейсмента. При покупке нового телефона взамен старого, как правило, выбираются более функциональные и, соответственно, более дорогие модели. Во-вторых, августовский кризис, который привел к почти 20%-му повышению цен на телефоны. Далеко не в последнюю очередь сказывается рост доходов и покупательской способности населения. На наш взгляд, тенденция увеличения средней цены сохранится и в этом году. Если раньше основной «прирост» давали Москва и Санкт-Петербург, то сейчас тенденция распространилась и на регионы.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, основные последствия августовского кризиса на рынке мобильников? Как, в частности, он сказался на бизнесе DIXIS?

Андрей Шлыков: На нашей компании августовский кризис сказался в большей степени положительным образом. Мы первыми на рынке сотовой связи стали участником внешнеэкономической деятельности и перешли на самостоятельный ввоз оборудования в Россию. Ввоз товара без посредников значительно ускоряет процесс поставки, а также дает гарантию получения качественного, предназначенного для реализации в России и оформленного с соблюдением всех требований налогового законодательства РФ оборудования.

Занимаясь прямым импортом товара, мы можем более точно прогнозировать его наличие на витринах наших магазинов. Переход к прямому импорту также позволил повысить прозрачность бизнеса нашей компании для партнеров и инвесторов. На финансовых результатах компании кризис не отразился, за исключением, наверное, того дополнительного дохода, который нам удалось получить в условиях дефицита товара в сентябре и в октябре.

CNews: Насколько остро ощущают сегодня цифровые сети конкуренцию со стороны крупных ритейлеров, обративших взоры на сотовый рынок — «Эльдорадо», «М-Видео» и других? За счет чего удается противостоять им в этой нише?

Андрей Шлыков: Особой конкуренции наша компания не ощущает, более того, многие крупные ритейлеры бытовой техники и электроники наши давние партнеры и клиенты. При всем при этом мы не можем не учитывать их присутствия на рынке, и прилагаем усилия к тому, чтобы иметь конкурентные преимущества — это нормальное сосуществование в конкурентной среде.

CNews: Чем, на ваш взгляд, региональный потребитель цифровых товаров отличается от московского, не считая того, что у первого, как правило, меньше денег?

Андрей Шлыков: Региональный потребитель, в отличие от столичного, пока еще не так разборчив и предпочтение отдает в основном простым моделям. Объясняется это как более поздним развитием региональных рынков, так и меньшей покупательской способностью населения.

Как правило, региональный пользователь меньше интересуется мобильными новинками и различными функциональными возможностями — «наворотами». Для него сотовый телефон — это, прежде всего, средство связи, а не модный аксессуар или признак статусной принадлежности. По этой же причине житель провинции реже меняет свой телефон. Также в небольших городах пока еще мало востребованы разнообразные услуги и сервисы, которые активно использует московский потребитель, и для которых требуются аппараты с расширенными функциональными возможностями. И, наконец, по нашим данным, в регионах гораздо чаще, чем в Москве или Санкт-Петербурге, приобретают технику в кредит.

CNews: Каковы основные достижения компании в 2005 году?

Андрей Шлыков: Прошлый год стал для нас годом активного роста и развития. В конце августа открылось представительство компании в Поволжье, в октябре — на Южном Урале, в ноябре — в Сибири и Казани. Помимо этого, продолжалось расширение филиальных сетей в Северо-Западном регионе, на Урале, в Нижегородской, Воронежской областях и Краснодарском крае. С начала года сети всех филиалов (за исключением Северо-Западного и Московского) были увеличены более чем в 2 раза. В Краснодарском крае сеть DIXIS выросла в 5 раз. Не менее быстрыми темпами шло развитие франчайзинговой сети. В итоге, к началу 2006 года в составе сети DIXIS работало более 700 магазинов, бренд DIXIS присутствует во всех федеральных округах России.

Также важным достижением прошлого года стало получение статуса участника ВЭД. 1 сентября 2005 года компания «Диксис Трейдинг», входящая в группу компаний DIXIS, стала первым на рынке сотового ритейла прямым импортером оборудования.

CNews: «Диксис» одним из первых в сотовой рознице объявил о ребрендинге и диверсификации бизнеса. Каковы ваши планы по дальнейшему расширению ассортимента?

Андрей Шлыков: В 2004 году, после завершения ребрендинга и формирования новой ассортиментной политики, салоны связи DIXIS стали магазинами цифровой техники. В результате нового позиционирования посетители получили возможность приобрести в специализированном магазине не только телефон, но и весь спектр портативной цифровой электроники. В прошлом году помимо mp3-плееров, цифровых фотоаппаратов, КПК, диктофонов, в продаже появились ноутбуки и игровые приставки. Увеличение номенклатуры продаваемых товаров приводит к постепенному изменению формата магазинов — все большее предпочтение отдается торговым площадям в 80-150 кв. метров, расположенных в торговых центрах. Подобная торговая площадь позволяет достойно представить весь ассортимент и создать максимальный комфорт для покупателя при его выборе.

Наша компания и в дальнейшем намерена расширять ассортимент товаров и услуг. Мы отслеживаем все изменения конъюнктуры рынка и стремимся отвечать всем возникающим потребностям и предпочтениям наших клиентов. Так что в этом году мы не раз порадуем своих покупателей интересными и полезными нововведениями.

CNews: Каковы ваши планы по региональной экспансии? Насколько велико вообще сопротивление местных сетей в регионах? Зафиксированы ли в вашей практике случаи нецивилизованных методов борьбы с их стороны?

Андрей Шлыков: Наиболее привлекательными для освоения являются регионы, еще не охваченные сотовыми сетями должным образом. Это, прежде всего, север и восток Сибири, Дальний восток, Кавказ, а также прилегающие области в региональных центрах. Сопротивление местных сетей достаточно велико, однако все они проигрывают федеральным игрокам, обладающим намного большими финансовыми, человеческими и прочими ресурсами. Показатель этого — участившиеся случаи покупки местных сетей федеральными, а также массовое заключение франчайзинговых договоров.

В нашей практике случаев нецивилизованных методов борьбы не встречалось, если не считать воровства бренда DIXIS. К счастью, во всех подобных случаях проблему «пиратства» нам удавалось довольно быстро решить с помощью местных органов власти.

CNews: Что, по вашим прогнозам, ожидает рынок цифрового ритейла в 2006 году?

Андрей Шлыков: 2006 год, на наш взгляд, должен принести значительные перемены в развитие рынка сотового ритейла. Как уже упоминалось выше, после августовского кризиса многие крупные компании стали самостоятельно осуществлять ввоз оборудования, отказавшись от услуг посредников. После проведения многочисленных консультаций между лидерами рынка и компаниями-производителями мы, надеюсь, перейдем в 2006 году к более удобной для всех практике — когда производители будут самостоятельно поставлять оборудование в Россию, и продавцы смогут получать его со склада уже на территории России. Это поможет, наконец, решить проблему «серого» импорта и даст всем игрокам одинаковые условия для дальнейшей работы.

В этом году можно также ожидать еще большего обострения конкуренции. Это случится, когда вышедшие в регионы федеральные сети и пережившие этот приход местные компании начнут бороться за свое место на рынке. В итоге консолидация неизбежно достигнет своего пика, после чего значительная часть рынка будет поделена между несколькими крупными игроками.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS