Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics Acer

Поставки ноутбуков — залог роста мирового рынка ПК

Рост продаж ноутбуков продолжает стимулировать развитие всего мирового рынка ПК. По прогнозам IDC, подобная ситуация будет сохраняться ближайшие 10 лет. Основным стимулом роста остаются поставки недорогих систем.

Несмотря на всеобщие опасения в связи со снижением темпов роста мировых поставок ПК, в конце 2004 г. рынок демонстрировал стабильность — в немалой степени благодаря устойчивому росту продаж ноутбуков. Ввиду сохранения спроса на этот вид продукции, рынок будет расти в среднем на 8% (оценки IDC) вплоть до 2009 г. Общемировые поставки к тому моменту увеличатся до 273 млн. ед. с учетом темпа роста 5,3%. Объем поставок в денежном выражении за период 2005—2009 гг. вырастет с $209 млрд. до $273 млрд.

В 4 квартале 2004 г. мировой рынок ПК, по оценкам IDC, вырос на 16,6% за счет спроса со стороны как корпоративного, так и потребительского сектора. Этот показатель превзошел прогнозируемый ранее (12,3%). Эксперты, ожидавшие ослабления потребительского спроса к концу года, объясняют наблюдаемый феномен очередной волной замены ПК, подкрепленной все растущим потреблением ноутбуков.

Несмотря на более чем сдержанные прогнозы, в 1 полугодии 2005 г. мировой рынок ПК также продемонстрировал достаточно высокие результаты. Основными факторами его роста остаются недорогие системы, популярность мобильных компьютеров на потребительском рынке, а также сохранение тенденции замены парка ПК в бизнес-сегменте.

Рост продаж ПК в США за 2004 г. составил 11%. В течение 2005 г. прогнозируется снижение этого показателя до 7,6%, с учетом определяющей роли корпоративного сегмента вобъемах поставок. В 1 кв. 2005 г. рынок несколько замедлился, в виду уменьшения количества госконтрактов. Во втором квартале наблюдалось восстановление спроса на ПК в госсекторе и на потребительском рынке, в то время как корпоративный демонстрирует прежние темпы роста.

В Западной Европе самый весомый вклад вобщие темпы роста рынка ПК продолжают вносить поставки портативных компьютеров. Тем не менее, аналитики уже фиксируют снижение темпов роста в этом сегменте — если в 2004 г. этот показатель составлял 30%, а в 2003 г. — почти 40%, то за 2005 г., по прогнозам, он не превысит 20%. Правда, по мировым меркам показатель остается достаточно высоким. Его обеспечивают потребительская активность, а также инвестиции, связанные с расширением ЕС. В потребительском сегменте, играющем ключевую роль в увеличении объемов поставок портативных компьютеров в регионе, темпы роста составляют 40%, что на 5 пунктов превышает показатель корпоративного сектора. Растущая конкуренция в потребительском секторе стимулирует поставщиков к дальнейшему снижению цен.

Динамика поставок ноутбуков в Европе

Динамика поставок ноутбуков в Европе

Источник: IDC, 2004

В Японии, напротив, основные тенденции определяет корпоративный сегмент. Относительно устойчивые темпы роста этого рынка (12% в 2004 г.), начали резко замедляться — до 5%. В сегменте конечных потребителей, а также в госсекторе позитивных изменений пока не прогнозируется. Сдерживающими факторами остаются низкие темпы экономического роста в стране и высокий уровень проникновения ПК, особенно мобильных.

В странах Азиатско-Тихоокеанского региона темпы роста поставок также снижаются — с отметки в 16%, достигнутой в 2004 г., до 10%. Аналитики связывают это с последствиями, во-первых, цунами, а во-вторых, политики, проводимой правительством Китая, с целью взять под контроль экономику в стране. Ожидается, что к концу года государственный сектор опередит по темпам роста корпоративный рынок. Тем не менее, сохраняется устойчивый потребительский спрос на недорогие компьютеры.

Динамика поставок ПК в мире, 2002—2006 гг.

Регион

2002

2003

2004

2005*

2006*

Объем поставок вСША (млн. шт.)

Потребительский сектор

17,1

20,0

21,8

23,4

25,6

Корпоративный сектор

30,5

32,7

36,5

39,3

42,2

Всего

47,6

52,7

58,3

62,7

67,7

Объем поставок в мире (млн. шт.)

Потребительский сектор

49,8

56,6

64,2

69,9

75,9

Корпоративный сектор

88,4

98,2

113,9

125,5

136,3

Всего

138,2

154,8

178,1

195,4

212,2

Рост поставок вСША (%)

Потребительский сектор

17,3%

8,9%

7,6%

9,0%

Корпоративный сектор

7,2%

11,7%

7,6%

7,4%

Всего

10,8%

10,6%

7,6%

8,0%

Рост поставок в мире (%)

Потребительский сектор

13,6%

13,5%

8,8%<

8,7%

Корпоративный сектор

11,2%

15,9%

10,2%

8,6%

Всего

12,0%

15,0%

9,7%<

8,6%

*Прогнозные оценки

Источник: IDC, 2004

Американцы «ведут»

По итогам 2 кв. 2005 г., мировым лидером по поставкам ПК в IDC называют Dell. Компания смогла еще больше укрепить свои позиции, продемонстрировав почти 24-процентный рост. При этом Dell удалось достичь почти 50-процентного роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Латинской Америке. Лидирующие позиции она занимает и по объемам поставок на мировом рынке ноутбуков.

Рост поставок НР во 2 квартале достиг почти 23%, что позволило компании расширить свою долю мирового рынка ПК до 16,3%. НР продемонстрировала высокие темпы роста в Европе, где компания занимает первое место на рынке ПК (13,9%).

Lenovo и IBM, по всем признакам, довольно успешно решают вопросы, связанные со слиянием. Темпы роста поставок объединенной компании в мировом масштабе достигли 7,7% по сравнению с 6,8% в первом квартале (также для обеих компаний). Несмотря на то, что по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. темпы роста Lenovo в США снизились почти на 12%, объемы поставок по сравнению с первым кварталом выросли более чем на 9%. В Азиатско-Тихоокеанском регионе (не включая Японию), на который теперь приходится более половины продаж Lenovo, темпы роста во 2 квартале составили 18% по сравнению с тем же периодом 2004 года.

Acer по-прежнему демонстрирует очень высокие темпы роста — свыше 65% — в регионе EMEA. Подобных показателей удалось добиться за счет увеличения поставок недорогих ноутбуков и ПК, а также благодаря расширению каналов сбыта. Хорошие результаты Acer продемонстрировал в 1 полугодии 2005 г. и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Компания планирует вернуться к практике розничных продаж в США.

Fujitsu/Fujitsu Siemens продолжает укреплять свои позиции в Европе. В то время как в Японии продажи компании уже несколько лет остаются примерно на одном уровне, объем продаж в Европе вырос более чем на 20% и теперь составляет свыше 60% все компьютерного бизнеса Fujitsu.

Gateway, спустя год после покупки eMachines и последующего заключения соглашений с крупными дистрибуторами, удалось увеличить объем поставок на 26%. Аналитики комментируют, что этот факт свидетельствует об оправданности сделки. В то же время, рост во втором квартале последовал после относительно вялого первого квартала, и чтобы окончательно восстановиться, компании нужно продемонстрировать аналогичные темпы еще в нескольких последующих кварталах.

Рост мировых продаж компании Apple во 2 квартале превысил отметку 37%. Более чем вдвое выросли объемы розничных поставок. На 50% увеличилась доля компании в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе (не включая Японию). Подобному успеху Apple способствовали как новый миниатюрный компьютер Macintosh Mini, так и спрос на продукцию и услуги компании на рынке цифровой музыки, в том числе, и благодаря линейке плееров iPod.

Топ 5 мировых вендоров ПК, 2 кв. 2005,(тыс. ед.)

Место на рынке, 2004г.

Вендор

Объем поставок, 2кв. 2005г.

Доля рынка

Объем поставок, 2кв. 2004г.

Доля рынка

Рост 2005/2004гг.

1

Dell

8982

19,3%

7264

18,2%

23,7%

2

HP

7251

15,6%

6235

15,6%

16,3%

3

Lenovo (объединенная)

3535

7,6%

3283

8,2%

7,7%

4

Acer

2032

4,4%

1253

3,1%

62,2%

5

Fujitsu/Fujitsu Siemens

1722

3,7%

1527

3,8%

12,8%

Другие

23044

49,5%

22711

56,9%

1,5%

Все вендоры

46566

100%

39941

100%

16,6%

Источник: IDC, 2005

Примечание:

  • Понятие «поставки» включает всебя поставки товара как по дистрибьюторским каналам, так иконечным потребителям.
  • В понятие ПК входят: настольные компьютеры, ноутбуки, сверхпортативные компьютеры исерверы на базе архитектуры х86.
  • В понятие ПК не входят карманные компьютеры. Данные опроизводителях были представлены ввиде отчетов за календарный период.
  • Данные по Lenovo со 2-го квартала 2005 года включают поставки ПК компании IBM (настольные и мобильные ПК, не включая серверы на платформе x86 и рабочие станции) и данные только по Lenovo за предыдущие кварталы.

Ноутбуки продолжают удерживать первенство по темпам роста продаж даже на тех рынках, где они и так уже достаточно широко распространены (например, в США и Японии). Если возникновению тенденции к переходу на ноутбуки изначально способствовали корпоративные ИT-подразделения, то сегодня ее подхватили частные лица. Правда, рост количества проданных систем не приводит к адекватному росту объемов рынка в стоимостном выражении. Тем более что по мере активизации потребительского сектора, в «дешевом» сегменте рынка ПК только обостряются ценовые войны «на понижение».

CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS