Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics Acer

Lenovo оправдала надежды IBM

В декабре 2004 г. «голубой гигант» выступил с неожиданным заявлением об отказе от собственного производства ПК в пользу китайской Lenovo. Лояльные пользователи продукции IBM проявили явное беспокойство, удастся ли Lenovo поддержать реноме марки и развить перешедшее к ней производство. Как оказалось, на мировом рынке китайцы оправдали надежды IBM, но в России позиции Lenovo пока не очень сильны.

В сентябре 2005 года на отечественный рынок ПК официально вышла китайская компания Lenovo. Ее появление в России в первую очередь связано с завершением интеграции Lenovo с подразделением персональных систем компании IBM EE/A (Восточная Европа/Азия). Китайцам удалось не только удержать реноме марки IBM и весомость бренда Think, но и начать продвигать собственный. Lenovo уверенно закрепилась в тройке мировых лидеров по поставкам ПК и заявила о значительном приросте прибыли.

В итоге выиграли все. IBM избавилась от убыточного направления и получила в лице Lenovo долгосрочного клиента, китайская компания смогла выйти на мировой рынок, а конечные пользователи получили чуть более дешевые, но все столь же брендовые ноутбуки и ПК. Как так получилось?

В начале 2005 года проблему малой прибыльности компьютерного бизнеса IBM решила весьма оригинальным способом. Решив сконцентрироваться на комплексных решениях и ИТ-сервисах, один из лидеров мирового рынка ПК официально передал производство китайцам. Точнее, речь идет о самом крупном производителе компьютеров в Китае. Lenovo базируется в Пекине, однако теперь переносит штаб-квартиру в Нью-Йорк, а также открывает офис в г. Роли (штат Северная Каролина), где находятся подразделения IBM, занимающиеся исследованиями и разработками в области ПК.

В созданном совместном предприятии IBM принадлежит миноритарный пакет (18,9% акций). По принятому соглашению, доля в Lenovo будет принадлежать «голубому гиганту» в течение трех лет с возможностью дальнейшего расширения. Китайцы же, благодаря этой сделке, смогли усилить свои позиции в корпоративном секторе и в сегменте мобильных ПК, получив отлаженную сбытовую сеть, имеющую представительства в 160 странах мира, а также уникальный по «весомости» бренд. Lenovo приобрела пятилетние права на марку IBM Thinkpad, дизайн и логотип. При этом китайцам принадлежит только около 45% акций нового предприятия, оставшимися 36% акций владеют другие инвесторы. На момент «большой покупки» объем денежных средств Lenovo составлял всего $400 млн., и очевидно, что потребовалась дополнительная эмиссия.

Общая стоимость сделки, которая превратила Lenovo в третьего по величине производителя ПК в мире, оценивается в $1,75 млрд. Сам же IBM планирует сконцентрироваться на извлечении прибыли из нового предприятия за счет предоставления ему технических и финансовых услуг.

«Великие» перемены?

По факту американо-китайское соглашение предусматривает довольно широкое участие IBM в делах совместного предприятия в течение, по крайней мере, ближайших лет. «Голубой гигант» оставил за собой компьютерные продажи, маркетинг, сервис и техническую поддержку. Все персональные системы IBM производятся на тех же заводах, что и раньше. Планы по производству остаются неизменными на ближайшие 18 месяцев с момента заключения сделки. Затем у новой компании будет сформирован портфель продуктов, исходя из последних технологических достижений.

Лаборатории по исследованиям, дизайну, разработке персональных систем остались теми же, что и раньше. ПК под брендом IBM будут выпускаться в течение пяти лет — как и прежде, на основе технологий ThinkVantage, составляющих важное конкурентное преимущество этой продукции. Не изменился и формат гарантийного обслуживания — Lenovo и IBM заключили соглашение о том, что его в течение пяти лет будет предоставлять опять-таки IBM.

Однако подобный «щадящий» режим сделки отнюдь не помешал распространению паники среди владельцев продукции IBM, а также партнеров компании и других игроков рынка. В прессе появились сообщения о массовой рассылке писем на территории США, где настоятельно рекомендуется не приобретать продукцию Lenovo. Отправитель напоминает адресатам, что компания частично является правительственной, а значит, каждый доллар, который американцы потратят на ее продукцию, пойдет непосредственно в карман правительства КНР. Неожиданным образом оказался замешен в конфликте и американский конкурент IBM — компания Dell.

В Сети же появилось много комментариев от владельцев, в частности, ноутбуков IBM — в первую очередь на сайте ThinkPads.com. Большинство из них формулируется под девизом «ThinkPad отныне не ThinkPad!» Секрет былого успеха этого бренда, по мнению пользователей, состоял в высочайшем качестве сборки, онлайновой поддержке, способности компании предоставлять именно те инновации, которые в наибольшей степени востребованы рынком. Сейчас потребители опасаются, что с переездом в Китай ноутбуки IBM утратят эти преимущества. При этом, правда, забывая, что немалая доля машин в последнее время и так приходила с пометкой «Сделано в Китае».

Lenovo убеждает делом

Аналитики рынка с самого начала обращали внимание на то, что наряду со всеми выгодами сделки, Lenovo приобретает и соответствующие риски. Прибыльность подразделения персональных компьютеров IBM невелика, а конкуренция в этом секторе достаточно серьезна. Тем более не на руку здесь мог сыграть фактор лояльности к бренду. Существовала опасность, что прежние клиенты IBM, в основном корпоративные, не захотят иметь дело с Lenovo и пополнят в итоге клиентскую базу Dell или Hewlett-Packard — нынешних лидеров рынка.

Тем не менее, Lenovo, завершив сделку по приобретению ПК-подразделения IBM в апреле 2005 г., всего за 2 месяца смогла увеличить эффективность этого бизнеса. На момент, когда IBM еще сама управляла производственным подразделением ПК, его операционный убыток до уплаты налогов составлял $149 млн. В мае за менеджмент взялась Lenovo, и уже к июлю китайской компании удалось добиться операционной прибыли в $33 млн.

Большинство экспертов склонны оценивать эту сделку как знаковое событие, сопоставимое по значению с первым полетом китайского космонавта в космос. Если Lenovo удастся поддержать реноме марки, и тем более существенно развить производство, перешедшее от IBM, она сможет в самое ближайшее время войти в число крупнейших ИТ-компаний мира.

По последним данным IDC, Lenovo владеет 7,7% мирового рынка ПК, занимая третье место. Объемы поставок и прибыль компании продолжают расти. Похоже, Lenovo удастся сохранить весомость бренда IBM и в дальнейшем.

CNews Analytics

Григорий Давыдов: Lenovo следует традициям IBM, ориентируясь на производительность, безопасность и корпоративного заказчика

Григорий Давыдов

На вопросы CNews отвечает Григорий Давыдов, менеджер по продажам мобильных систем компании Lenovo.

CNews: Какие тенденции, по вашим наблюдениям, доминируют на мировом рынке ноутбуков в настоящий момент?

Григорий Давыдов: Xочется отметить развитие двух основных направлений: появление ультрапортативных мобильных компьютеров и мобильные компьютеры, как альтернатива настольной системе. Повышенный спрос на очень легкие и компактные модели связан с постоянно увеличивающимся числом пользователей, для которых компьютер в дороге становится таким же необходимым спутником, как мобильный телефон. К тому же стремительное увеличение беспроводных точек доступа WiFi даёт дополнительный стимул для роста этого сегмента оборудования. При этом мобильный пользователь уже не хочет мириться с малым экраном и неудобной клавиатурой. Он стремится к полноценному мобильному компьютеру, легкому — 1,5-2,0 кг—и очень прочному, максимально защищенному. Lenovo предлагает сразу две серии, рассчитанные именно на таких экстремальных путешественников. Это ноутбуки ThinkPad Т и Х серии.

Если говорить о мобильных компьютерах как альтернативе настольным системам, то требования к таким компьютерам другие. Здесь уже пользователи обращают внимание на высоко производительные процессоры, мощные видео карты, большие экраны, а не на портативность и продолжительность работы от батарей. ThinkPad G-Sereis является очень подходящим мобильным компьютером для этих целей, тем более, что мы постарались сделать цену на него максимально привлекательной.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS