Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics Acer

iRU уходит из России?

Осень 2005 г. началась для российского рынка мобильных ПК с громкой новости — ноутбуки под брендом iRU больше не будут собираться в России, а сам проект переходит теперь в управление к холдингу Merlion. Однако говорить об окончательном уходе iRU с отечественного рынка все же преждевременно.

Ужесточение конкуренции на российском рынке мобильных ПК, где в последнее время активизировались практически все крупнейшие мировые вендоры, не могло не затронуть отечественных игроков. Поставщикам так называемых условно российских ноутубков становится все сложнее устоять под давлением американских и азиатских гигантов. Расстановка сил на рынке постоянно меняется, гонка за лидерство ведется в каждом квартале с разными результатами. Пальма первенства уже не раз была оспорена у Rover Computer, а iRU не смогла в итоге закрепиться в тройке ведущих продавцов. Вместе с тем рентабельность самого бизнеса (и так считающегося низкомаржовым) неумолимо снижается.

В подобной ситуации свободы для маневра практически не остается. Соответственно, решение о закрытии российской сборки ноутбуков под брендом iRU выглядит вполне логичным шагом, с целью сократить издержки на производство продукции, логистику и пр. Эта новость, вкупе с другой — о переходе проекта под управление Merlion — еще не позволяют утверждать, что ноутбуки iRU вообще исчезнут с российского рынка. Тем не менее, сектор сбыта этого поставщика рискует, по оценкам экспертов, остаться ограниченным. Его продукцию будет теперь доступна только через одного эксклюзивного дистрибутора. Кроме того, считается, что локальный бренд всегда будет проигрывать транснациональной компании — хотя бы по масштабам производства.

Как все начиналось

Торговая марка iRU появилась на рынке относительно недавно — в 2002 году. Название было выбрано таким образом, чтобы однозначно ассоциироваться с компанией отечественного происхождения. «iRU» можно расшифровывать как «I am Russian», либо как «Intelligence of Russia». Другие российские поставщики (Rover Computers, MaxSelect, Nexus) в свое время ориентировались на более нейтральные «имена», не указывающие на территориальную принадлежность.

Формирование нового ноутбучного бренда происходило в рамках одного из крупнейших отечественных дистрибьюторов — компании LC Group, недавно переименованной в Merlion. Оборот холдинга, в который входят такие дистрибуторы ПК и комплектующих, как Elsie, Сitilink, Lizard и Denikin, превысил по итогам 2004 г. 22 млрд. руб. «Под» ноутбучное направление бизнеса была организована NCA Group, собственно, и владеющая торговой маркой iRU. Заказывая комплектующие в Юго-Восточной Азии, сборку компания осуществляла в Москве. По слухам, в первый год в этот бизнес было инвестировано около $20 млн.

Формат нового проекта изначально предполагал конкуренцию с уже присутствующими на рынке брендами по всем спектрам: от ноутбуков эконом-класса до сверхпроизводительных или компактных. Главной задачей было «подвинуть» Rover Computers, занимавший в тот момент более 20% отечественного сектора мобильных ПК. В отличие от конкурента iRU не стремилась диверсифицировать бизнес и выйти в другие сегменты — цифровой фототехники, КПК и пр. Все рекламные средства, таким образом, были сконцентрированы в одной нише.

Качественный показатель публикаций в СМИ

Качественный показатель публикаций в СМИ

Источник: IT Monitoring, 2004

Знаменитые рекламные кампании, за несколько месяцев обеспечившие узнавание марки, были разработаны крупным западным агентством — BBDO. По данным устроителей конкурса «Бренд года», в 2003-2004 гг. iRU потратила на рекламу по $1 млн. Были охвачены практически все каналы — ТВ (MTV, «Муз-ТВ», НТВ, СТС), радио, печатная пресса и интернет. Помимо этого, iRU активно участвовала в различных спортивных и образовательных программах — в частности, выступала спонсором шахматного чемпионата "Матч Нового Века" (сентябрь 2002 г.), IV Открытого Кубка России по поиску в интернете (декабрь 2003 г.), первого в истории России Кубка по компьютерному спорту (май 2004 г.) и др.

Динамика продаж ноутбуков в России и доля iRU

Динамика продаж ноутбуков в России и доля iRU

Источник: iRU, 2005

Благодаря удачно проведенной рекламной кампании и эффективно организованной работе с партнерами, iRU, продавшая в 2002 г. немногим менее 3000 устройств, в 2003 г. зафиксировала оборот уже на уровне 27 000 шт. По итогам 2004 г. объем продаж вырос до 91 000 ноутбуков, а рыночная доля компании составила 15%. Начало 2005 г. было ознаменовано увеличением производственной мощности (до максимального объема выпускаемой продукции — 1000 ноутбуков в день).

Два «почему»

Опрошенные CNews участники рынка дают разные объяснения предпринятому iRU шагу. Однако большинство сходится на том, что в условиях снижения рентабельности бизнеса в 2-3 раза, нести дополнительные затраты на производство ноутбуков становится просто невыгодно.

В числе наиболее неблагоприятных факторов для развития отечественного ноутбучного бизнеса в настоящий момент называют мощный демпинг со стороны иностранных производителей. Резкое снижение цен на ноутбуки является обязательным шагом для выхода на рынок и увеличения своей доли присутствия. В ценовую войну, идущую на протяжении последнего года, включаются все новые и новые игроки. Агрессивное ценовое поведение иностранцев как раз и приводит к снижению уровня рентабельности локальных сборщиков. Последним, соответственно, приходится изыскивать способы снижения издержек, чтобы сконцентрироваться на дальнейшем развитии марки.

К тому же сейчас у всех на глазах пример IBM, продемонстрировавшей эффективность переноса производства компьютерной техники в Китай. Lenovo всего за пару месяцев удалось повысить эффективность приобретенного бизнеса. Так, в апреле, когда IBM еще сама управляла производственным подразделением ПК, его операционный убыток до уплаты налогов составлял $149 млн. В мае бизнес перешел к Lenovo, и уже к июлю китайской компании удалось добиться операционной прибыли в $33 млн.

Впрочем, помимо фактора внешнего давления, упоминают и внутренние причины, повлиявшие на решение NCA Group прекратить сборочное производство ноутбуков iRU на территории России. Так, в самой компании признают критичные ошибки в стратегии продуктового маркетинга. Российскому поставщику не удалось вовремя сместить фокус с бюджетных моделей на более дорогие, технологически сложные мобильные решения. Вследствие чего не произошло ценового и позиционного дистанцирования от конкурентов, также делавших ставку на большой объем продаж ноутбуков в сегменте low end. Таким образом, iRU втянулась в ценовую войну, где оказалось достаточно рискованно брать на себя роль лидера, не имея при этом достаточного запаса цены. Продаваемый ассортимент в итоге сократился до нескольких моделей, дающих минимальную прибыль.

В самой же NCA Group склонны оценивать принятое решение как закономерный шаг в развитии бренда iRU, стратегически важный для дальнейшего продвижения торговой марки на российском рынке и успешного противостояния конкурентам.

CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS