Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics Acer

Россия: кто хозяйничает на рынке ноутбуков?

На отечественном рынке мобильных ПК сегодня представлено около 30 брендов. Ключевыми из них, с учетом показателей продаж, а также пользовательской лояльности считаются Acer, Asus, Rover Computers, IBM, HP, Toshiba, Fujitsu Siemens, Samsung и LG. Грядут ли перемены?

Российский рынок ноутбуков продолжает оставаться одним из наиболее динамично развивающихся в Европе. По оценкам Gartner, он занимает уже четвертое место в регионе (после Германии, Великобритании и Франции), увеличиваясь каждый год на 70-80%. Подобные темпы объясняются в какой-то мере несколько запоздалым интересом отечественных пользователей к мобильным компьютерам и «особой» российской спецификой. Ведь если в Европе основными покупателями ноутбуков являются домашние пользователи, то у нас пока что превалируют государственные организации и крупные предприятия. В итоге доля ноутбуков в общем компьютерном парке России не превышает 10-12%, в то время как в мировом масштабе этот показатель составляет около 30%.

Впрочем, популярность ноутбуков на отечественном рынке с каждым днем растет, чему способствует максимальное разнообразие предлагаемых моделей. Количество представленных сегодня торговых марок ноутбуков значительно — порядка 30 брендов. Причем расстановка сил здесь сложилась примерно такая же, как и в Европе, включая общего лидера продаж, которым с 2005 года является Acer. Ниже компании перечислены в порядке убывания рыночной доли.

Acer

Acer

Глеб Мишин: До 70% всех ноутбуков в России приходится на розничные продажи

Глеб Мишин

Особенности спроса отечественного потребительского сектора на мобильные ПК комментирует CNews Глеб Мишин, главный представитель Acer в России.

CNews: Как вы оцениваете соотношение розничных и корпоративных продаж в отечественном секторе ноутбуков на данный момент?

Глеб Мишин: Думаю, структура потребления ноутбуков Acer в значительной степени определяет общую конъюнктуру рынка ноутбуков в России. Результаты 3-го квартала говорят о том, что рыночная доля наших ноутбуков уже превысила 20% от общего количества ноутбуков проданных в России, а отрыв от ближайшего конкурента - еще не на порядок, но уже почти в 2 раза. Поэтому смею с высокой степенью достоверности сделать следующие предположения.

Во-первых, до 70% всех ноутбуков в России приходится на розничные продажи - при этом, конечно же, мы говорим не об индивидуальных покупателях, а в основном о рынке SOHO (малый офис, домашний офис). На долю федеральных и региональных розничных сетей приходится около 30% продаваемой продукции.

Во-вторых, доля ноутбуков в общих поставках ПК точно превышает 20%, растет опережающими темпами и вполне может достичь 35% к концу будущего года, что очень близко к европейскому значению.

В-третьих, доля государственных закупок в общем объеме ПК значительно снизилась ввиду заметного роста рынка СМБ и розницы. Опять же, государственные закупки в принципе не могут иметь определяющей роли на рынке ноутбуков из-за специфики решаемых государственными органами задач и особенностей эксплуатации, поэтому я бы отвел государственному сектору долю, не превышающую 5-10% от доли рынка ноутбуков.

Опять же выше перечисленными факторами в значительной степени определяется свободная конкурентная среда на рынке ноутбуков, что, в конечном счете, способствует лидерству международных торговых марок на рынке России. Да, и в заключение,  хочу напомнить известный рекламный ролик  «…в Европе не растет кофе…», впрочем, как и в России.

CNews: Спасибо.

Acer, по оценкам Gartner, в 2005 году контролирвал почти пятую часть российского рынка ноутбуков. Эта компания была основана в 1976 году и сегодня входит в пятерку ведущих поставщиков мирового компьютерного оборудования. Лидером она является в 13 странах, в том числе, и в России. Любопытно, что компания уже достаточно давно присутствует на российском рынке, первый офис в Москве открылся в далеком 1994 году.

Сегодня основным предложением Acer являются две линейки — TravelMate и Aspire, включающие в себя огромный спектр решений (более 20 моделей) на любой вкус, начиная от ультракомпактного TravelMate 3000 и заканчивая мощными мультимедийными центрами вроде Aspire 9100. Также стоит отметить существование эксклюзивной линейки Acer Ferrari — ноутбуки выполнены в духе и стиле самой известной «конюшни» Формулы-1. В классе устройств Tablet PC ярким представителем является изящный трансформер TravelMate C300.

Отечественный рынок этот вендор осваивает под девизом «Иномарка по российской цене», который находит подтверждение в проводимых рекламных акциях. Последние яркие предложения лета 2005 года — это ноутбуки TravelMate 2355XC и Aspire 3002WLC, за 700 и 800 долларов, соответственно. Мощный ценовой натиск, подкрепленный модельным разнообразием и постоянным улучшением качества продукции, является главной причиной лидерства Acer.

Asus

Тайваньская экспансия типична для мирового рынка ИT, соответственно закономерно второе место по поставкам у Asus. Несмотря на свою не слишком долгую историю, компания стремится оставить яркий след на высокотехнологичном склоне. Формула успеха Asus рисуется следующим образом: «Победа = Маркетинг (Качество * Скорость * Новаторство * Обслуживание) / Цена». Не умаляя значения всех составляющих успеха, стоит сделать акцент на новаторстве. Эта технологически ориентированная компания питает особую страсть к инновациям, что и находит отражение в ее продуктах. Например, серии A5E, A7V и W1V. Все три линейки оснащены TV-тюнерами и ПО ASUS Mobile Theater, солидными широкоформатными дисплеями, акустическими системами с сабвуфером, у первых двух есть Web-камера, а у A5E еще и FM-тюнер.

Если же бросить взгляд на предлагаемый с 2005 года модельный ряд, то здесь можно увидеть все: "экстремальную мультимедийность" (L5000), "рекордную мобильность" (S200/S300N), "стиль и элегантность", подтвержденную IF Award (M5200N), "высочайшую графическую производительность" (A6000G) и т.д. Пожалуй, трудно найти такой сегмент на рынке ноутбуков, где Asus не предложила бы свое решение. Обратим внимание еще на такой момент: сегодня доля ноутбуков, продающихся непосредственно производителем под своей маркой, неуклонно снижается, в то время как Asus поступает ровно наоборот. Выгоды такого подхода - это и возможность непосредственно влиять на качество, и более низкая конечная цена ноутбука (Asus — крупный клиент Intel и других поставщиков, соответственно, имеет серьезные скидки на комплектующие). «Красивая» цена и обилие инновационных решений — те основные факторы, которые обеспечивают успешность ноутбуков этого вендора на рынке.

Rover Computers

Третье место по поставкам на российском рынке ноутбуков продолжает занимать бренд RoverBook, принадлежащий отечественной Rover Computers.Компания основана в 1991 году (нынешнее название - с 2002 года) и занимается производством мобильных ПК с 1995 года. Типичный пример устойчивого проекта local brand. Как правило, такие компании создаются на национальном капитале и ведут сборочное производство непосредственно на территории продаж.

В основе ноутбуков RoverBook - мобильные платформы крупнейших тайваньских заводов: Quanta, Compal, FIC, Inventec, Twinhead, Arima и др. На сегодняшний день, по заявлению Rover Computers, таких поставщиков у компании 10. На тех же заводах размещают заказы на производство ноутбуков и западные бренды.

Модельный ряд RoverBook состоит из 5 серий: Partner (low-end, процессоры VIA и AMD), Voyager (low-end, мобильные процессоры Intel), Navigator ("домашние" мультимедиа-ноутбуки на мобильных процессорах Intel), Explorer (на базе мобильных процессоров AMD) и Nautilus (high-end, мобильные процессоры Intel).

По заявлению представителей компании, "главными" сериями считаются Navigator и Nautilus. Заключено ОЕМ-соглашение на установку на эти ноутбуки ПО Acronis LiveMedia, позволяющего использовать ноутбук в качестве мультимедиа-станции без загрузки Windows

Samsung

С недавнего времени у продающих ноутбуки компаний появился опасный конкурент, задумавший вплотную подобраться к двум тайваньским лидерам — это Samsung. Богатейший «жизненный» опыт (компания была образована в 1969 году) и извечное стремление к продвижению на новые рынки дают о себе знать. Интересно, что на сегодняшний день компания предлагает в России не так уж и много ноутбуков, но частота замены модельного ряда достойна подражания.

На примере модели R50, тонкого и производительного ноутбука на базе Sonoma, можно судить о новой маркетинговой политике компании на российском рынке. В первую очередь, это ставка на суперлегкие и ультратонкие модели, во-вторых, продвижение собственных разработок (по аналогии с Asus) и инновационные технологии.

В том, что последних у компании в избытке, сомневаться не приходится. Уже в шестой раз Samsung становится лауреатом ежегодного российского конкурса «Народная марка» среди ноутбуков. Разумеется, сегодняшний конек компании — это тонкость и легкость в сочетании с производительностью. А если добавить сюда элегантную внешность и разумную ценовую политику (не самые дешевые ноутбуки, надо отметить), то получается очень выигрышная комбинация. И на рекламу денег корейцы не жалеют — наверное, все зрители российских телеканалов на память знают возможности X10 plus.

Toshiba

Другой представленный в России азиатский вендор с богатейшей историей — Toshiba. Образование этой компании относится к 1875 году, правда тогда она называлась Tanaka Engineering Works, и выпускала телеграфное оборудование. Под современным названием компания известна с 1978 года.

На протяжении всего времени существования ноутбуков Toshiba играла ведущие роли в становлении и развитии технологии. Сегодня, возможно, она потеряла былой авторитет, но нет-нет, да и выпустит что-нибудь экстравагантное, к примеру, неподражаемый Libretto U100. К тому же компания и по сей день продолжает активно экспериментировать. Велика вероятность, что первый массовый ноутбук с топливным аккумулятором появится именно под этим логотипом.

В арсенале компании несколько линеек, каждая из которых позиционируется под определенный круг пользователей. При этом любой ноутбук обладает элегантным стилем и, если так можно выразиться, чувством меры. Так, линейка Portege включает в себя одновременно портативные и престижные устройства (в том числе трансформеры), оснащенные различными беспроводными интерфейсами. Линейка Qosmio — скорее домашние ПК, здесь наряду с информацией властвуют развлечения. Более продвинутыми являются линейки Satellite и Satellite Pro. Что касается Tecra, то это выбор бизнес пользователей самых различных уровней, от рядового служащего до директора.

Топливные источники энергии упомянуты не зря, Toshiba знает в этом толк, и ее ноутбуки (даже с литиево-ионными батареями) являются самыми «долгоиграющими». Правда, если судить по рекламным акциям, то наибольшее значение в России компания придает домашнему сектору, активно продвигая ноутбуки линейки Qosmio.

Hewlett-Packard

Hewlett-Packard—один из первых представителей «буржуазного» мира в бывшем СССР, работает у нас с 1968 (!) года и специализируется сугубо на бизнес-ноутбуках. Так уж сложилось, что модельный ряд немногочисленен, но зато отличается высокой производительностью, компактностью и неплохой автономностью. Последнему параметру в компании придают особое значение, по этой причине все последние устройства обладают возможностью быстрого подключения дополнительной батареи HP Travel Battery.

Традиционно модельный ряд этой компании обновляется весной. В 2005 году в очередной раз HP представила две базовых линейки: бизнес-серию Enterprise (nc) и эконом-серию Essential (nx). Однако при этом ноутбуки в линейках разбиты по градациям — замена настольного ПК, тонкие и легкие, сверхвысокая мобильность.

Особое внимание компания уделяет надежности своих устройств. Помимо усиления собственно корпуса, используются и другие технические решения: жесткая фиксация винчестера и его отключение при закрытии крышки, специальное ПО для восстановления системы и т.д. HP, пожалуй, единственный производитель, сконцентрировавший все силы на узком секторе рынка, поэтому эти особенности (корпоративный дизайн, слабые мультимедийные возможности и др.) не так уж интересны домашним пользователям.

Dell

За последний год Dell заметно поправила состояние своих дел в России и в 2005 году заняла 7% отечественного рынка. Традиции компании — это надежность, производительность и технологичность. К тому же Dell отличается завидным постоянством: дизайн в большинстве случаев консервативен, процессоры только от Intel и т.п. — этакая мечта корпоративного пользователя. Основным потребителем этих ноутбуков в России являются крупные компании, следовательно, выбранная маркетинговая тактика оправдывает себя.

Приходится констатировать, что модельное разнообразие не так велико, как у тайваньских вендоров. Правда, бросается в глаза, что каждый ноутбук представляет собой не просто набор комплектующих под среднего пользователя, а выверенную и сбалансированную аппаратно-программную комбинацию под конкретную задачу.

Из трех предлагаемых компанией линеек наиболее внушительно смотрится Precision, где представлены самые мощные ноутбуки, подходящие для комфортной работы даже с трехмерными CAD-пакетами. В Precision М70, например, установлены процессор Intel M 780 с частотой 2,26 ГГц и видеоакселератор nVidia Quadro FX Go1400 PCI-Express с 256 Мб памяти. Аналогов такой конфигурации не так уж много. Линейка Latitude — главная надежда компании, это и есть тот самый бизнес класс, от миниатюрного X1 до мощного, но сравнительного легкого (чуть менее 3 кг) D810. Состав линейки Inspiron более «разношерстный», и здесь можно подобрать ноутбук для пользователя любого уровня.

Fujitsu Siemens Computers

Fujitsu Siemens Computers является лидирующим вендором в Европе и пытается теперь распространить свое влияние и на Россию. Разумеется, две головы лучше, чем одна, и ноутбуки немецко-японского альянса выгодно отличаются стильным дизайном и высоким качеством изготовления. Ну а про поддержку всех современных технологий можно и не упоминать, в компании, специализирующейся на создании мобильных решений нового поколения, они присутствуют по умолчанию.

В России сдерживающим фактором для более широкого распространения этих решений является, по всей видимости, высокая цена, и компания принимает все меры к ее уменьшению. Кроме того, этот производитель достаточно серьезно интересуется применением платформ, альтернативных Intel Centrino/Sonoma — например, AMD Turion 64 (к которому постепенно склоняется и HP). В августе 2005 года AMD выпустила новый 64-битный процессор Turion 64 4000+ (тактовая частота 2,6 ГГц, 1 Мб кэша L2, встроенная технология усовершенствованной антивирусной защиты EVP), и в планах Fujitsu Siemens Computers тут же появился соответствующий ноутбук AMILO A1667G.

Fujitsu Siemens предлагает сегодня 2 класса ноутбуков — для дома и для бизнеса. Первых гораздо меньше (линейки AMILO A и M), в то время как от профессиональных систем глаза разбегаются. Здесь и AMILO Pro, и LIFEBOOK, имеющие пять серий, и мощные рабочие станции CELSIUS. Заметным успехом у российских потребителей пользуются устройства линеек CELSIUS P.

IBM

Как известно, «голубой гигант» с прошлого года больше не занимается ПК. На сайте IBM ноутбуки «помечены» звездочкой, с предупреждением о перенаправлении при клике по ссылке на сайт нового владельца торговой марки IBM ThinkPad — китайской компании Lenovo.

Впрочем, пока что китайцы продолжают эксплуатировать годами выношенную идею под названием ThinkPad. Так, недавний анонс, состоящий из 26 (!) моделей, включил в себя знакомые многим ThinkPad T43, T43p и R52. Притом только несколько моделей будут иметь английский интерфейс, большинство предназначены для китайского рынка. Но, судя по действиям компании Lenovo в России (открытие офиса), скоро на отечественном рынке будет достаточно много моделей под маркой IBM.

LG

Этот корейский бренд проявляет в последнее время небывалую активность. Компания, начавшая продвигать ноутбуки в России всего двух лет назад, уже занимает 4% продаж. Тому есть весомые причины, ноутбуки LG отличаются неплохим качеством, поддержкой современных технологий, и самое главное — это один из редких производителей, имеющих собственные разработки и мощную сервисную поддержку.

BenQ

Несколько добрых слов следует сказать, наконец, и в адрес еще «совсем зеленого» новичка рынка — компании BenQ. Ее линейка ноутбуков Joybook (ноутбук, несущий радость), уже пришлась по вкусу многим отечественным пользователем. Продукция компании явно ориентирована на поколение тинэйджеров, что довольно необычно для нашего рынка.

Подводя итог, нужно обратить внимание на серьезные изменения, произошедшие в последнее время на российском рынке ноутбуков. Конкуренция усиливается, и если раньше тон задавали несколько крупных вендоров, то теперь претендентов в лидеры все больше, и идут они уже практически нога в ногу. Соответственно, это отражается на цене устройств — вполне на руку российскому пользователю.

Второй важный момент — возросшая активность тайваньских и корейских вендоров. Так, суммарная доля продаж Acer, Asus и Samsung за второй квартал 2005 года составила около 43%, а с учетом всех компаний этого региона (LG и др.) — это больше половины рынка. В-третьих, перспективность российского рынка оценили уже все мировые лидеры. Практически у каждого есть здесь специально выработанная маркетинговая и ценовая политика, рекламные акции и т.п. В этой связи, вполне вероятно, что представленный выше анализ товарного предложения является лишь временным срезом.

Алекс Ксенин / Zoom.CNews

Андрей Таскаев: Производители, которые «застряли» на гигабайтах и мегагерцах, теряют свои позиции

Андрей Таскаев

На вопросы CNews отвечает Андрей Таскаев, менеджер по продукции компании BenQ.

CNews: Какие тенденции, по вашим наблюдениям, доминируют на мировом рынке ноутбуков в настоящий момент?

Андрей Таскаев: Сегодня на рынке ноутбуков мы видим три основных тенденции. Во-первых, требование пользователей к объединению технологий и стиля жизни, возникновение реального цифрового образа жизни — digital lifestyle, когда ноутбук становится неким цифровым центром, в котором объединены не только функционал "десктопа под столом", но и возможности мгновенного подключения любых цифровых устройств, реальная мобильность и производительность. Сегодня уже можно сказать, что ноутбук стал постоянным спутником человека на работе, отдыхе, в пути. А грань между требованиями к ноутбуку для работы и для развлечения практически стерта.

Вторая тенденция — требование пользователей к комфортной работе. Т.е. к яркости, контрастности, скорости экранов, хорошему звуку, удобной клавиатуре, тишине, коммуникациям, заточенному ПО, дизайну. Уже ясно, что нельзя относиться к ноутбуку как к маленькому десктопу. Здесь нельзя оперативно и недорого поменять экран, клавиатуру или динамики — а именно с этими ключевыми компонентами мы работаем постоянно. Именно эти компоненты в ближайшем времени будут определяющими при выборе ноутбуков. И третья тенденция — требование пользователей к реальной цене, грамотному сервису и поддержке.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS