Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics Acer

Михаил Сидоренко: Рано или поздно ноутбуки в России будут преобладать над десктопами

Михаил Сидоренко

О тенденциях российского рынка ноутбуков и перспективах его развития в интервью CNews рассказывает менеджер по развитию бизнеса НР в регионе ISE (Россия, Восточная Европа, Ближний Восток, Африка) Михаил Сидоренко.

CNews: Какие тенденции были характерны для российского рынка ноутбуков на протяжении минувшего года?

Михаил Сидоренко: Основная тенденция — рост продаж ноутбуков и переориентация пользователей с десктопов на ноутбуки. По нашим оценкам, рост данного сегмента выше, чем считают аналитики. Так, по данным IDC, во втором квартале 2005 года в России было продано 250 тыс. ноутбуков — столько же, сколько за первую половину 2004 года. Еще один показатель: если во втором квартале прошлого года ноутбуки составляли порядка 12% от общего объема ПК (ноутбук был каждым десятым продаваемым компьютером), то, по нашим оценкам, сегодня каждый пятый продаваемый в России компьютер — это мобильный ПК.

Постепенно сходит на нет имидж ноутбука как высокотехнологичного устройства. Ноутбуки продаются во всех магазинах бытовой электроники. Для пользователей ноутбук перешел в категорию «домашних» приборов, привлекающих своей простотой и свойствами, не характерными для десктопа — мобильностью и портативностью.

Другая тенденция—клиенты становятся более разборчивыми. Они отдают предпочтение брендам, более качественным и высокотехнологическим продуктам.

CNews: Как с вашей точки зрения изменились требования российских пользователей ноутбуков за последнее время? Какой критерий сегодня является определяющим для отечественного покупателя?

Михаил Сидоренко: Мне кажется, что сколько клиентов — столько у них и нужд, однако имеются определенные групповые критерии потребностей (помимо стандартного набора). На наш взгляд — преимущество НР в том, что мы предлагаем широкую гамму технологий, адекватную по соотношению цена-производительность, размер-вес, поэтому у покупателей есть выбор.

Одна из особенностей цифровой техники НР — использование единого информационного носителя—SD-карт памяти. Это был сознательный шаг компании—совместить все цифровые продукты. Преимущества очевидны: пользуясь цифровым фотоаппаратом, вы можете сразу посмотреть фотографии на КПК или ноутбуке НР, без использования проводов Данный формат был выбран, поскольку на момент принятия решения являлся оптимальным соотношением размера, емкости и себестоимости. За последние годы значительно снизились цены на SD-карты, они перестали быть экзотикой. Если 10 лет назад люди пользовались флоппи-дисками, то это замена, причем — в 500-1000 раз более емкая.

Мы будем продолжать поддерживать этот формат. Наряду с этим, одно из направлений эволюции — поддержка мини-SD-карт. Этот стандарт уже используется в телефонии, и если он станет массовой технологией, то появится и в наших ноутбуках, и в остальных продуктах.

CNews: Каков уровень проникновения на рынок «дизайнерских» ноутбуков, моделей с малой диагональю? Есть ли у «нетривиальных» решений на отечественном рынке портативных ПК будущее? Или доминировать всегда будет «классический» форм-фактор?

Михаил Сидоренко: Безусловно, есть группа пользователей, для которых важным критерием покупки ноутбука является его внешность, эксклюзивность. Но число этих потребителей не настолько велико, чтобы определять направления развития рынка: все-таки большинство предпочитает функциональность дизайнерскому решению. Не думаю, что рынок затребует эти продукты в объеме, превышающем 4-5%.

На мой взгляд, «классический» форм-фактор ноутбука никуда не денется, но в будущем может эволюционировать. Один из вариантов — переход от стандартных экранов к широкоформатным. В НР пришли к такому дизайну, поскольку он востребован клиентом. Ноутбук получается меньшим по высоте, но немного длиннее. При «классическом» использовании устройства — например, в самолете, — гораздо удобнее, когда экран расположен ниже. Преимущество широкоформатного ноутбука еще и в том, что на нем можно рассматривать две страницы текста одновременно.

Несомненно, есть будущее и у моделей с малой диагональю, потому что они представляют разумный компромисс между весом и сроком жизни без батареи. Наиболее удачные модели из этой серии будут развиваться.

Несмотря на то, что у НР имеются планы в области дизайнерских ноутбуков, нам кажется, что и стандартные продукты компании — достаточно «дизайнерские». Они не очень выделяются внешне, но отвечают самым взыскательным требованиям. В эти продукты было вложено огромное количество дизайнерского труда, проведен ряд исследований эргономичности. Например: к числу «эргономических» пожеланий пользователей относится расположение экрана ноутбука на уровне глаз. НР предлагает подставку, на которой можно расположить ноутбук в удобном для глаз положении, отрегулировать угол наклона экрана. При этом подставку можно добавить как док-станцию, к которой подключены все провода. В таком виде ноутбук по функциональности и удобству полностью заменяет десктоп. Я считаю, что это очень эргономичное и «дизайнерское» решение. Так что если продукт не выделяется яркостью расцветки, то это еще не значит, что решение «не дизайнерское».

CNews: Известно, что многие производители ноутбуков, ориентируясь на российский рынок, делают ставку на недорогие модели. Насколько в этом плане НР готов подстроиться под запросы отечественных пользователей? Какие новые модели, выпущенные в течение 2004-2005 гг. соответствуют данному критерию?

Михаил Сидоренко: В 2005 году мы объявили новую линейку ноутбуков для отечественного рынка, в которую входят три модели, соответствующие этому критерию. В них для обеспечения оптимальной себестоимости были сделаны определенные компромиссы с точки зрения наличия/отсутствия некоторых портов. Но даже на ноутбуках начальной ценовой категории мы сохранили технологии, выгодно отличающие наши продукты. Например — возможность использования дополнительной внешней батареи, которая увеличивает срок энергонезависимой жизни этого продукта до 8,5 часов.

Минимальная розничная цена ноутбука от НР, конечно, не самая низкая. Но ведь речь идет о большой надежности и долговечности наших продуктов. Даже в наших «базовых» ноутбуках под крышкой по периметру экрана расположена магнезиевая рамка, которая позволяет сохранить матрицу от повреждений. Еще одна технология, которая используется во всей линейке мобильных ПК от НР: в пластмассу ноутбука добавляются специальные вещества, повышающие износостойкость продукта. Все это позволяет сохранить ноутбук «в добром здравии» в течение максимального количества лет.

В то же время не стоит думать, что НР — дорогой бренд, рассчитанный лишь на хай-энд. Мы учитываем возможности большинства категорий потребителей. И по соотношению цены, функциональности и производительности НР представляет наилучшие параметры для рынка. Во всем мире люди голосуют деньгами за наши продукты не просто так.

Мне думается, в России имеется определенный перекос в сторону моделей нижнего уровня—это порядка 40%. Может быть, с точки зрения позиционирования Россия — действительно особая страна, но все-таки в регионах процент ноутбуков средней ценовой категории может быть большим.

Мы как производитель уделяем равное внимание всем сегментам. Несомненно, в России есть ряд пользователей, которые руководствуются только критерием цены. И очевидно, что они найдут «свой» ноутбук у отечественных компьютерных производителей. НР не стремится занять данную нишу, мы никогда не будем «дешевым» вендором. Но для пользователей, которые понимают толк в технологиях, НР — одно из лучших решений на рынке. Даже для недорогих моделей мы используем базовые технологии, в числе которых—15-дюймовый монитор со встроенным оптическим диском, устройство для записи DVD, стандартный набор расширения ноутбука, возможность присоединения дополнительной батареи (автономная работа до 8,5 часов). В общем, покупатели получают полнофункциональную «машину».

CNews: Доля мирового рынка НР по ноутбукам в течение последнего полугодия, по данным IDC, остается неизменной (15,6%). С чем связано то, что ваша компания не делает активных шагов по «откусыванию» доли рынка у конкурентов? Если вы движетесь в этом направлении, то снижения доли каких производителей следует ожидать в ближайшее время?

Михаил Сидоренко: Политика НР состоит не в том, чтобы «сражаться» с конкурентами в прямом смысле этого слова, а в том, чтобы предлагать наиболее качественные и оптимальные с точки зрения различных пользовательских характеристик решения. Мы просто предлагаем новые продукты, которые люди будут покупать и с удовольствием использовать, предоставляем пользователям информацию об их технологических преимуществах.

Мы ориентированы на долговременную работу на рынке ноутбуков, и намерены своим присутствием вытеснять бренды с более краткосрочным видением бизнес-моделей.

По данным IDC, сегодня на рынке ноутбуков предпочтение отдается, в основном, трем брендам, которые в состоянии инвестировать достаточные средства в новые технологии, а также предоставлять продукты по разумным ценам. НР инвестирует в НИОКР порядка $4 млрд. в год—речь идет как о фундаментальных, так и о прикладных разработках. Поэтому я убежден, что, поскольку мы предлагаем высокотехнологичный продукт, наша доля будет возрастать.

CNews: Каковы позиции НР в плане выбора платформы для ноутбуков?

Михаил Сидоренко: Сейчас у НР, помимо моделей на платформе Intel, есть линейка ноутбуков, поддерживающих процессоры АМD, в которой мы используем ряд интересных технологий — встроенный распознаватель отпечатков пальцев, отдельный графический процессор. Мы только начали продвигать на рынок этот продукт, поэтому еще сложно судить о том, насколько он успешен. Пока на рынке будут предлагаться интересные решения в области чипов — НР будет на них присутствовать. Один из примеров того, что мы готовы на риск — это шаг, сделанный нами два года назад: мы начали производить ноутбуки на процессорах Transmeta. Мы готовы использовать те технологии, которые предоставляют реальные преимущества для клиентов, готовы рассматривать, экспериментировать и предлагать новые решения.

CNews: Каким вы видите российский рынок ноутбуков 3-5 лет спустя? Каковы ваши прогнозы по поводу постепенного вытеснения десктопов ноутбуками — в мире и в России?

Михаил Сидоренко: Сегодня в Западной Европе каждый третий продаваемый ПК — это ноутбук. Думаю, что российский рынок также будет двигаться в направлении увеличения доли ноутбуков. В какой-то момент в России наступит равновесие продаж десктопов и ноутбуков, рано или поздно доля настольных ПК опустится ниже 50%. Несомненно, десктопы останутся в тех ценовых нишах, до которых ноутбуки не смогут опуститься.

Другой тенденцией станет разнообразие форм-факторов. Будут развиваться и планшетные ПК, и ноутбуки с малой диагональю. Сам ноутбук будет тяготеть к «меньшим» форм-факторам — к смартфонам и КПК. Несомненен успех Tablet РС — продукт покрывает потребности многих вертикальных рынков в тех областях, где требуется рукописный ввод текста и графики. Будут развиваться и широкоэкранные модели, и 17-дюймовые машины. Рынок все больше насыщается разноплановыми продуктами, которые позволяют удовлетворить запросы пользователей более специализированно, и у людей появляется больший выбор.

Я думаю, что для России очень актуально и развитие беспроводных технологий. Очевидно, что если в доме есть высокоскоростной интернет с хорошей пропускной способностью, к которому можно присоединить несколько компьютеров, то путешествовать по Сети можно с гораздо большим комфортом, используя ноутбук.

CNews: Говоря о рынке КПК, большинство аналитиков высказывает однозначную точку зрения: по мере насыщения рынка смартфонами необходимость в КПК отпадет. Есть ли на ваш взгляд, факторы, способные воспрепятствовать данному ходу событий?

Михаил Сидоренко: Это мировой тренд, а на российском рынке ситуация несколько иная. У нас смартфоны демонстрируют рост, но он не подавляет рост КПК. На мой взгляд, есть множество факторов, которые будут благоприятствовать развитию рынка КПК в России. Я бы назвал этот фактор специализацией устройств.

Для КПК существует целый слой вертикальных рынков. Устройство активно используется в работе коммивояжеров: с его помощью можно оценивать состояние заказа, наличие товара на складе, проконтролировать его отгрузку. На Украине, например, в кафе есть возможность сделать заказ через КПК посредством беспроводной связи. И, на мой взгляд, список прикладных задач для КПК будет в России только расширяться.

Кроме того, развивающейся в Европе рынок GPS и в России со временем будет расти. И на этой нише КПК, как недорогие устройства, будут пользоваться спросом. Да и на Западе спад интереса к КПК еще не начался. Сейчас этот рынок растет не на 100%, как раньше, а на 10-12% в год. Поэтому мне кажется, что у российского рынка КПК есть еще 3-5 лет для роста.

CNews: Какие новые технологии НР намерен использовать в моделях, анонс которых запланирован на ближайший год?

Михаил Сидоренко: Политика компании состоит в том, чтобы объявлять о новых технологиях по мере появления новых продуктов, в которых они нашли применение. Наши продукты готовы к моменту объявления новых технологий. Когда Intel объявила процессор Sonoma, то НР одновременно с этим анонсировала новые продукты на его основе.

Сейчас мы начинаем отгружать в нескольких стандартных моделях DVD-привод, который позволяет пользователю записать DVD диск, перевернуть его и с другой стороны нарисовать любую картинку.

Используем мы и технологию доступа по отпечатку пальца, которая позволяет считывать не только информацию с поверхности кожи, но и «смотрит» несколько глубже. Это приятные мелочи, подобные использованию в ноутбуке дополнительной батареи.

НР предлагает сегодня в России полный ряд своих КПК (6 моделей) и сматрфонов: (2 серии). Мы будем продолжать предлагать эту линейку на всех рынках. Каких-то фундаментальных изменений в модельном ряду мы не ожидаем.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS