Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics Acer

Сергей Шуняев: Нам труднее, потому что мы производим ноутбуки легально

Сергей Шуняев

На вопросы CNews ответил Сергей Шуняев, президент компании «Rover Computers».

CNews: Какие факторы на ваш взгляд определяют развитие рынков ноутбуков в России?

Сергей Шуняев: Развитие рынка ноутбуков в России сегодня определяет растущие требования к компьютерной технике со стороны развивающегося бизнеса, потому что новых технологий особенно не видно в последнее время. Но база продаж портативных компьютеров постоянно растет в связи с тем, что ноутбук де-факто стал стандартным компьютером вместо десктопа.

CNews: Какие изменения, произошедшие в этом секторе за последнее время, вы назвали бы ключевыми?

Сергей Шуняев: Интересен уход iRU с рынка мобильных компьютеров, потому что компания красиво начала свое развитие, вне всякого сомнения, чего-то добилась с точки зрения объема продаж. Но, как показала практика, опять же сказался недостаток опыта в производстве ноутбуков, и она вынуждена была уйти или перестроить свою бизнес-модель. Это событие означает, как мне кажется, что больше в данный сектор рынка никто сейчас не пойдет.

CNews: А как вы видите будущее развитие iRU теперь уже после произошедших событий?

Сергей Шуняев: Не могу это комментировать. Насколько я ориентируюсь в ситуации, в компании пока сами не понимают точно, что будут делать. Ожидается, что к октябрю ситуация так или иначе прояснится.

CNews: Насколько изменится, по вашим прогнозам, ситуация в российском сегменте с мобильных ПК, в связи с пертурбациями, произошедшими с iRU?

Сергей Шуняев: Не думаю, что ситуация сильно изменится. Насколько я понимаю, последние два месяца, т.е. август, сентябрь, iRU не завозила новых моделей. У них был, видимо, достаточно большой склад, который обеспечивал как минимум месячные продажи. В сентябре же все сходит на нет. Конечно, ноутбуки данной марки в магазинах еще есть, но на центральном складе iRU продажа больше не ведется. Поэтому, я думаю, что их доля рынка постепенно равномерно распределиться, хотя, может быть некоторое, предпочтение будет и в нашу сторону. Крупный российский производитель в сегменте мобильных ПК остался теперь практически один.

CNews: Как вы оцениваете конкурентную способность отечественных систем по сравнению с зарубежными, учитывая то, что последние начинают доминировать на нашем рынке?

Сергей Шуняев: Здесь ситуация достаточно простая. Отечественные компании, включая Rover Computers, вполне могут конкурировать с зарубежными, которые сейчас действительно занимают лидирующие позиции в строчке продаж ноутбуков. Но все дело в том, что абсолютно не исполняется таможенное законодательство. Если посмотреть официальную таможенную базу, то за весь этот год ввезено, допустим, 1270 ноутбуков в месяц официально, что составляет, наверное, меньше 2% от общих поставок, остальные серые. Нам же труднее, поскольку мы на этом рынке давно и производим ноутбуки легально, соответственно, вынуждены выполнять таможенное законодательство. В то время как некоторые просто не платят пошлин, снижают цену и... захватывают рынок большим объемом продаж.

CNews: Как изменились за последний год по вашим наблюдениям требования, предъявляемые к мобильным ПК, со стороны отечественного потребителя?

Сергей Шуняев: Изменились, а также сильно дифференцировались. Теперь в секторе ультра дешевых компьютеров все понимают, что нет смысла ожидать высокой производительности, продолжительного времени автономной работы или имиджевого дизайна, но жестко можно требовать цену и качества с точки зрения гарантийных обязательств. Раньше такого не было, на ноутбуки смотрели как на достаточно дорогую вещь вообще. Однако нужно понимать, что удешевление всегда идет за счет чего-то: за счет той же пластмассы (ее качества), упрощения конструкции, более медленных процессоров и др.

В области средней ценовой категории от 900 до 1000 долларов, наоборот, требования к ноутбукам сильно поднялись, в том смысле, что теперь требуется универсальность или, так называемая, функция «все включено»: наличие встроенного ТВ-тюнера, аудио-проигрывателя и многого другого, так чтобы портативный компьютер выполнял еще и роль бытового устройства.

Что касается высшего ценового диапазона, то здесь пристрастия постоянно меняются. Одним нравятся одно, другим другое, вкусы все время меняются.

CNews: Какие мобильные технологии вы считаете в настоящий момент наиболее актуальными?

Сергей Шуняев: Технология Wi-Fi как была, так и остается актуальной. В том смысле, что, стандарт 802.11g даже сегодня до конца еще не доработан. Это касается не только ноутбуков, но и всех устройств, которые используют данную технологию. Например, домашние видеосервера, которые сейчас достаточно широко начинают предлагаться, приемники на обычные телевизоры, чтобы можно было без проводов передавать видеосигнал с DVD, видеокамеры и др. Развитие этого стандарта в сторону WiMax, наверное, дало бы положительный результат, освободив в некотором смысле от проводов, и уподобив устройство мобильному телефону. Думаю, что через два-три года это будет достаточно популярная вещь.

Еще я бы выделил развитие технологий по созданию новых аккумуляторов. Правда, они пока находятся на стадии образцов. Также стоит отметить тенденцию ко все большему снижению энергопотребления процессоров в ноутбуках, т.е. к более холодным и тихим ноутбукам. Это, кажется, мелочью по сравнению с Wi-Fi, но очень хорошей мелочью, так как это то, с чем вы работаете каждый день.

CNews: Какие методы маркетингового продвижения мобильной продукции видятся вам наиболее эффективными?

Сергей Шуняев: Я думаю сейчас наиболее эффективным методом, как это ни странно, является интернет. Необходимо объяснить потребителям, что означают новые возможности ноутбуков и технологий. Важной является не только цена, частота процессора и объем памяти, но и те новые возможности, которые конечный пользователь может получить, купив ноутбук. Можно использовать, конечно, потенциал наружной рекламы, но это довольно сложно. Кроме того, у нас нет больших средств, чтобы «вбухивать» их в телевизионную рекламу, а в интернете это вполне возможно, поэтому мы концентрируемся на глобальной информационной сети.

CNews: Каковы ваши планы по расширению линейки ноутбуков в ближайшее время?

Сергей Шуняев: У нас есть пять линеек ноутбуков. Мы не планируем их сужать. В рамках глобального расширения мы рассматриваем, наверное, возвращение к Tablet PC, к чему нас активно толкает Мicrosoft. Хотя не только в Микрософте дело — сейчас удалось преодолеть проблемы, связанные с распознаванием текста на русском языке. Значит, можно попробовать запустить новую линейку.

CNews: Т.е. можно будет ожидать новинки от Rover Computers — Tablet PC?

Сергей Шуняев: Да, скорее всего ноутбук-трансформер. У нас есть также ограниченная серия защищенных планшетных ноутбуков. Они поставляются в специальные области — в кафе, например. Туда, где нужны не просто планшеты, а защищенные, металлические, обделанные резинками, которые можно ронять и т.д. Однако для повседневного потребления трансформер все-таки гораздо удобней.

CNews: Ожидаете ли вы в ближайшее время на отечественном рынке мобильных ПК появление новых игроков, как иностранных, так и российских? И какие перспективы, на ваш взгляд, здесь могут ожидать традиционных сборщиков десктопов?

Сергей Шуняев: Несомненно, иностранные производители начнут вести гораздо более серьезную борьбу со следующего года. Совершенно точно знаю о подобных планах Samsung. Думаю, что рано или поздно к этому придет Dell, чьи позиции достаточно сильны в Европе. Сейчас мы наблюдаем попытки Toshiba вернуть себе утраченные позиции. Здесь более или менее все ясно. Российский рынок ноутбуков бурно растет и принимает иностранцев.

С российскими сборщиками ситуация не так очевидна. Есть заявления о намерениях со стороны крупных игроков — например, «Системы». Однако подобные, ранее предпринимавшиеся попытки ни к чему в итоге не привели. Неизвестно, насколько успешными они окажутся в дальнейшем. Я не уверен, что кто-то может быстро добиться успеха на этом рынке.

IRU была не просто компанией-сборщиком, речь шла о дочерней фирме самого крупного российского дистрибьютора. Следовательно, понятно, откуда брались деньги на этот проект. Прочие сборщики вряд ли располагают таким количеством средств на рекламу и продвижение марки. Видимо, и успехи их будут гораздо скромнее.

CNews: Какую нишу видит для себя Rover на российском рынке ноутбуков?

Сергей Шуняев: Мы, в общем-то, занимаем все или почти все ниши. И наши позиции не фактически не изменялись, несмотря на то, что одно время были проблемы с покрытием каналов, часть которых отошла конкурентам. Сейчас мы расширяем обратный канал, в основном, в сторону регионов. Также думаем и о прямых продажах, но делать это будем только в следующем году. Ниша персональных компьютеров, за исключением может быть уже обсужденного Tablet PC, полностью покрыта нашими ноутбуками. Это устройства от 10 до 18 дюймов, любой ценовой категории. Мы стремимся к работе по всему спектру ноутбучного рынка.

CNews: Только ноутбучного?

Сергей Шуняев: Нет, разумеется. MP3-плееры, фотоаппараты, телефоны. Последним проектом мы будем сейчас заниматься более серьезно. Рынок смартфонов видится мне достаточно быстроразвивающимся, также как и рынок коммуникаторов. Наши позиции здесь традиционно достаточно сильны, поэтому все мобильные продукты также будут нами покрыты.

CNews: Какие ключевые угрозы для развития своего бизнеса вы отмечаете в настоящий момент на рынке?

Сергей Шуняев: Прежде всего, конечно, экспансия глобальных брендов. Правда, в мире все-таки нет примеров, чтобы им удалось полностью захватить какой-либо рынок. Даже в Америке есть локальные бренды. Поэтому, честно говоря, серьезной угрозы своему бизнесу я не вижу. Вернее, глобальная угроза всему компьютерному бизнесу только одна: если политическая ситуация в стране будет ухудшаться, то любой бизнес перестанет развиваться. Тогда, конечно, потребности в ИT-продукции резко упадут. Мы уже наблюдали некоторый застой в прошлом году. По счастью, мы работаем на мобильном рынке, и благодаря правильному внутрисегментному перераспределению, наш уровень остался нормальным.

Для нас будет опасной ситуация в отсутствие политической стабильности, если не будет развиваться малый и средний бизнес. Это однозначно наш сегмент, в большие корпорации нам, конечно, идти сложнее.

CNews: Достаточно ли сейчас ресурсов для маркетинга вашей продукции по сравнению с расходами транснациональных корпораций?

Сергей Шуняев: Вы знаете, достаточно. Конечно, транснациональные корпорации сегодня успешно торгуют ноутбуками. ASUS и Acer, которые, несомненно, наши главные конкуренты на данный момент, не такие большие деньги тратят на маркетинг, и правильно делают. Главное правильно расходовать деньги на продажи, а не на маркетинг. Хотя, несомненно, маркетинг нужен, и мы занимаемся им больше, чем достаточно.

CNews: Какова рентабельность российской сборки? Считаете ли вы, что в итоге, все-таки целесообразнее от нее отказаться или все-таки нет?

Сергей Шуняев: Я уже говорил, что не считаю. Во-первых, высший ценовой диапазон мы намереваемся со следующего месяца начать собирать на Тайване, но это связано не с рентабельностью, а с вопросами качества и престижа. Мы хотим, чтобы это была не российская сборка, даже не китайская, а тайваньская. Качество, все-таки надеемся, будет лучше, чем здесь, потому что там ближе к производству, можно быстрее решать возникающие технические проблемы.

Несомненно, российская сборка более чем конкурентоспособна ввиду того, как работает сейчас таможенное законодательство. Совокупная пошлина на комплектующие меньше, чем на средний ноутбук, и в этом мы будем иметь преимущество.

CNews: Расскажите подробнее о структуре дистрибуции Rover и чем обусловлено ваше решение вести собственные продажи?

Сергей Шуняев: Сегодня напрямую мы не продаем, за исключением салона в Гостином дворе. Но это имиджевое предприятие, которое никак не влияет на ноутбучный рынок, а просто дает возможность, если есть желание, покупать напрямую у производителя с соответствующим сервисом.

Мы традиционно используем все каналы, какие есть. Работаем напрямую со всеми большими сетями: «Эльдорадо», «М-видео», «Техносила», «Белый ветер», разумеется, «Респект», которые все эти годы специализировались на продажах именно ноутбуков. Также с этого года мы предпринимаем более активные и системные действия с тем, чтобы выйти на крупных региональных игроков и заключить с ними прямые соглашения.

CNews: В каких регионах распространение вашей продукции наиболее выражено?

Сергей Шуняев: Мы достаточно ровно покрываем всю Россию. У нас бывают и провалы и всплески, которые могут быть обусловлены некоторыми нашими недоработками. Традиционно сложный для нас регион — Санкт-Петербург. Есть хорошие старые партнеры, но в целом москвичей там не очень любят. У IRU в Санкт-Петербурге вообще ничего не получилось. Наоборот, хорошие для нас регионы — например, Новосибирск, Екатеринбург и юг России, Ростов, Краснодар и т.д.

CNews: Будут ли ноутбуки от Rover Сomputers на платформах AMD?

Сергей Шуняев: Будут и уже есть. Мы не ограничены Intel, и помимо этого, используем сегодня процессоры VIA и AMD. Одно время были попытки сделать ноутбуки на процессорах Transmeta, но технология достаточно странная, и мы решили от нее отказаться.

CNews: Как Вы относитесь к недавно появившемуся второму поколению технологии Intel Centrino, так называемой, Sonomа?

Сергей Шуняев: Она, конечно, дала некоторый прирост скорости, но большинство заявленных функций так широкого распространения и не получили. Просто обрели ноутбук с новым чипсетом, с новой шиной, с использованием нового типа памяти DDR2.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS