Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics ChronoPay

Виды интернет-денег: неизвестное об известном

Начиная с середины ХХ века в мире началась эпоха электронных платежей. Сейчас почти у любого человека есть несколько кредитных и дебетовых карт, которые постоянно используются. Однако далеко не все представляют, какие виды платежных систем существуют и что скрывается за их кажущейся простотой.

В самом общем виде можно дать следующее определение электронной платежной системы (ЭПС): это технология (если говорить о реализации, то сервис), представляющая собой совокупность методов, договоренностей и технологий, позволяющая производить расчеты между контрагентами по сетям передачи данных. В подавляющем большинстве случаев под последними подразумевается интернет.

В мире существует несколько видов ЭПС, которые очень условно можно классифицировать по трем основным типам: 1) карточные системы, 2) операторы цифровой наличности, 3) платежные шлюзы. К первым относятся ЭПС, работающие с обычными банковскими картами (Visa, MasterCard и т. д.). Системы второго типа оперируют с так называемой цифровой наличностью – некой внутренней валютой, которую можно обналичить у соответствующих участников ЭПС. Платежные шлюзы представляют собой синергию карточных систем и операторов цифровой наличности, предоставляя широкие возможности для взаимной конвертации и способов оплаты товаров и услуг в интернете. Стоит отметить, что значительная часть существующих ЭПС относится именно к шлюзам, несмотря на то, что многие из них выделяют определенный тип платежей как доминирующий.

Карточные системы

Рассмотрим более детально эти два типа электронных платежных систем. Начнем с традиционных систем карточных счетов. Прием пластиковых карт интернет-магазинами – уже давно свершившийся факт: кредитки принимает сегодня огромное количество интернет-магазинов во всем мире. Вместе с тем, в России последних не очень много: в стране существует ряд обстоятельств (как субъективных, так и объективных), существенно замедляющий развитие данного сервиса. Тем не менее, оплата с помощью кредиток в интернет-магазинах пользуется огромной популярностью во всем мире. Не последнюю роль (причем с обеих сторон) здесь играет пресловутый психологический фактор: электронные деньги нельзя пощупать руками. Это обстоятельство приводит к тому, что при использовании кредитной пластиковой карточки ее владелец обычно тратит куда большие суммы, нежели при расплате наличными. Очевидно, что это обстоятельство не может не радовать интернет-магазины.

Любопытно, что данная тенденция характерна вовсе не только для интернет-магазинов. Оффлайновые продавцы также весьма охотно работают с кредитными карточками. Это обстоятельство справедливо как для мирового рынка, так и для российского, несмотря на то, что кредитные карты здесь только набирают популярность. Примечательно, с дебетовыми (зарплатными) пластиковыми картами интернет-магазины практически не работают, да и оффлайновые магазины не особо жалуют вниманием дебетовый пластик. Так, согласно исследованию, проведенного компанией IMCA по заказу MasterCard, российские граждане при использовании кредитных карт в среднем тратят на 30% больше средств, чем при применении дебетовых.

Вообще же, по данным IMCA, в среднем в России по одной кредитной карте в месяц тратится около 8,5 тыс. руб., в то время как аналогичный показатель по дебетовым картам составляет на 2 тыс. руб. меньше. Причем, как показало исследование IMCA, для тех, кто пользуется пластиковой карточкой не реже 4 раз в месяц, эти же показатели составляют 13,5 тыс. руб. и 9,15 тыс. руб. на каждую карту соответственно. Помимо продавцов, в этой системе есть еще одна заинтересованная сторона – сами банки. Последние очень часто стимулируют использование кредитного пластика, устанавливая элементарно более высоки проценты за снятие денег по кредиткам, чем в случае с дебетовыми картами. В результате, владельцу кредитки выгоднее расплачиваться именно ею, а не наличными. Все это приводит к указанному выше психологическому фактору.

Все сказанное применимо к интернет-магазинам с двойной силой. Мало того, что деньги по кредитке "легко тратятся", так еще и карточку не надо держать в руках. Выгода для интернет-магазина и удобство для пользователя очевидны: никуда ходить не нужно, набираешь адрес сайта, выбираешь понравившийся товар, жмешь кнопочку "Оплатить с помощью пластиковой карты", вводишь номер карты (на сайте интернет-магазина, или на сервере специализированной компании-оператора – все той же электронной платежной системы), и получаешь свою покупку. Из дома не выходил, денег вроде не тратил, а полезное приобретение уже тебе привезли. Крайне красивая схема. Тем не менее, и здесь, разумеется, огромное множество подводных камней.

Для пользователя эти "камни" связаны, прежде всего, с большими рисками в плане утери данных о своей кредитке, и, как следствие, потерям денег. Ситуация осложняется еще и тем фактом, что при осуществлении электронного платежа по карточки нет практически никакой возможности однозначно идентифицировать плательщика, тем самым убедившись, что он расплачивается собственными картами. Кроме того, отсутствие чека с подписью дает потенциальную возможность (в том числе и настоящим владельцам карт, вступившим в сговор с кем-либо) получение отказа в осуществлении той или иной покупки – "я [настоящий владелец карты] не совершал этой покупки". В результате интернет-магазину выставляется так называемый чарджбэк (штраф, возврат), от количества которых сильно зависят репутация интернет-магазина, платежной системы и банка-эквайера, и даже сама возможность дальнейшей работы.

Как отмечают аналитики, ущерб от мошенничества с кредитными картами в мире достигает многих миллиардов долларов в год. Так по данным FTC, данный показатель в США по итогам 2003 года составил около 50 млрд.долл. Аналогичный показатель для российского рынка (за тот же 2003 год), по данным ГУБЭП, достиг почти 0,5 млн.долл., и это с учетом зародышевого состояния отечественного рынка кредитного пластика 2-3 года назад. По данным все той же FTC, жертвами мошенников в США в 2003 году стал каждый восьмой владелец кредитной карты. Безусловно, такая печальная статистика не может не отражаться на лояльности пользователей (особенно потенциальных) к использованию электронных платежей. Эта же причина (огромные масштабы мошенничества) является головной болью и второй стороны – интернет-магазинов, а также всех участников электронного платежа. Однако, по продавцам (в нашем случае интернет-магазинам) она ударяет больнее всего.

Рассмотрим более детально схему прохождения электронного платежа. Для начала необходимо определить основных участников. Прием (процессинг - обработка) пластиковых карт в качестве средств оплаты за товары и услуги в интернете называется интернет-эквайрингом. Основные участники электронного платежа: 1) покупатель, 2) интернет-магазин, 3) банк-эмитент (выдавший карточку), 4) банк-эквайер (проводит первичную обработку транзакции и обеспечивает весь спектр операций с карточками, реализуемого партнерами), 5) платежный сервер (электронная платежная система, обеспечивающая безопасность прохождения платежа и многое другое). Стоит отметить, что существуют схемы и без участника №5, но они утопичны и сейчас практически не используются в силу огромных рисков.

Типовая схема реализации электронного платежа

 Типовая схема реализации электронного платежа

Источник: CNews Analytics

Таким образом, карточная электронная платежная система по большому счету является гарантом безопасного транспорта карточных данных к процессинговому центру банка-эквайера. Безусловно, в реальности эти системы выполняют значительно более широкие функции и предлагают множество сервисов, тем не менее, основное назначение именно таково.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS