Обзор подготовлен   CNewsAnalytics

Олег Становов: Российский рынок ИБП очень далёк от насыщения

Олег СтанововИнтервью CNews.ru дал Олег Становов, глава представительства MGE UPS Systems в России и СНГ.

CNews.ru: Какие факторы определяют состояние российского и мирового рынков систем бесперебойного питания в настоящее время? С какими тенденциями связан рост данного сегмента?

Олег Становов: Известно, что рынок систем бесперебойного питания (БП), несмотря на очень широкую сферу применения данных систем, в очень большой мере связан с общими тенденциями развития отрасли информационных технологий. Компания MGE UPS Systems обычно выделяет пять основных целевых рынков, в которых могут использоваться источники бесперебойного питания. Это рынок SOHO (малый офис — домашний офис), корпоративные сети предприятий, промышленность и инфраструктура, телекоммуникации и центры обработки и хранения информации (дата-центры). Как видим, все эти отрасли в той или иной мере связаны с общим уровнем развития ИТ-отрасли. Поэтому не случайно, что взлёты и падения рынка систем бесперебойного питания в последние 10–15 лет шли параллельно с развитием ИТ-рынка (рис.1). Его пик в 2000 году во многом был связан с известным бумом интернет-технологий, который после спада в этой отрасли привёл к депрессии и рынка ИБП. Однако в настоящее время рынок «выздоровел», и мы можем наблюдать его достаточно стабильный рост.

Естественно, в основном этот рост связан с продолжающимся бурным развитием данного сектора на рынках развивающихся стран (Восточной Европы, включая Россию; Индии и Китая), тогда как в развитых странах основной вклад вносят поставки систем БП для защиты промышленных технологических процессов и корпоративных сетей.

Последние события в США и многих европейских странах, когда без электропитания оставались города и целые регионы, показали, что проблема гарантированного электропитания довольно актуальна до сих пор. В России, где мы наблюдаем устойчивый рост телекоммуникационного и ИТ-секторов, в том числе и появление первых дата-центров (достаточно крупных даже по мировым масштабам), основной причиной интереса к системам БП, по моему мнению, является не несовершенство сетей передачи и распределения электропитания, а сравнительно низкое качество поставляемой электроэнергии. Это не так сильно чувствуется в больших городах, но становится жизненно важным в российских регионах.

Мировой рынок систем бесперебойного питания, включая прогноз до 2007 года

Мировой рынок систем бесперебойного питания, включая прогноз до 2007 года

CNews.ru: Как долго, по вашим прогнозам, будут сохраняться существующие темпы роста на этом рынке в России?

Олег Становов: По моему мнению, российский рынок источников и систем бесперебойного питания ещё очень далёк от насыщения. Для систем малой мощности (до 3 кВА) это объясняется, если можно так выразиться, «необразованностью» нашего потребителя, не всегда понимающего необходимость установки ИБП для защиты персонального компьютера или локальной сети от потерь информации из-за сбоя электропитания. Соответственно, с ростом общего уровня «грамотности» в этом вопросе, всё большее количество потребителей будет приобретать ИБП для защиты своего оборудования. Кроме того, достаточно перспективным становится сегмент рынка устройств, предназначенных для защиты домашнего дорогостоящего оборудования (домашних кинотеатров, плазменных телевизоров и т.п.). Такие системы, стоимость которых может доходить до десятков тысяч долларов, вполне заслуживают защиты источником бесперебойного питания, стоимость которого составляет 1–2% от стоимости самого оборудования. И, как мы можем наблюдать, этот сегмент рынка растёт очень динамично.

Сегмент «средних» (3–10 кВА) и «больших» (>10 кВА) систем, на наш взгляд, не менее перспективен. Учитывая стремительное развитие телекоммуникационной сферы, начавшийся процесс обновления промышленной инфраструктуры существующих предприятий и растущие иностранные инвестиции в российскую промышленность, эта область рынка будет развиваться даже более быстрыми темпами, чем сегмент «малых» систем. В результате наша страна должна прийти к более логичному соотношению объёмов продаж систем большой и малой мощности. Пока же на российском рынке объёмы продаж «малых» систем практически на порядок превышают объёмы продаж «больших» систем при мировой тенденции к их паритету, и даже превалированию поставок крупного оборудования (рис.1).

CNews.ru: Какие технологические направления наиболее перспективны в настоящее время, на ваш взгляд? Как они отражаются в продуктовых линейках компании MGE UPS Systems?

Олег Становов: Как известно, компания MGE UPS Systems, начиная свою работу на рынке систем бесперебойного питания более 40 лет назад, изначально была ориентирована на сегмент «крупных» трёхфазных систем, работающих по технологии двойного преобразования напряжения (double conversion, on-line). Однако, ориентируясь на тенденции мирового рынка, компания довольно скоро пришла к пониманию того, что сегмент «малых» источников бесперебойного питания не менее важен и является достаточно емким.

Были разработаны и запущены в производство оригинальные серии однофазных ИБП, которые охватывают практически все потребности рынка, начиная от сетевых фильтров Pulsar CL/SP, простейших резервных (off-line) ИБП — Pulsar Ellipse и линейно-интерактивных (line-interactive) — Pulsar Ellipse Premium и Pulsar Evolution, и заканчивая on-line сериями — Pulsar Extreme C, Pulsar Extreme и Comet Extreme. Всё выпускаемое трёхфазное оборудование, предназначенное для защиты наиболее критичных приложений (серии Galaxy 3000, Galaxy PW и Galaxy с мощностями от 10 кВА до 4,8 МВА), естественно, работает только по технологии двойного преобразования. В результате, в настоящее время в структуре мировых продаж компании доля однофазных систем составляет уже около 22% (для сравнения: доля трёхфазных систем — 43%, доля сервиса — 35%).

Структура продаж MGE UPS Systems на российском рынке имеет некоторые отличия. Во-первых, отсутствует сервисная часть, так как весь сервис осуществляется специалистами наших партнёров. Во-вторых, доля однофазных систем немного выше доли трёхфазных.

Естественно, исторически сложилось так, что, развивая «малые» системы, MGE всегда была сильнее в «тяжёлых» on-line системах, нацеленных на корпоративные, офисные и телекоммуникационные решения. Таким образом, структура продаж компании в России за 2003 год в процентном соотношении к общему объёму продаж в денежном выражении выглядит так:

Тип ИБПДоля продаж
Off-line6%
Line-interactive14%
On-line <=3 кВА13%
On-line 3–10 кВА30%
On-line 3-phase > 10 кВА37%
Итого:100%

Из приведённых данных видно, что доля систем, работающих по технологии on-line, составляет 80% в общей структуре продаж компании в России, что подчёркивает значимость этого технологического направления для компании.

Однако рынок off-line и line-interactive систем не менее важен для компании. Этот вывод можно сделать на основании того, что рынок однофазной техники продолжает оставаться на порядок больше, по сравнению с рынком трёхфазных решений, так как работа на этом направлении приносит довольно большие дивиденды, как с точки зрения повышения узнаваемости бренда, так и продвижения продукта.

CNews.ru: Распространение емких и компактных носителей информации приводит к тому, что возрастает как потребление электроэнергии, так и тепловыделение. Как компания MGE UPS Systems оценивает актуальность этой проблемы и какие усилия вы предпринимаете в направлении производства оборудования для кондиционирования и теплоудаления?

Олег Становов: Думаю, что актуальность этой проблемы очевидна для всех производителей систем гарантированного электропитания. Однако подходы к её решению разнятся. Некоторые компании имеют в своей продуктовой линейке, помимо собственно систем бесперебойного питания, и системы прецизионного кондиционирования. Другие, как, например MGE UPS Systems и немецкая компания Stulz GmBH, производящая системы прецизионного кондиционирования, имеют глобальные стратегические соглашения, позволяющие полностью закрывать потребности заказчиков в комплексных решениях.

При этом каждый занимается «своим делом», имея возможность сконцентрировать все усилия по разработке и продвижению новых продуктов именно на ключевом бизнесе компании. Другая сторона этого вопроса связана с разработкой новых продуктов, отличающихся значительно меньшим уровнем тепловыделения, по сравнению со «стандартным» оборудованием. Примером такого подхода может служить серия трёхфазных источников бесперебойного питания Galaxy 3000, в которой реализовано интересное решение по замене привычного воздушного охлаждения на жидкостное. Естественно, эта задача не так проста, как это кажется на первый взгляд, но нашей компании удалось претворить её в жизнь. В результате, значительно снижены как габариты устройства, так и рабочие температуры электронных компонентов, что позволило в два-три раза увеличить срок их службы.

CNews.ru: Компания MGE UPS Systems позиционирует себя на российском рынке как поставщик «больших» систем. Какая доля приходится на продажи именно этих устройств в общем бизнесе вашей компании?

Олег Становов: Я бы сказал, что на российском рынке компания ранее позиционировала себя как поставщик «больших» систем. Хотя даже тогда доля продаж «малых» однофазных систем в России была значительно больше, по сравнению с аналогичным показателем в мире. Теперь на уровне топ-менеджмента компании принято стратегическое решение уделять больше внимания рынку «малых» систем. И это не случайно. В условиях, когда источники бесперебойного питания становятся всё более привычными продуктами не только в среде специалистов, но и у обычных людей, очень важно получить признание на массовом рынке, заработать доброе имя. И здесь, пусть даже в качестве маркетингового инструмента, продажи «младших» систем БП могут сослужить очень хорошую службу.

Если говорить о цифрах, то структура продаж систем разной мощности на российском рынке выглядит так, как это показано на рисунках, отражающих эти показатели в натуральном и денежном выражении.

Структура продаж MGE UPS Systems в России

Структура продаж MGE UPS Systems в России

Структура продаж MGE UPS Systems в России

Структура продаж MGE UPS Systems в России

CNews.ru: Какие отраслевые рынки являются для вас наиболее интересными? Каковы особенности построения корпоративных систем бесперебойного электроснабжения для различных отраслей?

Олег Становов: Как уже отмечалось ранее, MGE UPS Systems считает для себя важным присутствовать на всех основных рынках, где могут применяться системы бесперебойного питания. Естественно, эти рынки иногда значительно отличаются как по требованиям к системам бесперебойного питания, так и по возможностям. Если говорить о России, то самыми интересными для нас, как, впрочем, и для остальных производителей, являются наиболее динамично развивающиеся и наиболее «богатые» отрасли: телекоммуникации, нефте- и газодобыча и переработка, непрерывные технологические процессы в промышленности, а также государственные структуры. Особенности построения систем электроснабжения для таких заказчиков чаще всего определяются поставленными задачами. К примеру, даже для одного заказчика, оператора мобильной связи, круг задач и, как результат, потребности в системах электроснабжения для одного офиса могут сильно отличаться. Если для защиты офисного оборудования и локальной корпоративной сети достаточно довольно простой системы со сравнительно малым временем резервирования (10–15 минут), то биллинговая система, как гораздо более критичное приложение, имеет защиту со 100%-ным избыточным резервированием и временем батарейной поддержки до 8 часов. Точно так же и в нефтяной отрасли. Одно дело — защитить центральный офис компании, где работа ИБП может контролироваться через локальную сеть ИТ-специалистами. Другое — создать систему бесперебойного электроснабжения, состоящую из нескольких десятков или сотен ИБП, защищающих автоматику на трубопроводе и объединённых в общую сеть под управлением единого диспетчерского центра.

CNews.ru: Какие наиболее крупные или интересные проекты были реализованы компанией MGE UPS Systems за последнее время в России и в мире.

Олег Становов: Список заказчиков компании и реализованных проектов очень велик, его можно посмотреть в наших каталогах и на корпоративных веб-сайтах. Мы можем назвать следующие проекты, реализованные в России:

  • Защита офисного оборудования и биллинговых систем в московском и 12 региональных офисах компании «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).
  • Система бесперебойного электропитания центрального офиса и дата-центра компании «Эквант» (Equant).
  • Защита системы диспетчеризации движения электропоездов метрополитена Санкт-Петербурга.
  • Защита технологического оборудования на заводах пивоваренной компании «Балтика» в городах Санкт-Петербург и Тула.
  • Система БП здания Министерства иностранных дел РФ на Смоленской площади.
  • Защита системы валютных торгов Московской межбанковской валютной биржи.

Также компания MGE UPS Systems работает с целым рядом крупных заказчиков:

  • Газпром;
  • Транснефть;
  • Сургутнефтегаз;
  • Nestle — фабрики в городах Самара и Краснодар;
  • Philip Morris — фабрики в городах Москва, Санкт-Петербург, Краснодар;
  • Renault — автомобильный завод «Автофрамос»;
  • Севмаш — завод подводных лодок в Северодвинске;
  • Glaverbel (Asahi Glass) — завод «Борское Стекло»;
  • «Аэрофлот» — аэропорт «Шереметьево»;
  • Гипермаркеты: IKEA, «Ашан» (Auchan), Markkauf, «Лента»;
  • Лефортовский тоннель в Москве;
  • Министерство по налогам и сборам РФ;
  • Пенсионный Фонд РФ;
  • Центральный банк РФ.

CNews.ru: Какие вы могли бы отметить наиболее часто встречающиеся ошибки при построении корпоративных систем бесперебойного питания?

Олег Становов: Думаю, что основная ошибка заключается в желании сэкономить, выливающемся, в результате, в гораздо большие траты либо прямые потери. Зачастую, на практике, даже в очень крупных компаниях, решение проблемы бесперебойного электропитания отдаётся на откуп ИТ-специалистам. Естественное их желание — решить эту проблему знакомыми и понятными для них средствами, и так, чтобы они могли контролировать ситуацию в дальнейшем. Соответственно, этими средствами оказываются небольшие ИБП, которые устанавливаются для защиты отдельных серверов и компьютеров. По мере роста компании этот парк расширяется. Со временем приходят новые ИТ-специалисты со своими предпочтениями по бренду или со своим видением, какая должна быть мощность таких систем. В результате, офис оказывается наводнён множеством разнообразных источников бесперебойного питания, которые практически невозможно централизованно контролировать. Далее возникают проблемы с ремонтом, заменой батарей, техника морально устаревает — и это всё превращается в ночной кошмар для специалистов, отвечающих за работоспособность офиса.

К сожалению, более рациональный и правильный подход у нас пока не так распространён, как в развитых странах мира. Заключается он в том, что необходимо долгосрочное проектирование комплексной системы бесперебойного электроснабжения квалифицированными специалистами, способными учесть как текущие потребности компании, так и необходимость дальнейшего развития системы, дополнительного резервирования и масштабирования уже установленной системы с учетом роста её потребностей. Следует отметить, что установка такой системы, при кажущихся большими начальных инвестициях, на самом деле обходится гораздо дешевле. Это связано с общеизвестным фактом, что стоимость одного кВА любой системы бесперебойного питания обратно пропорциональна общей мощности системы, т.е. цена ИБП мощностью 10 кВА гораздо ниже стоимости 10 ИБП мощностью по 1кВА. Кроме того, мощные системы БП обладают большим набором коммуникационных возможностей, что позволяет осуществлять их контроль и мониторинг из единого центра, через сеть предприятия, либо через интернет. Кроме того, некоторые производители, в том числе и MGE UPS Systems, предлагают очень широкий выбор программного обеспечения для управления централизованными системами бесперебойного электроснабжения. ПО, встраиваемое в комплексные системы управления жизнеобеспечением зданий или технологическими процессами, — это такие программные средства, как HP Openview, HP Insight Manager, IBM Tivioli Netview и Computer Associates Unicenter.

CNews.ru: Каковы ваши планы по продвижению продукции компании MGE UPS Systems в России и увеличению своей доли на этом быстрорастущем рынке?

Олег Становов: Развитие бизнеса в сфере ИТ-дистрибуции с использованием опыта и возможностей новых партнеров. В первую очередь, расширение партнёрской реселлерской сети, и за счет этого двукратный рост занимаемой доли на рынке в течение ближайших 2-х лет. Затем — укрепление позиций компании в системной интеграции, путем привлечения новых партнёров и завоевания новых рынков. Качественное развитие и расширение географии сервисного обслуживания, т.е. организация собственного сервисного центра в Москве и увеличение числа партнёрских сервисных организаций в регионах. Дополнительные инвестиции в развитие бизнеса в России и, в частности, трёхкратный рост маркетинговых затрат в 2005 г. по сравнению с 2004 г. Новая организационная структура компании в России и значительное расширение российского представительства.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS