Тема месяца

Информатизация медицины: ИТ изменят облик лабораторий

Информатизация медицины: ИТ изменят облик лабораторий

За последнее десятилетие в повседневную клиническую практику вошли новые высокоинформативные медицинские технологии, которые существенно изменили характер работы лабораторий и даже само представление о принципах лечения многих заболеваний. В лабораторной диагностике находит применения большое число достижений мировой науки и техники. Развитие современных ИТ позволяет при этом значительно упрощать проведение лабораторных исследований и коммерциализировать эту область.

На современном этапе выполнение практически всех биохимических и других видов лабораторных исследований становится возможным на автоанализаторах. Их подключение к ПК значительно облегчает формирование серии исследований для одного пациента, хранение в памяти результатов, подготовку отчетов и т.д. Открытие лаборатории, где производится забор биологического материала и его исследование на современном оборудовании, частично или полностью исключает ручной труд, вследствие чего значительно уменьшается процент ошибок.

Арсенал современных анализаторов и технических средств для проведения исследований разнообразен – это вакуумные системы забора крови, разного рода дозирующие устройства, высокопроизводительные биохимические анализаторы. От стабильной и надежной работы лабораторных систем, ориентированных на технологические процессы, зависит выполнение рутинных операций – собственно, сама деятельность лаборатории.

ЛИСы

Говоря о лабораторных системах, необходимо помнить, что речь идет не только о технических, но и об информационных системах. Последние предназначены как для управления лабораторией, так и для учета различных элементов ее деятельности, сведения воедино всех данных, а также подсчета коммерческой прибыли. Базовым элементом автоматизации и внедрения современных ИТ в практику лабораторной службы является внедрение информационных систем управления лабораторией (ЛИС). Программная организация и архитектура ЛИС заменяют часть наиболее трудоемких процедур, составляющих рабочий цикл лаборатории, наиболее технологичными и производительными, которые позволяют, во-первых, организовать единое информационное пространство в лаборатории. Во-вторых, автоматизировать учет выполненных услуг. В-третьих, заменить бумажные лабораторные документы электронными. В-четвертых, упростить и ускорить процессы загрузки заданий в анализатор, а значит, быстрее получить результаты. В-пятых, автоматически вычислить результаты расчетных тестов. В-шестых, ускорить поиск необходимой информации в базе данных. В-седьмых, организовать контроль движения материальных средств. И, наконец, упростить и ускорить составление отчетных форм.

Представленные в настоящее время на российском рынке лабораторные информационные системы можно условно разделить на две группы. Первая группа – ресурсоемкие, сложные системы, базирующиеся на серьезных технологических платформах. Предназначены они, в первую очередь, для автоматизации производственной деятельности больших лабораторий, входящих в состав крупных лечебных учреждений, использующих автоматические анализаторы с непрерывным потоком исследований. Данные системы способны связать воедино огромные структуры лабораторий, учесть специфику работы, подключить при необходимости в рабочий поток автоматического обмена данными линии пробоподготовки и автоматические анализаторы, использовать данные штрих-кодирования.

При этом такие системы, как правило, не учитывают коммерческие аспекты деятельности лабораторий. Одна из их основных функций – обеспечение корректной связи с единой информационной историей болезни пациента. Данная ЛИС встраивается в интегрированную информационную систему медицинского учреждения. Функции управления и расчета экономических показателей в подобных случаях ложатся на соответствующие модули общей медицинской информационной системы, на административные и финансово-экономические службы больницы.

Вторая группа – системы эконом-класса. Они предназначены для лабораторий, ведущих активную коммерческую деятельность. В таких системах учитываются конкретные особенности деятельности лабораторий: особенности приема и нумерации заказов, выдачи результатов исследований, использование штрих-кодов, расчет услуг и себестоимости теста. И хотя их функционал не столь широк как в технологических ЛИС, основные преимущества данных систем – простота и экономичность, а также способность предоставлять информацию, необходимую для оперативного управления, – оправдывают их сполна.

ИТ – двигатель платных лабораторных услуг

Лабораторная медицина является неотъемлемой составляющей медицины в целом, ее развитие во многом зависит от существующих в настоящее время приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения. В России ключевые принципы государственной политики в области медицины нашли свое отражение в концепции развития здравоохранения до 2020 года1, а также в нацпроекте "Здоровье", в рамках которого предусмотрено оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений (в том числе поставка комплектов лабораторного оборудования) и выделено для этого соответствующее финансирование.

Однако с развитием технологий набирают силу и процессы коммерциализации медицинских лабораторий. Из технологического подразделения в составе медицинского предприятия лаборатория постепенно превращается в самостоятельную коммерческую организацию, на первый план управления которой выходит экономическая эффективность. Сам факт существования лаборатории определяется экономическим расчетом. Номенклатура и объем исследований становятся предметом коммерческой деятельности.

По оценкам экспертов, на лабораторную диагностику уже сегодня приходится существенная доля рынка платных медицинских услуг. Подавляющую часть информации о состоянии больного врач получает на основании анализа, от результата которого зависит правильность постановки диагноза и последующего лечения. И хотя этот сегмент только формируется, лаборатории уже проводят агрессивную политику захвата потенциальных клиентов, а ИТ становятся одним из решающих факторов для достижения успеха.

Не так давно даже возникло новое понятие – менеджер лаборатории. Иногда это целые группы менеджеров с разделением традиционных и новых функций управления. С этой точки зрения основными целями внедрения информационной системы управления лабораторией является возможность получения данных, во-первых, для подготовки финансово-экономических данных о лабораторном процессе, обеспечивающих расчет медико-экономических нормативов, в том числе для оценки стоимости платных услуг населению и для расчетов с ФОМС. Во-вторых, для формирования данных для принятия управленческих решений. В-третьих, для планирования и контроля бюджетов. В-четвертых, для оптимизации расходов лабораторной службы, и, как следствие, повышения рентабельности услуг.

О качестве исследований

До сих пор практически в каждой муниципальной поликлинике действует своя лаборатория, в которой проводится, как правило, небольшой перечень исследований. По оценкам многих экспертов, такая система малоэффективна – слишком большое значение играют субъективные факторы, отсутствуют единые стандарты проведения анализов. Однако постепенно ситуация меняется. Так, развитие ИТ способствовало созданию ряда централизованных лабораторий. Результаты исследований, осуществляемых на базе такого рода центров, врачи стационаров и поликлиник получают при помощи удаленного доступа к ЛИС через интернет. Оборудование подобных лабораторий также позволяет проводить исследования, которые ранее были недоступны в муниципальных поликлиниках.

Система контроля качества лаборатории в России базируется на принципах стандартизации всех этапов лабораторного исследования, анализе результатов внутрилабораторного контроля качества и внешней оценки качества. С 2006 года принято сертифицирование лабораторий на соответствие международному стандарту ISO 15189:2003 "Медицинские лаборатории. Особые требования к качеству и компетентности"2. Также в России действует система внешней оценки качества – ФСВОК (Федеральная система внешней оценки качества клинических лабораторных исследований).

Очевидно, что выполнение требований к качеству лабораторных исследований возможно лишь при тщательной разработке и правильной организации системы обеспечения и контроля качества. При этом ИТ помогают не только снизить нагрузку на персонал, интенсифицировать технологические и управленческие процессы в лаборатории (решить задачи увеличения рентабельности и производительности, объемов и номенклатуры исследований, сокращения сроков выполнения исследований, устранения влияния человеческого фактора и повышения управляемости ресурсами лаборатории), но и обеспечить качество лабораторных работ, предупреждая отрицательное влияние факторов преаналитического этапа исследований (нарушение правил маркировки, хранения, первичной обработки, ошибок идентификации биологических проб), аналитического этапа (нарушение правил проведения аналитической процедуры, ошибок калибровки метода и настройки измерительного оборудования, приобретение и использование реагентов и других расходных материалов, не допущенных к использованию) и постаналитического этапа (оценка правдоподобия и достоверности полученных результатов исследований, их предварительная интерпретация). Все перечисленные факторы способны существенно помешать получению достоверного результата лабораторного исследования.

В свою очередь внедрение информационных систем способствует повышению качества результатов лабораторных исследований для конечных потребителей (пациентов и врачей-клиницистов): сокращению времени, увеличению точности, повышению безопасности и информативности исследований. Становятся возможным и более эффективное использование результатов работ лабораторий: долговременные наблюдения за состоянием больного, коррекция образа жизни, выбор врачебной тактики, статистическая обработка данных.

  1 www.zdravo2020.ru/conception

  2 Medical laboratories - Particular requirements for quality and competence (ISO 15189:2003)

Елена Баканова

Николай Кречетов

Николай Кречетов:
Слишком мало медицинских управленцев, заинтересованных в информатизации

На вопросы CNews ответил Николай Кречетов, глава филиала InterSystems в России, странах СНГ и Балтии.

CNews: Есть ли у медицинских учреждений деньги, чтобы внедрять информационные технологии, или, может быть, они озабочены совсем другими проблемами?

Николай Кречетов: Если главный врач понимает необходимость информатизации, он найдет на это деньги. Стоимости компьютерного томографа и комплексной информационной системы сопоставимы, а вот по поводу эффекта от внедрения того или другого можно поспорить. Похожая ситуация с лабораториями. Можно оснастить дорогим лабораторным оборудованием все российские клиники. Но не проще ли воспользоваться мировым опытом? Сфера лабораторных исследований может быть передана на аутсорсинг коммерческой или государственной структуре – это не принципиально. Самое главное, чтобы мощности лаборатории хватало для обслуживания всех поступающих запросов. Такой лабораторный центр можно организовать как точное автоматизированное производство, где нет никаких ручных операций, и используются новейшие модели на основе компьютерных технологий. Благодаря этому его эффективность вырастет в разы, а стоимость исследования ощутимо снизится. А в клиниках можно оставить оборудование для экспресс-диагностики.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS