Тема месяца

ИНТЕРИН
Интерин. История успеха: от районной больницы до президентской клиники

Интерин. История успеха: от районной больницы до президентской клиники

В числе многих успешных внедрений МИС Интерин в 2009 году - среди прочего, проекты в ФГУ «Клинической больнице» Управления делами Президента РФ и в Гатчинской центральной районной клинической больнице. Оба реализованных проекта ориентированы на обеспечение инновационного развития медицинских информационных технологий.

Разработчики любой информационной системы стремятся создать унифицированный тиражируемый программный продукт. Но требования заказчика зачастую не вполне укладываются в жесткие рамки унифицированной ИС. В этом случае делается все возможное для изменения бизнес процессов и требований заказчика, чтобы свести их к уже реализованным в системе. Оставшиеся требования, несводимые к имеющейся системе, можно разбить на два класса. Требования частного характера, не имеющие широкой перспективы востребования у других заказчиков, и требования обеспечивающие развитие системы в направлении унификации. По требованиям из первого класса система начинает дорабатываться с известным негативным отношением к этому процессу. Требования второго класса, напротив, вызывают позитивное доброжелательное отношение. Эти требования развивают и продвигают унифицированную систему. Особенно важен для разработчиков случай реализации инновационных требований, которые сулят достижение нового качества и формируют конкурентные преимущества информационной системы. Таким образом, проекты, сулящие инновационное развитие, являются наиболее ценными и желаемыми для любого разработчика.

Информационная система «Клинической больницы» Управления делами Президента Российской Федерации

ФГУ «Клиническая больница» Управления делами Президента Российской Федерации - крупное многопрофильное лечебное учреждение, обладающее современной диагностической базой, и высококвалифицированным персоналом. Больница оказывает медицинские услуги сотрудникам Управления делами, ведет активную работу со страховыми компаниями и физическими лицами.

В 2005 году в Клинической больнице Управления делами Президента Российской Федерации для обеспечения работы этого учреждения использовалось порядка 30 различных информационных систем и модулей. Такое разнообразие вело к очевидным проблемам нестыковки данных, многократного ввода одной и той же информации, трудностям и ошибкам в получении отчетов и попытках провести комплексный анализ деятельности различных подразделений и служб больницы. Понимая, что в решении задачи выработки правильного, сбалансированного курса развития больницы в условиях жесткой конкуренции и курса на оптимизацию бюджетного финансирования может помочь только комплексная информатизация, руководство КБ УДП сделало выбор в пользу внедрения интегрированной медицинской информационной системы (МИС).

В 2006 году Клинической больницей был объявлен конкурс на выполнение работ по разработке и внедрению в эксплуатацию информационной системы управления ФГУ «Клиническая больница». Победу в этом конкурсе одержал Институт программных систем Российской академии наук (ИПС РАН), предложивший проект создания системы больницы на базе типовой унифицированной информационной системы Интерин PROMIS версии 3.5.

Заказчиком была востребована вся функциональность типовой МИС. Но одновременно с эти возникли совершенно новые требования по контролю прямых затрат лечебно- диагностического процесса (ЛДП), протекающего в клинике. Экономическая подоплека этих требований понятна. Прямые затраты на лекарственные средства, предметы ухода, медицинский инвентарь, препараты крови, продукты питания, лабораторные реактивы, диагностические материалы вносят основной вклад в себестоимость лечебного процесса. Контроль этих затрат, их обусловленность стали предметом пристального внимания руководства клиники. Была поставлена задача построения полного персонифицированного (отнесенного на определенного пациента)  контроля всех товарно-материальных ценностей (ТМЦ), расходуемых в ЛДП. Практически любой расход должен был быть обусловлен тем или иным врачебным назначением: назначениями медикаментозного лечения, назначениями анализов и диагностических исследований, назначением лечебной диеты и т.п. Система материального учета должна была охватить  практически всех лиц, ответственных за расходование ТМЦ (медсестры) и лиц обуславливающих этот расход (врачи). Разработка такой системы материального учета потребовала основательной теоретической проработки и привела к построению совершенно новой инновационной модели материального учета в лечебных учреждениях, основанной на прецедентах. Полученные при разработке системы научные результаты были опубликованы в двух ведущих отечественных научных журналах. Сформулированная инновационная задача была полностью решена и ее решение способствовало получению экономического эффекта от снижения прямых затрат и снижения себестоимости ЛДП.

Мнение Е.Р. Яшиной, главного врача ФГУ «Клиническая больница» по проекту в целом:

На мой взгляд, основными достоинствами медицинской информационной системы «Интерин» для многопрофильного лечебного учреждения являются: 

Логистика процессов  и архитектура системы, которые созданы в системе Российского здравоохранения. Большинство западных информационных систем не имеют, например, поликлинических модулей, поскольку только в России и бывших странах СНГ существует амбулаторно-поликлиническая помощь в том виде, к которому мы привыкли, а не «частные практики» специалистов, как в большинстве стран. Российская медицинская школа создавалась «от пациента», а не от ориентации «получить деньги с клиента», поэтому основным заказчиком при исходной разработке системы стал врач, что позволило полноценно реализовать в электронном виде основные документы медицинского учреждения: Историю болезни стационарного больного и Амбулаторно-поликлиническую карту.

 Достаточная функциональность. В системе присутствуют модули, обеспечивающие не только основные функции лечебно-диагностического процесса (медицинская документация, статистическая отчетность, направление на исследование и получение результата, возможность передачи и воспроизведения медицинских изображений, но и заказ, учет, движение, исполнение назначения медикаментов модулей  «Аптека» и «Лаборатория»; модуль «Платные услуги» при всей противоречивости законодательной базы позволяет полноценно реализовывать и персонифицировать стоимость услуг, предоставляемых физическим лицам и страховым компаниям, реализовывающим программы добровольного медицинского страхования и т.д.

Интеграция с внешними информационными системами. В первую очередь это бухгалтерские системы. Особенности бухгалтерского учета и казначейского исполнения бюджета для государственных учреждений, где финансовая информация находится в агрегированном виде при интеграции с медицинской информационной системой позволяет реализовать не просто персонификацию расходов, но и управленческий учет столь необходимый в крупных медицинских учреждениях.

 По итогам работы ФГУ «Клиническая больница» за 2009г. производственные показатели (количество пролеченных больных; занятость койки; хирургическая активность и др.) по всем направлениям деятельности учреждения имели увеличение от 20% до 25%. 

Для меня вышеуказанная информационная система стала эффективным инструментом управления. Но хочу еще раз повторить цитату Д.Коллинза

«… сами по себе информационные технологии не могут быть ни причиной исключительных результатов, ни причиной упадка компании. Безумные ставки на технологии – это пассив, а не актив. Конечно, при правильном использовании и при условии соответствия простой, понятной и последовательной концепции, базирующейся на глубоком понимании реальной ситуации, в которой работает компания, технологии – это сильнейший аккумулятор развития потенциала. Но при неправильном использовании, когда за технологии хватаются как простое и быстрое решение, они просто ускоряют крах. Крупные компании используют технологии, как акселератор роста, а не его причину. Ни одна из этих компаний не начала преобразования с внедрения новой технологии, хотя все они стали пионерами во внедрении какой-то технологии.»

 Информационные технологии внедряются исключительно после согласования с концепцией ведения бизнеса, и медицинские учреждения не являются исключением.

ИСУ Гатчинской центральной районной клинической больницы.

История Гатчинской центральной районной клинической больницы (ГЦРКБ), одного из старейших медицинских учреждений Ленинградской области, насчитывает более двух веков. За это время «городовой госпиталь» прошел сложный путь разностороннего развития до масштабов одного из самых крупных лечебно-профилактических учреждений в Ленинградской области, сочетающего в себе функции лечебно-диагностического, научного и учебного центра.

Гатчинское здравоохранение стало пионером семейной медицины в Ленинградской области. Практически половина населения города Гатчина обслуживается врачами семейной (общей) практики, участки таких врачей есть почти во всех ЛПУ района. Знаменательно, что в 2003 году победительницей конкурса "Лучший семейный врач России" стала врач семейной (общей) практики Гатчинской ЦРКБ Н.Ю.Баранова. 

Неудивительно, что при реализации региональной целевой Программы «Информатизация Ленинградской области на 2008 – 2010 годы» выбор Комитетов по здравоохранению и по печати и телекоммуникациям Ленинградской области пал на такой крупный, сложный и интересный пилотный объект как Гатчинская ЦРКБ. В рамках плана реализации мероприятий Программы  ГЦРКБ была оснащена необходимой компьютерной техникой, а также была поставлена задача построения информационной системы управления, которая должна была охватывать на 1 этапе основные амбулаторно-поликлинические службы больницы.

Общие для многих муниципальных учреждений здравоохранения проблемы, такие как низкая обеспеченность компьютерной техникой, невысокая компьютерная грамотность персонала, солидная доля возрастных специалистов, большое количество используемых локальных взаимно несогласованных и неинтегрированных учетно-отчетных программных продуктов и т.п. требовали поиска информационной системы, отвечающей достаточно серьезным и в то же время в каких-то аспектах противоречивым требованиям, в числе которых:

  • Система должна быть простой в использовании с интуитивно понятными интерфейсными решениями.

  • Должны поддерживаться все регламентированные документы электронной амбулаторной карты, учетные формы и отчетные документы и все варианты цепочек прохождения пациентов.

  • Система должна обеспечивать реальное ведение электронной амбулаторной карты в условиях насыщенного потока пациентов (порядка 40 и более за врачебную смену).

  • Должен быть обеспечен однократный (при этом максимально авторский) ввод информации на всех этапах движения пациента, несмотря на жесткие временные рамки, характерные для амбулаторно-поликлинической службы.

  • Система должна поддерживать общее информационное пространство территориально разнесенных подразделений больницы (взрослая и детская поликлиники, 5 отделений врачей общей практики достаточно равномерно распределены по территории г.Гатчины).

  • Должно поддерживаться прикрепление пациента к территориальному участку и в то же время обеспечиваться возможность законодательно закрепленного права выбора им врача.

  • Должно обеспечиваться подключение лабораторных анализаторов и результатов ручных методик исследований в общее информационное пространство в естественной цепочке < назначение врача – исполнение – просмотр врачом результатов >.

  • Система должна иметь возможность безболезненно развиваться во всех направлениях деятельности больницы.

  • Должна обеспечиваться возможность органичного включения новых компонент и интеграции с внешними или специализированными системами.


В результате конкурса, проведенного Комитетом по печати и телекоммуникациям Ленинградской области, было выбрано максимально отвечающее предъявленным требованиям решение на базе типовой информационной системы Интерин PROMIS разработки Института программных систем им. А.К. Айламазяна РАН.

В сжатые сроки были успешно проведены работы по созданию 1 очереди ИСУ: адаптации программного обеспечения, обучению и внедрению автоматизированных рабочих мест сотрудников амбулаторно-поликлинических подразделений: руководства, врачей, среднего медперсонала.

Одной из основных целей внедрения информационной системы управления является повышение качества обслуживания населения, которое невозможно без оптимизации регулирования потоков пациентов. Главный врач ГЦРКБ В.А.Иванов поставил инновационную задачу снижения нагрузки на регистратуру и расширения возможностей системы в этой области.

Инновационное решение было найдено в очень динамично развивающейся области Интернет-технологий. Была разработана и внедрена интернет-регистратура с возможностями работы как через глобальную сеть, так и через информационный терминал, установленный в холле поликлиники.

К инновационным достоинствам такого решения можно отнести:

  • реальную разгрузку очередей в обычную регистратуру,

  • возможность самостоятельного планирования пациентом времени посещения поликлиники,

  • интерактивное получение информации не только о расписании работы специалистов, но и другой необходимой справочной информации относительно ГЦРКБ,

  • возможность самостоятельно забронировать и распечатать талончик на прием со всей необходимой информацией,

  • возможности личного кабинета пациента в рамках информационной системы (отмена, перебронирование и т.п.).


Приятной неожиданностью стало активное освоение возможностей записи через терминал пациентами пожилого возраста. Достаточно простой и понятный интерфейс, продуманная система подсказок дали возможность этой категории граждан наряду с остальными легко освоить новую технологию работы поликлиники и избежать проблемы стояния в очередях к регистраторам, которая является одним из главных негативных факторов в оценке качества обслуживания населения.

Результаты ввода в действие 1 очереди ИСУ ГЦРКБ и развития ее возможностей в направлении интернет-регистратуры получили высокую оценку руководства больницы. Жители и руководство Гатчинского района также положительно оценивают и внимательно следят за развитием применения информационных технологий в работе их центральной районной больницы.

Мнение Главного врача МУЗ «Гатчинская центральная районная клиническая больница» В.А.Иванова:

Имея большой опыт работы с различными программами и их разработчиками, мы оценили подход к делу сотрудников Института программных систем им. А.К. Айламазяна РАН. Нам импонирует их стремление учесть все наши замечания, сделать систему удобной и максимально полезной и для наших сотрудников, и для пациентов.  Нравится проработанность системы, а главное – желание и реальные возможности воплотить в жизнь новые идеи, еще вчера казавшиеся утопиями.

Особо хотелось бы отметить успешный запуск интернет-регистратуры, реально работающей в русле политики предоставления электронных государственных и медицинских услуг населению. Мы смогли уменьшить очереди в регистратуру, дали нашим жителям новые возможности самостоятельного планирования и записи на прием, и в целом, считаю, подняли на другой качественный уровень наши взаимоотношения с пациентами.

Вернуться на главную страницу

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS