idmz.ru

Почему информатизация стоит на месте?

Найдены причины ИТ-застоя российской медицины

Почему же, несмотря на разговоры о необходимости модернизации российского здравоохранения и, в частности, внедрения различного рода информационных систем, рынок как будто застыл на "низком старте"? CNews обратился за ответом на этот вопрос к специалистам, работающим в отрасли уже не первый год, и постарался систематизировать их подчас очень эмоциональные ответы.

Итак, один из основных факторов – психологический. "По моему мнению, отсутствие в сознании руководителей необходимости автоматизации тормозит этот процесс, в особенности в государственных учреждениях,- утверждает  Денис Смирнов, руководитель отдела технической поддержки  компании MLS IT Systems. - Деньги в учреждениях есть, но вкладываются в автоматизацию они крайне неохотно". 

"Сейчас стоимость лицензий на программное обеспечение медицинских информационных систем не является неподъемной даже для небольших ЛПУ, так что ссылки на отсутствие финансирования по большей части носят характер отговорок. Для подавляющей части сотрудников и руководителей ЛПУ преимущества медицинских информационных технологий всё еще не очевидны, зато вполне реальны представления об издержках и возможных трудностях при переходе на информационные технологии", - говорит Игорь Гридин, генеральный директор компании "Аксимед".

Кроме психологической существует проблема отсутствия личной заинтересованности руководителей ЛПУ в финансовой эффективности своих предприятий и недостаток у них знаний в области ИТ. "В основном руководители ЛПУ - это врачи, профессора и т.п., которые не обладают необходимыми знаниями в области управления, экономики, не имеют соответствующего математического мышления. Они в основном врачи-практики, - считает Дмитрий Полилов, заместитель генерального директора "Сентор Софтвер". - Для изменения ситуации необходимо привлекать к управлению ЛПУ специалистов смежных специальностей (математики, экономисты), которые должны работать в тесной связке с врачами-специалистами (главными врачами), чтобы в погоне за финансовой эффективностью не была бы выхолощена медицинская сущность этих предприятий".

Играет свою отрицательную роль и недостаток у врачей информации о возможностях ИТ. "Врачам, медицинским работникам, руководителям ЛПУ необходимо предоставлять гораздо больший объем сведений об отечественных медицинских информационных системах, успехах и проблемах информатизации здравоохранения за рубежом. Такая деятельность должна носить более структурированный характер и охватывать самые разные направления — от докладов на профессиональных мероприятиях, проводимых для врачей, до освещения соответствующих тем в социальных сетях", - продолжает Игорь Гридин.

Многие участники рынка говорят о том, что большинство имеющихся на рынке МИС неудобны для врачей. "Не надо думать, что неудобные МИС только в России. Они такие же в США, Великобритании и других странах, - комментирует Ефим Шульман, генеральный директор компании "Медицинские Информационные Технологии" ("МедИнТех"). - Отличие только в том, что там об этой проблеме  знают и прикладывают усилия, чтобы с ней справиться, а в России её игнорируют".

Чиновники тормозят информатизацию?

Пятый фактор — организационный. Участники рынка практически единодушны в том, что позиция Минздравсоцразвития по вопросу информатизации остается крайне расплывчатой. "Концепция информатизации переделывалась несколько раз, при этом мнение профессионального сообщества при ее разработке не учитывалось, - рассказывает Александр Гусев, заместитель директора по развитию К-МИС. - Каждый раз министерство "изобретает велосипед", меняет мнения и взгляды. За прошедшие 2 года продвигали то ФАП, то типовую МИС, то облачный подход, то пилотные проекты. Ни одно дело до результата и нормального подведения итогов не доведено, все брошено на уровне лозунгов, и написаны новые лозунги".

"Многие проблемы и задачи решаются поверхностно, в спешке, без глубокой проработки, - согласен с ним Владимир Павлов, директор компании "Ристар". - Принята концепция развития информатизации медицины – замечательно, но это слишком неконкретный и общий документ".

"Вот уже буквально завтра планируется объявлять конкурсы на разработку конкретных решений вместо того, чтобы объявить конкурсы на разработку единой терминологии, стандартов обмена информацией, перечней справочников и классификаторов, - продолжает он. - Планируется выделение огромных средств, в том числе на создание инфраструктуры. А кто и на каких условиях будет потом ее обслуживать? Сколько средств на это понадобится? А расходные материалы? А текущий ремонт? Кто? Когда? Сколько денег надо будет? Откуда их брать? Кто за это будет отвечать?"

"Должна быть сформирована система организационных мер и финансовых механизмов, которая, с одной стороны, на практике реализовывала бы установки руководства страны на внедрение медицинских информационных технологий, а с другой — стимулировала бы ЛПУ к этой деятельности", - говорит Игорь Гридин.

Факторы, сдерживающие информатизацию здравоохранения

Источник: CNews Analytics, 2011

В отрасли, как и во всей экономике страны, ощущаются последствия финансового кризиса, который заставил жестко экономить деньги, в результате чего информатизация финансировалась по остаточному принципу. "Стоимость хорошей, комплексной МИС достаточно высока, поэтому необходимо разработать и внедрить инструменты для бюджетных ЛПУ, по которым будет возможным, например, аренда систем, рассрочка платежей на несколько лет и т.д.,- предлагает Александр Элинсон , главный исполнительный директор НИПК "Электрон". - Подобные схемы будут выгодны обеим сторонам. На сегодняшний день таких инструментов нет".

По-прежнему несовершенной остается система проведения государственных конкурсов. "В соответствии с их правилами, выигрывает не самое лучшее, а самое дешевое решение", - комментирует  Олег Жданов, генеральный директор "Сайбернетик Системс".

Большой проблемой, по мнению разработчиков, остается и  непрофессионализм чиновников в здравоохранении.

Каковы перспективы?

В целом опрошенные CNews эксперты оценивают перспективы рынка информатизации здравоохранения совсем не радужно. По их мнению, в ближайшее время позитивных изменений на нем ждать не приходится.

Некоторые респонденты опасаются, что если сценарий развития событий останется прежним, то "практически все выделенные государством деньги уйдут в "Ростелеком" на создание каналов связи, а оставшиеся будут поделены между ограниченным числом игроков, сумевших пролоббировать свои интересы". Таким образом, рынок ИТ в здравоохранении будет практически уничтожен – не попавшим в когорту "избранных" разработчикам придется либо переходить в другие области, либо тихо погибать вместе со своими часто неплохими решениями.

Тема "откатов" в области госзакупок для нужд информатизации здравоохранения является одной из ключевых. Причем откатов не только на уровне федеральных или региональных чиновников, но и на уровне отдельных ЛПУ. "Деньги, в соответствии с российскими реалиями, уплывут в неизвестном направлении. Потом в очередной раз поменяют все руководство Минздравсоцразвития и все начнут сначала", – говорит Шамиль Абушаев, директор НВП "Социопрогресс".

"Основная наша проблема - теневые платежи и коррупция, - продолжает Дмитрий Полилов. - Только когда руководители ЛПУ готовы бороться с этим, у них начинают активно внедряться ИТ. В большинстве медицинских учреждений пока процветают теневые платежи и "план" по оказанию платных услуг, и всех это устраивает. Бороться с этим можно не столько репрессиями, сколько путем создания условий для поддержки прозрачных условий работы медучреждения и стимулирования честной работы".

Многие игроки рынка считают выбранную стратегию информатизации неэффективной и утверждают, она приведет к тому, что если к 2015 г. в ЛПУ и появятся МИС, то полноценно работать с ними будет невозможно. "После 2015 г. государство выделит ещё 5 раз по 24 млрд руб. на стимулирование ЛПУ и врачей для эффективного использования МИС  и не будет отдавать их субъектам, а отдаст непосредственно тем ЛПУ, которые сумеют к тому моменту добиться каких-то успехов в использовании МИС. А ещё позже (после 2020 г.) начнёт лишать лицензий тех главврачей, которые не научились эффективно использовать МИС,  установленные в бурные 2012 – 2015 годы, - говорит Ефим Шульман. - Для всего этого потребуется не одобренная правительством Концепция, а одобренные медицинским сообществом критерии эффективности применения МИС в ЛПУ".

"Профессиональное сообщество продолжит работу, будут появляться хорошие решения, которые скорее "вопреки", чем благодаря усилиям государственных органов, будут пробиваться в реальное здравоохранение. Большинство учреждений здравоохранения получит "недоделанные" ИТ-решения, которыми не будет пользоваться в ближайшие годы, - продолжает Владимир Павлов. – Пожалуй, будут внедрены электронные регистратуры, мало помогающие реальным регистраторам, но обеспечивающие учет пациентов. Операторы с выделенных рабочих мест будут вбивать статистические талоны  и формировать медстатистику, будет вестись учет кадров и медуслуг – с этим будет все в порядке. Но собственно медицинской автоматизации будет мало, и большинство врачей продолжит работать по старинке или будет делать "отписки для прокурора" теперь уже в электронном виде".

"В среднесрочной перспективе все более радужно, т.к. придет поколение, которое уже сейчас "не пишет авторучкой". Если, конечно, рынок не будет окончательно свернут, - говорит он. - Если же продолжится практика – платит, например, Минсвязи, получает Минздрав, а конечного пользователя никто не спрашивает – то будет потрачено огромное количество денег, удастся запустить "шикарный автомобиль", который сам, к сожалению, ехать не сможет и придется запрягать в него лошадей и таскать по бездорожью".

Третьи не отрицают высокого риска такого развития событий, но надеются, что в текущем году ситуация начнет меняться к лучшему. "Целевая инъекция в виде финансирования программ информатизации в проекте модернизации здравоохранения должна, по идее, самым позитивным образом сказаться на отрасли,- говорит Александр Гусев. - Однако вместе с этим сохраняются очень высокие риски попросту неэффективного расхода этих средств".

"Очень важно появившийся шанс не испортить малопонятными документами и указаниями со стороны регуляторов и дать ЛПУ, практическому здравоохранению и регионам самим принимать решения о реализации проектов. Также очень важно консолидировать наконец профсообщество, чтобы оно на принципах самоуправления могло влиять на процессы отрасли, в частности – на разработку регулирующих документов, требований, регламентов и стандартов",  – продолжает он.

"Информатизация здравоохранения должна приобрести необходимый масштаб и динамику, и максимум ответственности и инициативности потребуется здесь от всех ключевых участников — органов управления, руководства медицинских учреждений, разработчиков медицинских информационных систем", - считает Игорь Гридин.

На данный момент ключевые проблемы отрасли остались нерешенными. Разработчики и государство никак не могут прийти к единому пониманию того, как же сдвинуть с мертвой точки информатизацию здравоохранения, а медики в большинстве своем заняли выжидательную позицию в надежде на то, что четкие указания "сверху" дадут им возможность не принимать самостоятельных решений.

Наталья Рудычева/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Опубликовано в 2011 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS