idmz.ru

Информатизация лабораторий: ошибкам не пройти

Информатизация лабораторий: ошибкам не пройти

Автоматизация медицинской лаборатории с помощью ИТ-инструментов может вывести ее на качественно новый уровень, уменьшив число ошибок почти до нуля и заметно ускорив получение результатов. За счет каких ИТ-средств это может быть сделано? И что лучше – локальная лаборатория при ЛПУ или централизованная, обслуживающая сразу многие медучреждения?

Современную лабораторию сложно представить без информационных технологий. Однако в большинстве случаев результаты медицинского анализа в России приходится ждать несколько дней, хотя сам процесс проведения исследований занимает совсем немного времени – они проводятся с помощью автоматизированных анализаторов. Существенную часть работы любой лаборатории составляют рутинные операции – ведение журналов регистрации, формирование статистики, последующий контроль качества, доставка результатов анализа лечащему врачу. Все это приводит к снижению скорости и качества проведения исследований.

В такой ситуации внимание специалистов-диагностов все чаще обращается на лабораторные информационные системы (ЛИС), способные взять на себя всю рутинную работу.

Возможности ЛИС

Результат любого лабораторного исследования зависит от множества факторов. Например, для проведения анализа крови необходимо правильно организовать преаналитический этап, обеспечить контроль качества,  оформить документацию по каждому этапу и дать результатам правильную интерпретацию.  Автоматизация лаборатории может взять на себя выполнение большинства этапов этой сложнейшей работы, значительно снизив возможность ошибок и фактически исключив человеческий фактор.

Однако у каждой лаборатории есть уникальные особенности, которые зависят от типа проводимых в ней исследований, их масштаба и других факторов. Поэтому важным свойством современной ЛИС является гибкость — способность учета нюансов функционирования отдельно взятого комплекса.

Клинико-диагностическая лаборатория сегодня

Увеличить

Источник: "Брегис", 2011

Современные ЛИС обладают широкими возможностями для ведения эффективной работы. Они обеспечивают ведение документации по регламентированным в отрасли формам, автоматический финансовый и ресурсный учет, имеют возможности для расширения и подключения любых типов новых анализаторов, использования технологии штрих-кодирования для идентификации образцов, что значительно повышает точность при их транспортировке и анализе.

Функция автоматической доставки по электронной почте, SMS или факсу результатов исследований лечащему врачу или пациенту избавит от необходимости участия в этом человека, исключая риск потери анализа. К тому же это кардинально сокращает время от момента получения результата до принятия неотложных мер. Автоматически сортируя результаты и направляя их в электронное хранилище, ЛИС позволяет врачу видеть все данные в одном месте и контролировать изменение показателей. А установка различных уровней доступа к результатам для разных сотрудников помогает решить вопрос информационной безопасности.

Например, в лаборатории ФЦСКЭ им. В.А. Алмазова располагаются автоматические анализаторы, которые объединены в единую систему на базе решения LabTrak от компании СП.АРМ. Система позволяет контролировать все этапы выполнения тестов, обмениваться информацией с МИС. Благодаря этому врач получает сведения о результатах исследований в самый короткий срок.

Другой пример автоматизации крупной лаборатории – внедрение PSM Plus в ГБ №2 КМЛДО г. Краснодара компанией "Рош-Москва" на основе технологии  InterSystems Cache. С помощью решения были автоматизированы все этапы лабораторного процесса – прием, разбор и маркировка образцов с использованием штрих-кода, их сортировка, отправка заданий, получение результатов, контроль качества, вывод на печать журналов и отчетов, интеграция с существующей МИС учреждения и базой данных ОМС. Кроме того, почти полностью были исключены финансовые потери при возмещении фондом ОМС стоимости исследований. Важно и то, что в дальнейшем к ЛИС были без проблем подключены еще 5 рабочих мест и 4 анализатора.

На пути к централизации

Повышению эффективности анализов может способствовать централизация лабораторий на территориальном уровне (на уровне района, города, региона). Во всем мире считаются нормой независимые централизованные лаборатории, которые являются крупными самостоятельными предприятиями с отлаженными технологическими цепочками и совершенным информационным обеспечением.

К примеру, лаборатория Echevarne  Labs (Барселона, Испания), автоматизированная с помощью системы TrakCare LAB,  способна выполнять 20 млн тестов  в  год. Аналогичная лаборатория Norfolk  and Norwich University  Hospitals Lab работает в Англии (Норвич). Кроме того, в некоторых странах (ЮАР,  Шотландия) используют лабораторные системы, централизованные на уровне всей страны. В ЮАР такая система объединяет 260 лабораторий всех направлений исследования и выполняет 130 млн тестов в год.

Крупный автоматизированный комплекс может взять на себя большую часть сложной, трудоемкой работы, которая требует специальной и дорогостоящей аппаратуры. Покупать такую аппаратуру лабораториям отдельных ЛПУ просто нецелесообразно ввиду сравнительно малого объема проводимых работ. При этом если централизованная лаборатория оснащена высокопроизводительным оборудованием, использует автоматизированные методы исследования и имеет высококвалифицированный персонал, то сможет полностью обеспечить проведение анализов для всех поликлиник города или региона. Причем скорость получения анализов будет выше. Если для доставки результатов используется электронная почта, то результаты могут отправляться на адрес врача автоматически, но при этом храниться в едином центре.

Централизованная лаборатория  сможет полностью обеспечить проведение анализов для всех поликлиник города или региона

При таком подходе будут ли востребованы лаборатории при медучреждениях? Безусловно, да. Локальным лабораториям жизненно необходимо выполнять несложные экспресс-тесты (анализ крови, мочи, некоторые биохимические анализы). При этом  их содержание обойдется ЛПУ значительно дешевле – дорогая высокопроизводительная техника и узкоспециализированные специалисты в такой лаборатории не потребуются.

Один из успешных примеров реализации централизации российских медучреждений – автоматизированная с помощью ЛИС "Рослабсистема" лаборатория по ЦАО городской поликлиники №174 в Москве. Предприятие обслуживает более 60 ЛПУ центрального района Москвы, каждый день выполняя десятки тысяч тестов. 

Подобный проект реализован и в северном округе столицы. Лаборатория, созданная на базе клинико-диагностического центра №6, работает с помощью решения MEDAP компании "БиоХимМак" и на постоянной основе обслуживает 6 поликлиник округа. За счет централизации удалось повысить скорость выполнения анализов и получения результатов.

Еще один пример – создание коммерческой централизованной лаборатории BION в Москве, которая является полностью самостоятельным предприятием, изначально ориентированным на работу с сектором В2В, и использует решение TrakCare LAB от InterSystems.

Однако вместе с ростом скорости проведения и качества анализов при централизации растут и затраты на логистику. Кроме того, при увеличении расстояния эффект от централизации также падает. По этим и другим причинам не все эксперты уверены в том, что централизация лабораторий – это единственно верное решение.

По мнению Александра Гусева, заместителя директора по развитию компании К-МИС, подобная идея может испытывать затруднения при реализации: "У меня глубокие сомнения в "живучести" идеи централизованной региональной ЛИС в силу специфики работы лаборатории, применяемого оборудования, логистики внутри крупных медучреждений и целого ряда других причин. Эффективность же самой ЛИС уже много раз показана, и тут открыть Америку невозможно".

С ним отчасти согласен Владимир Варфоломеев, управляющий партнер компании SofTrust:"Централизация клинико-диагностических лабораторий позволит оптимизировать накладные расходы (например, поставку материалов), но увеличит затраты на логистику. Централизация на региональном уровне лабораторных информационных систем особого смысла не имеет, поэтому оптимальным будет создание архива результатов исследований".

Иного мнения придерживается Инна Ашенбреннер, директор направления "Госсектор и медицина" компании "Корус Консалтинг": "При использовании централизованных лабораторных ИС качество обслуживания повышается: каждую лабораторию невозможно оснастить ни кадрами, ни технологиями в достаточной мере. При централизации повышается достоверность анализов и, как следствие, качество лечения. Отдельные, локальные ЛИС могут позволить себе только крупные клиники. Соответственно, решение – за централизацией".

Проблемы автоматизации лабораторий

Среди проблем, тормозящих информатизацию лабораторий в России, можно выделить отсутствие каких-либо стандартов исследований, трудности логистики образцов. Помимо этого в регионах руководители медучреждений ждут с опасением централизацию лабораторий.

Кроме того, на медицинские лаборатории распространяются и общие проблемы российского здравоохранения — остро стоит вопрос защиты персональных данных и нехватки профессиональных сотрудников, умеющих работать с новым оборудованием.

"Это как кадровый нюанс (недоукомплектованность кадрового состава), так и психологический,- комментирует Александр Гусев. - Но все это усугублено катастрофическим состоянием отрасли, ее ресурсов и нагрузки. К тому же остро стоит вопрос защиты персональных медицинских данных в информационных системах. В законодательстве это четко прописано, что ИС и их разработчик должны обладать всеми требуемыми сертификатами и лицензиями на обработку персональных данных, защиту и криптографию".

По словам генерального директора компании "Аксимед" Игоря Гридина, вопрос защиты персональных данных в здравоохранении действительно является острым: "Об этом, в частности, свидетельствует постоянное его обсуждение на различных мероприятиях по информатизации здравоохранения. И если крупные ЛПУ теоретически могут позволить себе проведение целого комплекса работ по приведению своих информационных систем в соответствие закону "О персональных данных", то для средних и малых ЛПУ эта задача выглядит непосильной — как с финансовой стороны, так и с учетом отсутствия необходимого штата ИТ-специалистов".

Леонид Ефимов

Александр Мамонов

Александр Мамонов:
Гораздо выгоднее передать выполнение клинических анализов на аутсорсинг в крупный лабораторный центр

На вопросы CNews ответил Александр Мамонов, генеральный директор БИОН.

CNews: В российском здравоохранении грядут большие перемены - государство всерьез озаботилось вопросом его модернизации. Какой, в этой связи, вам видится современная медицинская лаборатория?

Александр Мамонов:Лабораторный бизнес – это бизнес объема. С ростом количества исследований удельные издержки сокращаются. Именно поэтому можно уверенно говорить, что у централизованных лабораторий есть будущее. Как только местные руководители лечебных учреждений начнут считать деньги, они поймут, что лучше либо совсем отказаться от собственной лаборатории, либо договориться с соседями и совместными усилиями организовать крупный лабораторный комплекс, благодаря которому все смогут значительно сократить издержки. Чтобы дать возможность активно развиваться здравоохранению в целом и медицинским лабораториям в частности, необходимо убрать главный тормозящий момент. А он заключается в том, что до сих пор велика инерция ведения дел по старинке, когда финансирование идет только из бюджета и эти деньги расходуются очень неэффективно, сохраняются лишние ставки, многие виды работ выполняются вручную, хотя уже давно могут быть автоматизированы, игнорируются современные подходы к организации этой работы.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Опубликовано в 2011 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS