idmz.ru

Медицина замерла в ожидании ИТ-концепции

Медицина замерла в ожидании ИТ-концепции

В апреле 2011 г. была наконец-то утверждена концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, разработка и обсуждение которой заняла почти 3 года. Каких изменений стоит ожидать отрасли в этой связи?

28 апреля 2011г. приказом №364 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации была утверждена концепция создания единой государственной информационной системы  в сфере здравоохранения. Без всякого сомнения, важность этого события велика.

Во-первых, на информатизацию отечественного здравоохранения впервые выделены колоссальные суммы: 19,6 млрд руб. из федерального и 9,6 млрд руб. из региональных бюджетов, т.е. всего 29,2 млрд руб. При таком объеме ИТ-затрат (по отношению к общему бюджету) отрасль становится в один ряд с наиболее передовыми вертикальным рынками России – с банковским, нефтяным и рынком телекоммуникаций. Это позволяет надеяться на радикальное качественное изменение медицины и превращение ее в конкурентоспособный сегмент отечественной экономики.

Во-вторых, модернизация здравоохранения касается практически всех жителей страны. Возможный провал реализации как ее самой, так и ее части -  концепции, приведет к социальному недовольству и дискредитации самой идеи модернизации чего-либо в стране.

И наконец, претворение в жизнь концепции - это огромный объем организационной работы при серьезной нехватке квалифицированного ИТ-персонала. Плюс к этому, значительной массе руководителей лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) до сих пор не до конца ясны цели и задачи, которых они должны достигнуть благодаря ИТ, а также критерии оценки эффективности освоения государственных денег.

Главный исполнительный директор компании "Электрон" Александр Элинсон отмечает важность того, что на информатизацию обратили внимание и вывели её в число приоритетных проектов в области здравоохранения. Но эффективным этот процесс станет только тогда, когда его необходимость будет осознаваться в самих ЛПУ.

Под стать масштабу концепции, в обществе сформировался огромный спектр мнений по этому вопросу. Не называя имен, можно привести наиболее резкие из них: "Из отдельных кусков собрать федеральную систему, не имея при этом ни "выкроек этого лоскутного одеяла", ни концепции федерального центра обработки данных, невозможно". Или: "От беспредела обычного к беспределу электронному". Все их можно было услышать на прошедшем в мае 2011 г. 7-м международном форуме MedSoft-2011.

Однако интересы государственного развития и задача выравнивания уровня жизни по территории страны не оставляют сомнений в старте работ по этой программе.

От слов к делу

Наверное, впервые начало переходу от разговоров о необходимости e-медицины и преодоления "лоскутной" автоматизации ЛПУ к их комплексному практическому воплощению было положено 17 июня 2008 г. на заседании президиума государственного совета "О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации".

Президент РФ Дмитрий Медведев тогда заявил: "Информатизация здравоохранения носит бессистемный характер, отсутствует нормативно-правовая база, единые информационные стандарты. Каждое медицинское учреждение самостоятельно начинает внедрять на свой выбор, системы между собой не стыкуются и не охватывают все процессы отрасли. Вести историю болезни в электронном виде в этой ситуации невозможно, так же как и внедрять единые экономико-медицинские стандарты, гарантирующие необходимый уровень качества обслуживания. Необходимо создание государственной информационной системы персонифицированного учёта оказания медицинской помощи с учётом реализации требований по защите информации".

Это, по мнению докладчика, позволит получать необходимые сведения для оказания качественной помощи вне зависимости от места проживания гражданина и территории обращения за медицинской услугой. Также станет возможен учёт не только факта обращения, но и ведение всего лечения.

Президент добавил: "Подобная ситуация складывается с информатизацией сферы социальной защиты населения. Большая часть регионов делает свою систему, которая не стыкуется с системами коллег, при этом информационные технологии в сфере социальной защиты населения позволяют не только существенно повысить качество услуг, но и снизить расходы бюджета на эти цели за счёт более эффективной работы".

В результате этого указания  в тесном взаимодействии с Советом по развитию информационного общества при президенте РФ рабочая группа Минсоцздравразвития  в период 2009-2010 гг. занималась созданием концептуального уровня разработки информационной системы подобного масштаба и сложности. Завершилась эта работа 12 апреля 2011 г., когда правительственная комиссия во главе с заместителем председателя правительства РФ  Вячеславом Володиным рассмотрела и одобрила окончательный вариант. 28 апреля 2011 г. концепция была утверждена приказом министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой.

Естественно, были промежуточные варианты концепции, а также сопряжение  с положениями Программы информатизации здравоохранения в рамках Программы развития здравоохранения до 2020 г., Программой создания системы персонального учета и др. Не обошлось также без столкновения мнений и групп влияния.

Новая концепция стала системной

По мнению Вадима Дубинина, директора департамента информатизации Минздравсоцразвития России, которое он высказал в интервью CNews: "В новой концепции появилась согласованная со всеми министерствами единая структура взаимосвязанных решаемых задач, т.е. она стала системой, все элементы которой взаимосвязаны по смыслу, по содержанию. Впервые концепция писалась на схему - сначала была создана схема, а поверх нее писали текст. Это отличия по форме, а теперь по содержанию".

"Прежде всего, мы отказались в концепции от паллиатива всех возможных технологий и поставили задачу двигаться в сторону использования "облачных" технологий. При этом мы не хотели, чтобы разрабатываемые вновь решения заставили пользователей отказаться от того, что уже существует в этой сфере, и постарались найти место уже работающим системам в новой структуре, - продолжает он. - Мы определили работы, которые могут выполняться как теми регионами, которые целиком переходят на "облачную" структуру, так и теми, которые будут продолжать поддерживать существующую структуру. С "облаком" будут связаны те ЛПУ и регионы, которые решат потратить свои средства на развитие собственных систем. Они же будут обязаны построить шлюз взаимодействия с "облачной" системой".

Как оценивают эксперты усилия государства и, в частности, Минздравсоцразвития в направлении информатизации отрасли?  Негативные отзывы уже приводились выше. А вот типичным позитивным мнением можно считать слова генерального директора компании "Аксимед" Игоря Гридина.

Он считает: "Во-первых, важно отметить не подлежащий сомнению сам факт наличия подобных усилий. Во-вторых, очевидно, что на их эффективность влияет присутствие нескольких центров принятия и реализации решений. Если, как уже отмечалось, на федеральном уровне необходимость информатизации здравоохранения признана аксиомой, то по мере дальнейшего увеличения "масштаба" (до уровня субъектов федерации, районов и конкретных ЛПУ) эта аксиома начинает размываться и превращаться в гипотезу".

"Изменить эту ситуацию призвана вновь утвержденная концепция создания единой государственной информационной системы, причем в ее названии важны оба определения — "единая" и "государственная",- уточняет Игорь Гридин. - Но наряду с использованием властного ресурса необходимо, в-третьих, задействовать механизмы саморегулирования, действие которых порождало бы у самих ЛПУ стремление внедрять медицинские информационные системы".

Вадим Ференец

Вернуться на главную страницу обзора

Опубликовано в 2011 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS