idmz.ru

«Облака» придут в медицину из регионов

«Облака» придут в медицину из регионов

Несмотря на то, что эффективность использования «облачных» решений в здравоохранении не подлежит сомнению и даже практически декларируется утвержденной недавно концепцией создания ЕИС, спрос на такие решения по-прежнему остается невысоким. Когда же медики осознают необходимость их использования?

Пока в большинстве своем отечественные лечебные учреждения проходят трансформацию от получателя бюджетных денег к некоему подобию коммерческих организаций, где право  финансирования нужно доказать. Чем? Желанием пациентов вновь вернуться в это учреждение и предъявить в регистратуре страховой полис или наличные.

И здесь усилий одних докторов оказывается недостаточно. Опыт показывает, что в условиях конкуренции, как воздух, необходима фигура «медицинского менеджера». Его задача – максимизация эффективности бизнеса за счет снижения издержек, грамотного управления финансами, кадровой политики и внедрения инноваций. А вот этой фигуры на рынке практически нет. А, значит, и нет понимания, как ИТ (облачные или обычные) могут изменить эффективность медицинского учреждения.

Тем не менее, на российском рынке уже существует положительный опыт использования Cloud computing, однако нет особенного желания делать этот факт достоянием гласности – ведь это конкурентное преимущество, да еще какое!

Что дают медицине «облака»?

Необходимо уточнить, что о комплексных «облачных» медицинских ИТ-инфраструктурах в России говорить еще рано. Их противники ссылаются на грандиозные сложности не менее грандиозного британского проекта Connecting for Health. В него уже вложено $20 млрд, а его завершение рискуют не застать те, кто стоял у его истоков. В итоге все чаще раздаются предложения раздать гражданам их медицинские записи с тем, чтобы они сами хранили их в  Google Health, Microsoft  Health Vault или любого другого облачного провайдера. Известно также и о массе проблем в Канаде и Австралии с реализацией аналогичных проектов.

Об этом подробно рассказывал в своем докладе  на 47-м заседании рабочей группы РАМН по вопросам создания и внедрения медицинских информационных технологий Борис Зингерман, заведующий отделом компьютеризации Гематологического научного центра РАМН.

В итоге «облачной» автоматизации в России пока подвергаются те бизнес- (мед-) процессы, которые могут быстро показать отдачу на вложенный капитал, и наиболее необходимы в текущий момент медицинским менеджерам на местах.

Таким проектом, например, стало внедрение в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии в Пензе технологий «облачного» обмена телемедицинскими данными. Там впервые в России на постоянной основе в масштабах региона было инсталлировано решение на базе Microsoft Office Communication Server 2007 R2 для проведения региональных дистанционных консультаций.

Специфика работы кардиоцентра предполагает постоянное взаимодействие врачей со специалистами других территориально удаленных медицинских учреждений. Однако существовал ряд сложностей. Во-первых, отсутствие слаженной системы принятия коллегиальных решений по кардио-больным, поступающим на обследование в Областную больницу им. Бурденко. Во-вторых, растущая дооперационная смертность в связи с необходимостью больному самостоятельно доставлять результаты кардио-обследования (ангиографии) из областной клиники в кардиохирургический центр. И, в-третьих, отсутствие технической системы, позволяющей дистанционно принимать решения по полученным результатам ангиографического исследования больных.

Для решения этих задач было принято решение организовать удаленное взаимодействие между врачами клиник на базе аудио-, видео- и web-конференций. Кроме того, необходимо было обеспечить возможность передачи результатов обследования пациентов в единую базу данных, общение специалистов онлайн, а также совместную работу с результатами обследования.

Безопасность соединения через сеть интернет  осуществляется при помощи единой службы каталогов Microsoft Active Directory, а также сервера безопасного и ускоренного доступа к корпоративным приложениям Microsoft ISA Server 2006. Особенностью проекта стала адаптация каналов связи под существенные нагрузки видео трафика. Очевидно, что этот «пункт программы» будет актуален для подавляющего большинства проектов подобного рода. А его успешная реализация показала, что ничего невозможно нет.

Владлен Базылев, главный врач Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии, так оценил эффект от информатизации: «Использование решения позволило нам выйти на существенно новый уровень медицинского обслуживания. Оно позволяет обеспечить более оперативную и точную диагностику, и тем самым, снизить уровень предоперационной смертности пациентов».

Кроме эффективности, выражаемой в медицинских показателях, уже накоплена некоторая  экономическая статистика использования, например, такой «облачной» технологии, как SaaS. Так на круглом столе CNews Conferences и CNews Analytics «ИТ в здравоохранении 2011: куда движется отрасль», прошедшем в марте 2011г., Вячеслав Маврин, начальник отдела информационных технологий Клинической больницы № 5 города Тольятти привел следующие цифры:

ТСО типовой МИС при различных моделях использования ПО, тыс. руб.*

Локальная установка
проприетарного ПО
Локальная установка
свободного ПО
SaaS   + свободное ПО + аутсорсинг
Фонд оплаты труда отдела АСУ 33 000 33 000 0
Интернет-трафик 11 500 11 500 11 500
Сервер 1 667 1 667 0
Сетевое обородудование 0 0 167
Бесперебойность работы 99% 99% 99,99%
Потери от простоев сервера 7 500 7 500 75
Методич. поддержка пользователей 0 0 2 000
Аренда ПО 0 0 3 000
Лицензии на ПО 15 000 0 0
ИТОГО 68 667 53 667 16 742

Источник: CNews Analytics, 2011г.

* Примечания:
Количество пользователей ПК – 10 чел;
Годовой бюджет ЛПУ – 6 млн. руб.;
Зарплата ИТ-сотрудника ЛПУ – 25 т. р.;
Расчёт затрат в среднем за месяц в диапазоне 10 лет
Стоимость лицензий закрытой ERP-системы 180 т. р./год
Безопасность данных в DATA-центре приближается к 100%
Интернет-трафик всего ЛПУ оплачивается из бюджета ИТ-отдела

 

Цифры говорят сами за себя. Даже если отложить «на потом» перенос в «облака» приложений, обрабатывающих персональные данные до решения юридических проблем, то окажется, что в ЛПУ есть масса ПО, на владении котором можно серьезно сэкономить за счет использования отрытого ПО и SaaS.

Дополнительные преимущества

Какие еще преимущества дают «облака» и виртуализация медицине? В этом плане показателен проект информатизации клиник «Скандинавия» и «АВА-Петер» в Санкт-Петербурге. Как  подчеркнул Вадим Борисов, заместитель генерального директора этих клиник по ИТ : «Перед учреждением стояли две задачи: оптимизировать труд врачей и исключить все возможные лишние издержки, связанные, в том числе, с нелегальным приработком медицинских сотрудников и регистратуры».

Не будем вдаваться в детали начального этапа развития МИС. Отметим лишь, что изначально проект внедрения системы «Медиалог» от компании «Пост Модерн Текнолоджи» (ПМТ) при участии интегратора НИНСИС предполагал обычную клиент-серверную архитектуру. В процессе эксплуатации было решено полностью отказаться от такого подхода и перейти на терминальный доступ, т.е. использовать виртуализацию доставки приложений и десктопов – одну из разновидностей «облачного» подхода к ИТ-инфраструктуре.

30 мая 2011г. стало известно, что компания «Армада» приобрела контрольный пакет ПМТ. Учитывая колоссальный опыт работы «Армады» в госсекторе с ИТ-проектами значительной сложности, можно смело утверждать, что описанный выше «облачный» кейс будет далеко не последним в активе ПМТ.

Еще один любопытный проект. В середине 2010 г. в Калмыкии по заказу Министерства здравоохранения республики начались работы по внедрению региональной информационной системы мониторинга родовспоможения (РИСАР), разработанной на СУБД InterSystems Cache российской компанией «Корус Консалтинг». Цель проекта - повышение контроля за качеством оказания услуг беременным и предоставление врачам инструмента для поддержки принятия решений.

Годом ранее эта система была внедрена в Нижегородской области, результаты не заставили себя ждать - благодаря налаженному контролю над выполнением медицинских стандартов по акушерству и гинекологии, показатели материнской и детской смертности   снизились почти вдвое.

Важнейшим преимуществом РИСАР является то, что она дает возможность организовать работу врачей в соответствии с определенными методиками курирования. Регион разбивается на несколько зон, к каждой зоне прикрепляется ведущий врач республики, контролирующий работу местных специалистов и ведущий серьезные и опасные случаи беременности. Вся система профессиональной взаимопомощи при этом также реализуется через информационную систему, размещенную в  ЦОДе. Благодаря централизованному хранению информации и практически «облачной» архитектуре данные о пациентках доступны в любом ЛПУ региона в любое время.

Николай Кречетов, глава филиала корпорации InterSystems в России, странах СНГ и Балтии, на вопросы CNews Analytics: «насколько сложно проекты типа РИСАР тиражировать для разных регионов? И как сами врачи относятся к подобным системам?» обозначил показательные моменты.  

«В первую очередь, трудности внедрения типового продукта в новом регионе связаны с организационными, а не технологическими проблемами. Необходимо объединить работу большого числа организаций, выстроить регламенты информационного взаимодействия, наладить каналы связи, утвердить единые справочники и т.п., - комментирует он. - Безусловно, есть и региональная специфика, ее надо учитывать. Например, в регионах часто различаются утвержденные медико-экономические стандарты (МЭСы). Адаптация и необходимая доработка качественного программного продукта занимает совсем немного времени, а если он удобен в использовании и не добавляет врачам дополнительной нагрузки, то они и относятся к внедренной системе позитивно».

Архитектура системы РИСАР

Источник: Корус Консалтинг и Программбанк,  2011г.

Оперативные качества системы РИСАР можно наглядно показать на обработке результатов лабораторных анализов. Если результаты оказались хуже, чем это допустимо для данной степени риска, то женщина автоматически переводится в группу с более высокой степенью риска, а лечащий врач получает оперативное извещение (в виде e-mail или SMS-сообщения) о необходимости обратить внимание на конкретную пациентку.

Что касается наличия каких-то особых требований к ЦОДам и каналам связи для РИСАР, то Николай Кречетов настроен оптимистично: «Вопрос надежной и недорогой инфраструктуры, безусловно, не праздный. Однако никаких сверхъестественных требований к «железу» и каналам связи не предъявляется. Парадокс, но часто у пользователей интернета, сидящих перед домашним компьютером, пропускная способность канала связи гораздо выше, чем имеющиеся каналы в ЛПУ».

Что предлагают отечественные разработчики

В активах аналитиков есть и иные примеры использования элементов «облаков» в отечественной медицине – эта отрасль крайне многогранна, и в ней есть много чего, требующего автоматизации. Будет ли и далее использоваться модель Cloud computing? Однозначно, да. Вопрос в другом, как долго отечественный законодатель будет работать над юридическим оформлением целого ряда тонких моментов использования аутсорсинга как в медицине, так и на остальных вертикальных рынках?

Но это не единственный вопрос. Широкую популярность на рынке приобрели такие решения как Google Health, Microsoft  Health Vault и еще примерно десяток американских медицинских «облаков». Но может ли предложить их аналоги отечественная ИТ-отрасль? На федеральном уровне пока нет.

На прошедшем 17 мая 2011 года заседании президиума правительства Российской Федерации министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова докладывала о ходе реализации Федеральной программы информатизации здравоохранения. По ее словам, «Центральное место в этой концепции занимает федеральный центр обработки данных. Он будет создаваться, в нём будет набор федеральных приложений, таких как система ведения персонифицированного учёта медицинской помощи, интегрированная электронная медицинская карта, кадровые регистры, паспорта учреждений…». Всё бы хорошо, но все, о чем говорила министр, пока только проекты. Построить систему федеральных ЦОДов и оснастить их программным обеспечением («облачным» или нет), а также обучить врачей с ним работать – дело небыстрое.

На уровне отдельных ЛПУ и регионов, как это ни парадоксально, дела обстоят гораздо лучше. Видимо успешный опыт использования «облачных» сервисов  предприятиями и учреждениями других вертикальных рынков принес свои плоды.

Например, компания IBS совсем недавно представила обновленный подход к автоматизации здравоохранения с учетом концепции информатизации, принятой Минздравсоцразвития России. «Среди важнейших задач, которые призвана решать программа предоставления услуг как облачных сервисов – выравнивание уровня информатизации медицинских учреждений... Использование же интеграционных технологий, основанных на международных стандартах, обеспечит возможность постепенного перехода к интероперабельности медицинских информационных систем, что приведет к расширению состава медицинской информации и функций, доступных пользователям из любой точки единого информационного пространства в здравоохранении», – считает Алексей Сошнин, директор по консалтингу департамента по работе с государственными структурами IBS.

Несмотря на существенный акцент в сторону облачных вычислений, задача интеграции унаследованных и специализированных медицинских информационных систем, внедренных локально на уровне медицинских организаций, остается чрезвычайно актуальной. Федеральные компоненты также должны работать в рамках единого информационного пространства. В итоге IBS предлагает использовать специализированные решения, включающие все необходимые инфраструктурные компоненты и базирующиеся на стандартах HL7 и IHE.

Кроме того,  IBS и поставщик услуг аутсорсинга IBS DataFort представляют новую услугу — аренда медицинских информационных систем. IBS в партнерстве с ведущими поставщиками решений для медицинских организаций адаптировала уже представленные на рынке и хорошо зарекомендовавшие себя МИС для работы в модели IааS на базе дата-центров компании IBS DataFort.

И это не единственный пример. Компания «Комплексные медицинские информационные системы» (К-МИС) сообщила о том, что в ближайшее время выйдет новая версия Карельской медицинской информационной системы, работа которой будет поддерживаться в «облачной» модели. По информации компании, «облачная КМИС», основанная на решениях IBM, предназначена для реализации региональных проектов самого различного уровня и сложности.

Кроме работы «облачной КМИС», в региональных проектах предполагается функционирование выделенного виртуального сервера для обслуживания регионального информационного ресурса (РИР). Поскольку физически сервер РИР расположен в самом ЦОДе, то обмен данными между ЛПУ и РИР осуществляется быстро и надежно, отметили в К-МИС. Также за счет консолидации виртуальных серверов ЛПУ в одном ЦОДе обмен данными между ЛПУ осуществляется максимально быстро, а в силу того, что передача данных между ЛПУ по открытым каналам фактически отсутствует, защита от несанкционированного перехвата данных упрощается, подчеркнули в компании.

Значительный опыт использования модели SaaS при внедрении медицинской информационной системы qMS накоплен экспертами компании СП.АРМ, базирующейся в Санкт-Петербурге. Показателен в этом плане проект в ВЦЭРМ им. А.М.Никифорова МЧС России.

Любопытное предложение имеется и у группы компаний ХОСТ. Её специалисты предлагают универсальное решение для автоматизации сбора, консолидации и анализа любых форм отчетности - комплексную информационно-аналитическую систему «Система мониторинга деятельности учреждений». В ней также реализована поддержка SaaS.

Есть и иные проекты и предложения от ведущих поставщиков ИКТ-услуг. И в этой связи обязательно нельзя не сказать о том, что уже появились полноценные сообщества специалистов, являющиеся основным интеллектуальным и производственным ресурсом разработки системы информатизации здравоохранения. В число наиболее ярких из них входят, например,  OpenHealth.ru  и medarhiv.ru.  И это вселяет оптимизм.

Вадим Ференец

Вернуться на главную страницу обзора

Опубликовано в 2011 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS