idmz.ru

Георгий Лебедев

Георгий Лебедев:
Стандарт должен возникать там, где решения уже устоялись

На вопросы CNews ответил Георгий Лебедев, заместитель директора по информационным технологиям Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИ ОИЗ) РФ.

CNews: В 2009 г. по поручению Минздравсоцразвития ваш институт проводил исследование уровня ИТ-оснащенности медицинских учреждений РФ. Какие результаты были получены?

Георгий Лебедев: Исследование проводилось в виде анкетирования медицинских учреждений всех субъектов РФ. Из 9476 юридических лиц, действующих на момент опроса, анкеты заполнили 7457 медицинских учреждений, т.е. 79% от общего числа. Поэтому опрос можно считать достаточно показательным.

Его результаты были использованы для обоснования программы модернизации региональных медицинских информационных систем и при разработке концепции создания единой государственной информационной системы в сфере  здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 г. № 364.

Из всего многообразия собранных сведений отмечу следующие основные показатели. Среднее количество компьютеров на 1 учреждение – 36,38; из них подключены к локальным вычислительным сетям (в среднем по учреждению) - 21,3 (58%); имеют доступ к сети интернет (в среднем по учреждению)  7,27 (20%); современных (в среднем по учреждению) -  24,19 (66%).

Широкополосный доступ к сети интернет имеют только 9% медицинских учреждений; используют электронную медицинскую карту всего 7,68 % учреждений; применяют научно-исследовательские системы 0,74%. Обучающие системы используют 1,89% учреждений, а телемедицинские системы - 2,92%.

Приведенные цифры показывают, что компьютерный парк медицинских учреждений нуждается в переоснащении, широкополосный доступ к сети интернет крайне незначителен, а прикладное программное обеспечение, связанное с автоматизацией лечебного процесса, практически не развито. Это как раз и предопределило необходимость проведения серьезной модернизации.

CNews: Какие показатели ИТ-оснащенности отрасли необходимы для того, чтобы в полной мере реализовать утвержденную министерством концепцию создания единой информационной системы (ЕИС) в здравоохранении?

Георгий Лебедев: Показатели, которые характеризуют достижение целей в программе модернизации, Минздравцоцразвитием России пока официально не опубликованы, поэтому я изложу свою точку зрения.

Основу информационной системы составляют пять основных регистров, ведение которых осуществляется на уровне субъекта РФ. Это Единый регистр нормативно-справочной информации; Регистр медицинских и фармацевтических работников; Регистр паспортов медицинских учреждений РФ; Единый регистр застрахованных граждан РФ; Архив интегрированных электронных медицинских карт.

Для того, чтобы система успешно функционировала, необходимо, что бы все медицинские информационные системы, эксплуатируемые в медицинских учреждениях, имели доступ к этим пяти ресурсам. А это достигается за счет подключения каждого медицинского учреждения к выделенному каналу связи, за счет оснащения каждого медицинского специалиста, ведущего учет оказанной медицинской помощи, автоматизированным рабочим местом, за счет внедрения прикладных информационных систем нового качества.

Кроме того, должна быть реализована существенная интеграция с региональной информационной системой ОМС. Федеральный фонд ОМС выпустил приказ от 07.04.2011 г. № 79 «Об утверждении общих принципов построения и функционирования ИС и порядка информационного взаимодействия в сфере ОМС». В этом приказе расписан информационный обмен между медицинскими учреждениями и территориальными фондами ОМС при учете оказанной медицинской помощью. Соответственно, основу электронной медицинской карты, первый ее уровень, должны составлять экономико-статистические данные, связанные с этим приказом. Все рабочие места, специалистов, связанных с учетом медицинской помощи в системе ОМС, должны быть полностью оснащены средствами вычислительной техники.

CNews: Каким образом, по вашему мнению, необходимо осуществлять дооснащение медучреждений? Это должны быть централизованные поставки? Из какого бюджета, федерального или регионального, должно осуществляться финансирование?

Георгий Лебедев: Порядок оснащения и дооснащения медицинских учреждений достаточно подробно расписан в программе модернизации. Органы исполнительной власти в сфере здравоохранения всех субъектов РФ представили в Минздравсоцразвития России свои программы, в которых эти вопросы уже решены. Отмечу только, что реализация федеральных информационных систем в технологии «программное обеспечение как услуга» (SAAS) существенно снижает финансовую нагрузку на регионы.

CNews: В настоящее время в области информатизации медицины сложился так называемый «информационный зоопарк». Для его преодоления необходима выработка единой политики информатизации. Какие меры предпринимаются в этом направлении?

Георгий Лебедев: Термин «информационный зоопарк» сложился в 90-годы прошлого века, в основном, для обоснования затрат, выделяемых на разработку и внедрение информационных систем. Сейчас ситуация совсем иная.

Начиная с 1993 года, в стране действует система обязательного медицинского страхования, благодаря которой в каждом субъекте построена региональная информационная медицинская система. Усилиями Федерального фонда ОМС между этими информационными системами налажено типизированное информационное взаимодействие. Серьезный вклад в сближение этих систем вносит новый федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании». Поэтому правильнее говорить не об «информационном зоопарке», а о 84 информационных системах, действующих одновременно.

Задача Департамента информатизации Минздравсоцразвития России как раз и заключается в том, что бы подготовить такой пакет нормативных документов, который позволит в рамках программы модернизации полностью сблизить региональные информационные системы и на их основе построить Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения.

В минимальном объеме это должны быть: Положение о регистре нормативно-справочной информации; Положение о паспорте медицинского учреждения и регистре медицинской техники и средств медицинского применения; Положение о едином регистре застрахованных граждан; Положение о Регистре медицинских и фармацевтических работников в здравоохранении РФ; Требования к медицинской информационной системе и электронной медицинской карте.

CNews: Как, по вашему мнению, сделать процесс разработки и принятия национальных стандартов в области информатизации здравоохранения, более интенсивным?

Георгий Лебедев: На мой взгляд, в области стандартизации в целом и стандартизации в области информатизации интенсификация не так уж необходима. В соответствии с законом «О техническом регулировании», стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Т.е. для того, чтобы стандарт «родился», должно пройти приличное время, в течение которого, во-первых, участники процессов определятся, что стандарт нужен, во-вторых, определятся сами закономерности, правила применения какой-либо продукции, в-третьих, удастся формализовать эти закономерности.

И потом, стандарт создается «на века», это «глыба», «монолит», он не может соответствовать сиюминутным интересам. Поэтому стандарт должен возникать там, где решения уже устоялись и необходимо их установить надолго. Мне кажется, сначала должны быть сформулированы требования к информационным системам в виде приказов и других нормативных документов Минздравсоцразвития России и Федерального фонда ОМС, затем они должны быть апробированы, а уже после этого их можно оформлять в виде национальных стандартов или технических регламентов.

Например, Федеральный фонд ОМС определил требования к Единому регистру застрахованных граждан, начал работы по его внедрению, и вышел в технический комитет ТК-468 «Информатизация здоровья» с предложением внести изменения в стандарт ГОСТ Р 52979-2008 «Информатизация здоровья. Состав данных сводного регистра застрахованных граждан для электронного обмена этими данными. Общие требования». То же касается и международных стандартов - введение их в действие в виде ГОСТов в РФ должно быть оправдано и востребовано.

Еще одна проблема – это финансирование. Очень востребованы в настоящий момент стандарты комитета  HL7. Ряд из них уже имеет статус международных. Это ISO/HL7 10781:2009 Electronic Health Record-System Functional Model, Release 1.1; ISO/HL7 21731:2006 Health informatics -- HL7 version 3 -- Reference information model -- Release 1; ISO/HL7 27931:2009 Data Exchange Standards -- Health Level Seven Version 2.5 -- An application protocol for electronic data exchange in healthcare environments; ISO/HL7 27932:2009 Data Exchange Standards -- HL7 Clinical Document Architecture, Release 2; ISO/HL7 27951:2009 Health informatics -- Common terminology services, release 1.

Стандарты в области информатизации здравоохранения, принятые в 2009-2010 гг.:

  • ГОСТ Р ИСО 17090-2 Информатизация здоровья. Инфраструктура открытого ключа. Часть 2. Профиль сертификатов;
  • ГОСТ Р ИСО 17090-3 Информатизация здоровья. Инфраструктура открытого ключа. Часть 3. Управление политиками издателей сертификатов;  
  • ГОСТ Р ИСО 21549-5 Информатизация здоровья. Состав данных на пластиковой карте пациента. Часть 5. Идентификационные данные;
  • ГОСТ Р ИСО 21549-6 Информатизация здоровья. Состав данных на пластиковой карте пациента. Часть 6. Административные данные;
  • ГОСТ Р ИСО 21549-7 Информатизация здоровья. Состав данных на пластиковой карте пациента. Часть 7. Лекарственные назначения;
  • ГОСТ Р ИСО/IEEE 11073-30300 Информатизация здоровья. Взаимодействие медицинских приборов на месте лечения. Часть 30300. Транспортный профиль. Инфракрасное излучение;
  • ГОСТ Р ИСО 18104 Информатизация здоровья. Интеграция справочной терминологической модели в сестринском деле;
  • ГОСТ Р ИСО 13606-1 Информатизация здоровья. Обмен электронными медицинскими картами. Часть 1. Справочная модель;
  • ГОСТ Р ИСО/ТС 13606-4 Информатизация здоровья. Обмен электронными медицинскими картами. Часть 4. Безопасность;
  • ГОСТ Р ИСО/ТС 17117 Информатизация здоровья. Терминология управляемого здоровья. Структура и высокоуровневые индикаторы.

 

Стандарты в области информатизации здравоохранения, планы на 2011 г.

  • ГОСТ Р ISO 13606-2:2008 Информатизация здоровья. Обмен электронными медицинскими картами. Часть 2. Спецификация обмена прототипами
  • ГОСТ Р ISO 13606-3:2009 Информатизация здоровья. Обмен электронными медицинскими картами. Часть 3. Списки справочных прототипов и терминов
  • ISO/TS 25237:2008 Информатизация здоровья. Псевдонимизация.

Поскольку РФ является членом международной организации по стандартизации (ИСО), эти стандарты можно применять в РФ методом прямого применения, с соблюдением процедур, изложенных в федеральном законе «О техническом регулировании». Разработку ГОСТов на базе этих стандартов несложно включить в программу национальной стандартизации, только объем средств, выделяемых Росстандартом на разработку, очень незначителен и не зависит от объема стандарта. Стандарты HL7 достаточно объемные, и их перевод не является простой задачей. Поэтому мы сейчас ищем организацию, которая готова профинансировать их официальный перевод.

Также нужно отметить причины, почему стандарты все-таки нужны, и не следует ограничиваться разработкой только ведомственных нормативных документов. Объекты, к которым предъявляются требования в стандартах, могут входить в разные ведомства, и предъявить им требования нормативным документом одного ведомства не представляется возможным. Существующая процедура разработки принятия стандарта подразумевает его широкое обсуждение, учет всех замечаний и предложений, что не допускает принятия стандарта с учетом интересов какой-либо одной организации. Определение требований к медицинским информационным системам и контроль их качества путем сертификации является единственно законным и действенным механизмом при создании единого информационного пространства.

CNews: Насколько широко привлекаются представители профессионального сообщества к разработке стандартов?

Георгий Лебедев: Процедура разработки национального  стандарта определяется федеральным законом «О техническом регулировании» и соответствующими ГОСТами. Эта процедура включает в себя, как минимум, несколько этапов. Это разработка первой редакции национального стандарта; уведомление о разработке стандарта; публичное обсуждение первой редакции стандарта; подготовка второй (окончательной) редакции национального стандарта; уведомление о завершении публичного обсуждения; разработка сопроводительных документов; официальное направление в Росстандарт текста стандарта; экспертиза национального стандарта; принятие решения об утверждении; подготовка проекта приказа; редактирование текста стандарта; направление в набор; приказ об утверждении, номер стандарта.

Процедура публичного обсуждения подразумевает вовлечение широких кругов общественности к обсуждению и написанию стандарта. С другой стороны, в рабочие группы по разработке первой и второй редакций стандартов мы привлекаем специалистов, которые умеют определять и формализовывать специфические свойства рассматриваемых объектов, либо владеющих медицинским английским при переводе международных стандартов. Большинство ученых, которые на слуху в области информатизации здравоохранения, работают с Техническим комитетом.

CNews: Какие работы по стандартизации работ в области информатизации здравоохранения запланированы на ближайшие годы? Каковы сроки их выполнения?

Георгий Лебедев: Каждый год Росстандарт формирует программу национальной стандартизации, которую предлагают технические комитеты. Помимо действующих 25 ГОСТов в программе 2009-2010 годов была разработка 12 стандартов, а на 2011 г. запланированы еще 3.

Хотелось бы отметить, что стандарт ISO/TS 25237:2008 Информатизация здоровья. Псевдонимизация.  включен в программу стандартизации по обращению Минздравсоцразвития России.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Опубликовано в 2011 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS