Информатизация здравоохранения: как закончилась очередная итерация

Информатизация здравоохранения: как закончилась очередная итерация

В отличие от долгой общей истории информатизации российского здравоохранения очередную довольно непродолжительную итерацию работ по созданию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) можно описать достаточно кратко. Конец этому "подходу к штанге" положили тектонические сдвиги на самом высшем уровне, отголосок которых быстро докатился и до ведомственных информатизаторов.

Началась новейшая история ЕГИСЗ с новых назначений в ведомстве Татьяны Голиковой. Ключевыми можно назвать два кадровых решения. Сначала в апреле 2011 г. ушедшего после скандала с тендерами Олега Симакова на посту ИТ-директора Минздравсоцразвития сменил Вадим Дубинин, который тут же переписал документ верхнего уровня - концепцию информатизации. Новый ИТ-руководитель назвал в качестве причины, по которой нужно было менять документ, отсутствие целостности в уже существующей разработке, "лоскутный" характер предыдущей концепции.

Помимо формулирования новой концепции федеральная власть принялась за создание вертикали: организацию единообразной работы в регионах. Отправленное в январе 2012 г. письмо заместителя директора по ИТ московского Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Георгия Лебедева о необходимости согласования ИТ-работ с центром Минздраву даже пришлось позже пояснять.

Министерство подтвердило, что экспертная группа действительно будет проверять технические задания на информатизацию регионального здравоохранения, но это не значит, что до получения заключений из столицы нужно остановить проведение конкурсов. Хотя Роман Сафронов из Минздрава и заверил тогда CNews, что проверка и объявление тендеров должны идти параллельно, тем не менее, появление такой экспертной группы само по себе говорит об усилении контроля центра за субъектами.

Одиозный конкурс

В самом начале 2012 г. атаку на тему информатизации федерального здравоохранения повел телеком-оператор, последовательно пытающийся стать лидером в оказании электронных государственных услуг. Застолбить поляну электронных медицинских карт решил "Ростелеком".

При том, что само министерство здравоохранения оценило работы по "созданию первой очереди интегрированной электронной медицинской карты и сервисов доступа к ней"; в 83 млн руб., оператор решил забрать тендер за 1 руб. Это ему удалось, т.к. цены других участников-системных интеграторов варьировались от 12 млн руб. до 65 млн руб.

По условиям техзадания помимо непосредственно карты подрядчик должен также разработать сценарии ее использования, предложения по нормативному, организационному и правовому обеспечению создания и использования карты, а также развернуть ПО и протестировать прикладную часть системы. Позже “Ростелеком” заявил об окончании работ.

Карта, о которой идет речь, - это аналог сегодняшних бумажных карт пациента. Она нужна при диагностике и лечении ее владельца: на карте сохраняется вся медицинская информация о пациенте. Предложенную цену в самом "Ростелекоме" объяснили тогда тем, что важнее для компании "не увеличить в краткосрочном периоде выручку, а заложить основу уникальной информационной системы, основанной на современных технологиях".

Второе назначение

В феврале 2012 г. помимо руководителя профильного департамента Дубинина в министерстве здравоохранения появился отдельный выделенный замминистра по ИТ-тематике. Это стало чуть ли не единственным случаем, когда главный ведомственный ИТ-шник получил такой статус. Председатель правительства Владимир Путин подписал распоряжение о назначении Андрея Гусельникова. Вместе с ним число замов Татьяны Голиковой достигло шести.

До этого момента Вадим Дубинин отчитывался перед замминистра, курирующим финансовые вопросы, - Владимиром Беловым. Новый заместитель появился по указанию правительственной комиссии по внедрению информационных технологий. На заседании 20 декабря 2011 г. комиссия предписала Голиковой подыскать кандидата на эту должность, который обеспечил бы "руководство и организацию работы ведомства по реализации своих полномочий в сфере ИТ".

Комиссия также не забыла упомянуть возможные риски срыва внедрения ЕГИСЗ. Она поручила Минздраву разработать и утвердить план-график введения в эксплуатацию федеральных и региональных сегментов ЕГИСЗ, а результаты мониторинга их создания публиковать в интернете.

Трудовая биография Гусельникова была исторически связана с другим высокопоставленным ИТ-чиновником - начальником ИТ-департамента правительства Алексеем Поповым. До 2004 г. Гусельников работал в компании "Бюджетные и финансовые технологии", занимающейся разработкой и внедрением ПО для финсектора. А после того, как гендиректор этой компании Попов перешел на должность замглавы Федерального казначейства, Гусельников последовал за ним и с 2005 г. получил назначение на пост начальника управления ИТ-систем. Наконец, в 2010 г. Гусельников ушел из казначейства и устроился на должность директора по управлению бизнес-процессами в компанию БСС ("Банк софт системс"), которую ранее также возглавлял Попов.

Что делала новая команда

После построения такой ИТ-вертикали в здравоохранении от правительства до профильного ведомства новая команда начала централизовывать развертывание региональных сегментов ЕГИСЗ. Два российских региона – Ивановская область и республика Саха (Якутия) - уже в марте лишились статуса пилотных зон по внедрению ЕГИСЗ. Решение об этом приняла подкомиссия по использованию ИТ при предоставлении госуслуг под председательством Алексея Попова, посчитавшая работу администраций этих регионов по внедрению ЕГИСЗ неудовлетворительной.

Одновременно в список пилотных регионов была добавлена Амурская область, таким образом всего пилотов осталось 7 вместо 8 ранее. Кроме Амурской это Волгоградская, Омская, Белгородская и Свердловская области, Ставропольский и Забайкальский края.

Помимо описания санкций к отстающим регионам (остановка федерального финансирования и смена ответственных) замминистра Гусельников в выступлениях делал акцент на экономии средств и мониторинге министерством крупных региональных конкурсов по медицинской тематике.

Кроме того, замминистра заявил, что Минздравсоцразвития выступает против объявления тендеров регионами не из числа пилотных. "Выявлено, что, например, Калининградская, Нижегородская и Тамбовская области провели закупочные процедуры по созданию региональных фрагментов ЕГИСЗ, не дожидаясь результатов пилотного внедрения, - говорил Гусельников. - Хочется предостеречь непилотные регионы от преждевременных действий по построению или модернизации МИС, т.к. никаких дополнительных средств на интеграцию с федеральными сервисами не предусмотрено".

Чем все кончилось

Минимальное раскрытие данных через сайт министерства о ходе работ, основывающееся на отчетах регионов, также действительно появилось. Но подход команды Попов-Гусельников-Дубинин закончился вместе со сменой председателя правительства. После назначения на этот пост Дмитрия Медведева министерство разделилось на два (Минздрав во главе с Вероникой Скворцовой и министерство труда и соцзащиты, руководителем которого стал Максим Топилин) и все основные участники информатизации отрасли покинули свои должности.

Сначала ушел Алексей Попов, потом заявление об увольнении написал Андрей Гусельников, связав такое свое решение с реорганизацией министерства. Позже из министерства ушел и Дубинин, объяснив это новым подходом назначенного министра.

Исполняющим обязанности директора ИТ-департамента Минздрава стал Роман Ивакин. Ранее он уже работал заместителем Дубинина, а до этого - заместителем прежнего директора департамента информатизации Минздравсоцразвития Олега Симакова. До перехода в Минздрав Ивакин работал в Министерстве информационных технологий и связи в департаменте Максута Шадаева.

А как же отрасль?

Заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАМН Андрей Столбов оценил в беседе с корреспондентом CNews произошедшие за последнее время в ведомстве здравоохранения изменения: "Когда представители ИТ-сообщества публично критикуют Минздрав, то в большинстве случаев стрелы этой критики направлены в сторону департамента информатизации, что в принципе не совсем правильно. Как мне представляется, одной из причин нынешней ситуации с информатизацией является то, что в последние три-четыре года основная инициатива в развитии ИТ в министерстве исходила не от врачей и организаторов здравоохранения, имеющих реальный опыт управления отраслью на региональном и федеральном уровнях, а от управленцев -  финансистов и "айтишников" новой волны, которые пришли в министерство из других сфер деятельности, прямо не связанных с медициной. Они были профессионалами именно в решении масштабных общеуправленческих задач и, к тому же, имели сильные связи с крупным ИТ-бизнесом – системными интеграторами общего профиля. Исходя из этого и были определены приоритеты развития ИТ в отрасли".

По его мнению, положительная динамика в отрасли все-таки появилась, несмотря на очевидность того, что в объявленные сроки, при практической неготовности необходимой правовой и нормативно-методической базы, классификаторов и справочников, в условиях жесточайшего кадрового дефицита, реально, а не формально, только "чтобы  показать", выполнить задачу создания ЕГИСЗ практически невозможно.

Позитивные изменения на рынке информатизации здравоохранения отмечают и другие эксперты. "За прошедший год было очень многое сделано по оснащению учреждений здравоохранения техническими средствами (рабочие станции и серверное оборудование), а также по обеспечению каналами связи. Так что база для работы консалтинговых компаний сейчас значительно лучше, чем это было до начала программы модернизации, - говорит Андрей Дюков, руководитель отдела продаж и маркетинга департамента “Госсектор и медицина” “КОРУС Консалтинг".

По его мнению, 2011 г. можно назвать годом прорыва отечественной индустрии в области информатизации здравоохранения.

С ним согласна и Надежда Седова, генеральный директор компании "ТехноМедикал" (ГК "Техносерв"), которая среди основных результатов процесса внедрения ИТ в области здравоохранения на региональном уровне отмечает ввод федеральных сервисов ЕГИСЗ в опытную эксплуатацию и создание первой очереди системы "электронной регистратуры", которая позволяет не только вести расписание приемов специалистов и организовывать запись на прием, но и контролировать загрузку мощностей медицинской организации.

Однако вопрос о пользе ЕГИСЗ именно для врача по-прежнему остается спорным. Опрошенные эксперты считают, что строящаяся система предназначена для сбора статистической информации и учета затрат на лечение пациентов и не окажет существенного влияния на качество медицинского обслуживания. "Десятки тысяч операторов по всей стране будут вбивать в ЕГИСЗ информацию из рукописных листов назначений и других документов. Практическому здравоохранению от этого может быть выгода в виде "больше средств получат те ЛПУ и регионы, которые больше тратят". Но компенсирует ли совокупная зарплата всех операторов, которую будут платить им ЛПУ,  полученную выгоду, пока непонятно", - говорит Ефим Шульман, генеральный директор компании "Медицинские Информационные Технологии".

Денис Легезо / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Опубликовано в 2012 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS