Обзор подготовлен

версия для печати
Особенности российского EDI-диалекта

Особенности российского EDI-диалекта

Рынок EDI (Electronic Data Interchange), в том числе и в России, сформировался и продолжает развиваться во многом благодаря активному содействию ряда международных некоммерческих организаций. В то же время, EDI-диалект, на котором общается между собой российский бизнес, имеет ряд особенностей.

Неким критерием качества работы EDI-провайдера является его сертификация ассоциациями, координирующими оказание EDI-услуг на территории РФ, а также занятых адаптацией стандартов к российской специфике, решением других актуальных для EDI-отрасли проблем. В частности, одним из направлений деятельности международного некоммерческого партнерства ECR (Efficient Consumer Response), открывшем в нашей стране свое подразделение “Эффективный отклик на запросы потребителей” (ECR-Rus), является регулирование деятельности EDI-провайдеров.

Согласно базовому, рекомендующемуся к включению в состав договорных документов SLA, входят требования по круглосуточной доступности услуг, регламентация длительности перерывов в предоставлении сервиса (при обязательном предварительном согласовании с клиентом, и не более 4 ч.), времени на передачу сообщений (не дольше 30 мин). Оговаривается фиксированная стоимость передачи сообщений вне зависимости от местонахождения клиента, соблюдение требований единого для всех регламента на предоставление роуминга между разными провайдерами и пр.

Немаловажным является и то, что именно ECR-Rus формулирует те принципы, которыми должны руководствоваться на практике сертифицированные ею провайдеры. Также следует заметить, что большинство сертифицированных провайдеров по факту предоставляют клиентам сервис с лучшими параметрами, чем вышеперечисленные базовые.

ECR-Rus

ECR-Rus ведет свою работу с 2003 г., объединяет в рамках партнерства торговые сети, производителей и общественные организации, взаимодействующие с ними. Несомненной заслугой ECR-Rus является то, что она стала катализатором процесса создания в РФ пула провайдеров (первыми провайдерами в свое время стали “Корус Консалтинг СНГ” и CISLink), оказывающих услуги EDI в соответствии с принципами и стандартами, принятыми во всем мире. По состоянию на 2011 г. EDI сервисами пользовались более 10 тыс. (а по некоторым данным, около 12 тыс.) российских компаний.

Состав Совета директоров ECR-Rus

Источник: ECR-Rus, 2012

Важным аспектом деятельности партнерства является проведение обучающих семинаров и форумов, в ходе которых компании-провайдеры имеют возможность обменяться опытом, получить объективные оценки своей работы и работы коллег по цеху, попытаться выработать консолидированную позицию в области первоочередных мер, необходимых для дальнейшего развития EDI в РФ, а также общаются с представителями органов государственной власти, приглашенными на заседания комитетов ECR-Rus и пр.

ГС1 РУС

В России присвоением международных товарных номеров и кодов, без которых современные EDI-системы полноценно работать не смогли бы, занимается добровольная некоммерческая международная организация GS1 в лице "Ассоциации автоматической идентификации "Юнискан/ГС1 Рус". Например, код GLN (Global Location Number), позволят однозначно (вплоть до указания конкретного сетевого магазина или нужных ворот в складском комплексе) определить грузоотправителя и получателя, правильно направив сам товар и EDI-данные по каналам связи. Международные коды маркировки и учета GTIN (Global Trade Item Number) присваиваются для всех разновидностей упаковки товара – от логистической до потребительской. Код GPC глобальной продуктовой классификации (Global Product Classification) используется для организации работы сети GDSN (Global Data Synchronization Network), служит структурирующей основой для современного категорийного менеджмента и пр.

Важным с практической точки зрения является использование  SSCC  (Serial Shipping Container Code) в практике работы логистических и крупных торговых компаний, поскольку позволяет им вести учет хозяйственных операций на уровне паллето-мест.

Сервис GS1 GEPIR (Global Electronic Party Information Registry) позволяет однозначно идентифицировать логистический груз, конкретный товар или компанию по их коду

Некое общее представление о системе товародвижения и организации цепочек поставок в развитых странах дает кейс из практики логистической компании Bring Frigoscandia, занимающейся доставкой продуктов питания и соблюдающей стандарты GS1 и др. Хотя международная система товарного кодирования пока, как правило, не применяется в РФ во всей ее полноте и объеме, ее поэтапное внедрение весьма важно не только для российских компаний, уже ведущих международную деятельность, но постепенно станет весьма актуальным для большинства отечественных коммерсантов, особенно после вступления России в ВТО.

Пример из практики логистической компании Bring Frigoscandia

Источник: GS1, 2012

Совместное использование технологий EDI и AIDC-методов автоматической идентификации и сбора данных (Automatic Identification and DataCapture) неизбежно должно привести к тому, что целая категория офисных и других работников (для обозначения которых в советские времена часто использовали термин “служащие”), занятых, по сути, рутинной работой, будут становится все менее востребованными. Это означает, что в долгосрочной перспективе ИТ существенно повлияет не только на экономику, но и окажет достаточно сильное воздействие, например, на многие социальные процессы.

В связи с этим, определенный интерес для россиян уже сегодня представляет также и деятельность ряда других международных организаций, занимающихся стандартизацией. В частности, деятельность EPCglobal, развивающейся усилиями представителей GS1, ряда крупнейших западных ритейлеров, производителей товаров, ИТ-вендоров и пр. стандарты EPC (Electronic Product Code), LLRP (Low Level Reader Protocol) и пр., закладывающих предпосылки для широкого использования RFID-технологий в торговле, логистике и пр. в соответствии с уже применяемыми в этих отраслях системами стандартизации.

Чем отличается отечественный EDI

Практическая помощь в соблюдении стандартных требований в части присвоения GLN, GTIN и других кодов является частью деятельности большинства профессиональных российских операторов, оказывающих сегодня своим клиентам услуги EDI. Это, в частности, позволяет им налаживать между собой роуминг, а также обеспечивать доступ поставщика товара в EDI-сети разных ритейлеров. Всевозможные коды и внутренние артикулы, имеющие хождение лишь в рамках одной EDI-системы, сегодня можно встретить чаще всего лишь в отдельных корпоративных сетях. Нередки случаи, когда крупные компании, длительное время развивавшие такие полуизолированные от внешнего мира сети самостоятельно, в итоге полностью или частично отказались от их использования в пользу стандартизированных современных сервисов, предоставляемых EDI-провайдерами.

Своего рода образцом в области EDI раньше служили многие международные сети и производители, осуществляющие коммерческую деятельность в РФ. Сегодня к их числу добавился и ряд ведущих отечественных компаний, а также некоторые компании из СМБ. Важным аргументом в переговорах с крупным заказчиком EDI-услуг было и остается то, что ведущие отечественные провайдеры, как правило, так или иначе поддерживают партнерские отношения с известными на мировом рынке EDI-операторами (такими как Generix, Comarch и др.). В то же время, отечественные провайдеры привлекают клиентов тем, что лучше понимают и учитывают российскую специфику.

В большинстве современных ERP уже есть встроенные EDI-подсистемы. Компания 1С, развивающая сервис “1С: Сеть”, идет сейчас по похожему пути встраивания EDI-модулей в состав ряда своих программных продуктов, что, по замыслу разработчиков, должно помочь сделать EDI еще более доступным, в частности, для СМБ. Аналогичные решения предлагают и другие, сертифицированные ECR-Rus EDI-провайдеры. Множество небольших компаний-производителей получает сегодня первоначальный опыт работы с EDI, пользуясь web-интерфейсом. Интерес к этой технологии растет, необходимости самим внедрять дорогостоящие EDI-решения у заказчиков услуг сегодня нет.

Общим трендом последних лет было постепенное выравнивание тарифов и удешевление общей стоимости использования EDI-сервисов. Яркое своеобразие и уникальная самобытность в работе с электронными документами, все еще присущая очень многим отечественным компаниям и во многом мешающая им использовать готовые “коробочные” решения и стандартизированные сервисы, понемногу сходит на нет. Наглядная демонстрация пользы от ИТ-технологий в торговле стимулировало многие компании к дальнейшему развитию своей ИТ-инфраструктуры, что повышает уровень ИТ-зрелости торговой отрасли в целом.

Несмотря на явные позитивные сдвиги, на практике до сих пор все еще возникает масса достаточно нетривиальных проблем с подключением к EDI-сети новых клиентов из числа отечественных компаний. «Когда-то, на первом этапе, мы даже были вынуждены несколько отступать от стандартов, вводить, допустим, какие-то дополнительные параметры или атрибуты, увеличивать число разрядов. Добавлять поля, которые в стандартах не описаны, но без которых подключить очередную компанию было бы попросту невозможно, - вспоминает Леонид Якубовский, гендиректор “Корус Консалтинг СНГ”. - Вместе с тем, некоторые поля не использовались российскими компаниями в принципе, хотя в стандарте они прописаны в качестве обязательных. Но ведь в учетной системе клиента их нет, причем понятно, что быстро они там не появятся».

«Наконец, есть обязательные поля, специфичные только для РФ, такие как “Номер грузовой таможенной декларации” (ГТД). Впрочем, такие поля есть и в других странах, не только в России. Целый ряд подобного рода вопросов в свое время нам удалось успешно решить, работая совместно с техническими экспертами, что, в итоге, привело к изменению соответствующих стандартов, которые стали лучше учитывать отечественную специфику,”- продолжает он.

Перспективы российского EDI

Дополнительная ценность, которая создается российскими EDI-провайдерами, заключается не только в учете индивидуальных особенностей отечественных компаний, для многих из которых они часто выступают в качестве своего рода переводчика, делающего возможным полноценное электронное бизнес-общение со всем остальным миром. Но и, например, в предоставлении ряда современных сервисов, глубоко интегрированных в бизнес-процессы крупных ритейлеров.

“В качестве примера можно привести разграничение прав доступа пользователей на уровне товарных категорий и регионов, а также создание для разных сотрудников ритейлера различных ролей в EDI-системе, что позволяет автоматизировать часть бизнес-процесса согласования электронных документов на стороне провайдера. Сочетание соблюдения стандартов, гарантированного соблюдения SLA с одновременным учетом индивидуальных для каждого заказчика услуг особенностей является своего рода искусством, частью конкурентного преимущества EDI-провайдера”, – поделился соображениями по этому поводу Леонид Якубовский.

Помимо предоставления лог-файлов и электронных копий документов по требованию клиента, что бывает необходимо, например, в случае спорных ситуаций с поставщиком, современные провайдеры могут создавать для всех участников EDI-обмена сводные аналитические отчеты, внедряя в состав своих сервисов элементы BI. Российский EDI активно развивается. Он уже прошел первые этапы своего формирования, и актуальным для операторов стал поиск конкурентных преимуществ, позволяющий привлечь новых клиентов самыми различными способами.

“Сканированная копия документа приходит провайдеру EDI, который конвертирует его сначала в формат электронной таблицы, затем – в формат стандартного EDI-сообщения, после чего пересылает адресату”, – привел пример EDI-сервиса, включающий услугу Optical Сharacter Recognition, Алексей Сальников, менеджер по оптимизации логистики и дистрибьюции Kimberly-Clark.

Сегодня EDI-сообщество волнуют темы введения полноценного обмена электронными счетами-фактурами, синхронизации мастер-данных, повышения эффективности и степени удовлетворенности клиентов сервисов, освоение новых сегментов ритейла и привлечение клиентов из других отраслей, а также создания условий, стимулирующих устойчивое развитие EDI рынка в целом.

“Мы активно работаем над расширением функционала EDI-провайдера “1С-Сеть”,  уходим от его использования только в качестве сервиса согласования заказов в электронном виде. Двигаемся в сторону ведения электронного документооборота в целом. В том числе, и в рамках закона об электронных счетах-фактурах, причем нами уже запущен плотный проект на базе сервиса “1С-Сеть”. Новый сервис позволит автоматизировать и внешний, и внутренний документооборот больших компаний”, – прокомментировал Сергей Горьков, руководитель отдела автоматизации продовольственных предприятий “1С- Рарус”.

“Новым и важным этапом развития технологии EDI в России является возможность перевода всего цикла документооборота в безбумажный вид с использованием ЭЦП. Все типы документов - от договора, ценового листа и заказа товара до счета-фактуры и акта сверки взаиморасчетов - можно переводить в электронный юридически значимый вид, не дублируя их, по старинке, бумажным способом. Первые шаги по переводу документов клиента в электронный вид “Корус Консалтинг СНГ” начала в 2011 г. с использованием сервиса на платформе “Сфера Курьер”, – сообщил директор обособленного подразделения “Корус Консалтинг СНГ” Игорь Зеленько.

Антон Степанов

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS