Лаборатория Касперского

Наталья Касперская: Рынок IPO в России еще недостаточно сформирован, мал, и условия для размещения акций пока неблагоприятны

Евгений Касперский 
Интервью CNews. ru дали Наталья Касперская, генеральный директор «Лаборатории Касперского» и Евгений Касперский, руководитель антивирусных исследований компании.

CNews. ru: В последнем интервью CNews. ru вы говорили о том, что существует вариант, при котором крупнейшие корпорации создадут параллельную глобальную сеть и переведут в нее все свои бизнес-коммуникации. На наш взгляд, при таком сценарии компании-разработчики антивирусного ПО рискуют потерять значительную часть свих доходов. Вы согласны?

 
Евгений Касперский: Создание крупными корпорациями альтернативной информационной среды для бизнес-коммуникаций — это лишь один из сценариев развития интернета. Я как специалист в области антивирусной безопасности не могу говорить о технологиях создания новых сетей. Я говорю о проблемах и необходимости изменения правил существующего интернета, а именно, о введении обязательной идентификации пользователей. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что переход на новую систему организации Сети не сделает ее полностью свободной от кибер-преступников. Задача внедрения персональной идентификации глобальна: она нужна для того, чтобы и через несколько лет интернет остался информационной сетью, а не превратился в скопление ненужной и вредной информации.

Между виртуальной сетью и реальной жизнью легко провести аналогии. У всех есть паспорт. Избавляет ли нас это от преступности? Нет. Но скольких бы его отсутствие спровоцировало на большие злодейства и мелкие пакости? Так же и в Сети. Вирусы, спам, хакерские атаки — в большинстве своем, пакости, хотя часто и довольно серьезные. И совершают их зачастую не малолетние хулиганы, а обычные подростки, спровоцированные анонимностью Сети и ощущением вседозволенности.

Я уверен, если каждый будет знать, что за свое, пусть и виртуальное, злодеяние он будет нести ответственность, процент таких пакостей заметно уменьшится. Хулиганы останутся, просто их будет гораздо меньше, и наказать их будет проще. Так что не стоит ожидать, что с организацией новой коммуникационной среды производители систем защиты от вирусов, или например, спама останутся без работы. К сожалению, не останутся.

CNews. ru: Насколько болезненны для вашей компании действия иностранных разработчиков антивирусного ПО на российском рынке?

Наталья Касперская 
Наталья Касперская: За последний год активность крупных мировых компаний на российском рынке действительно стала более заметной. Впрочем, я бы все-таки говорила не о болезненности, а скорее, о здоровой конкуренции в корпоративном сегменте антивирусного рынка. На фоне продолжающегося кризиса ИТ-индустрии на Западе, общий экономический подъем в России и оживление ИТ-сектора в частности, делают российский рынок довольно привлекательным для мировых производителей. Но мы оптимистично смотрим в будущее. «Лаборатория Касперского» обладает рядом серьезных конкурентных преимуществ, которые позволяют нам не только удерживать свои позиции, но и стабильно увеличивать объемы продаж.

Мы занимаемся разработкой антивирусных решений уже 14 лет. За это время удалось накопить уникальные знания и опыт, которые дают возможность предугадывать тенденции развития компьютерных вирусов и заблаговременно разрабатывать и обеспечивать пользователей защитой даже от будущих атак. Это уникальное преимущество — основа продуктов и услуг «Лаборатории Касперского», которое помогает всегда быть на шаг впереди конкурентов. Кроме того, антивирусная защита — лишь на 50% ПО, остальные 50% — это сервис. Высокое качество клиентского обслуживания — кредо Лаборатории. В отличие от западных конкурентов мы обеспечиваем пользователей бесплатной круглосуточной технической поддержкой на русском языке. А в распоряжении бизнес-клиентов еще и широкий спектр дополнительных услуг, например, выделенные линии клиентского обслуживания, выезд к клиенту при возникновении проблем и пр. Кроме того, предприятия и организации могут воспользоваться услугами по проектированию, внедрению и сопровождению корпоративных антивирусных комплексов. Наконец, как отечественная компания, мы всегда быстрее реагируем на локальные вирусные эпидемии.

CNews. ru: С какими ключевыми сложностями сталкивается «Лаборатория Касперского» при продаже своих продуктов на иностранных рынках?

Наталья Касперская: Мощные конкуренты. Мы приходим на уже сформировавшиеся рынки, как правило, монополизированные несколькими устоявшимися игроками. Наибольшую сложность традиционно представляет выход на корпоративный сегмент: чувствуется противодействие мировых конкурентов, которые не хотят пускать новых игроков в «высшую лигу» информационной безопасности.

Вторая сложность — стоимость вывода продуктов на рынок. Бренд Kaspersky пока не является широко известным в мировом масштабе, и его продвижение на международных рынках требует больших ресурсов. Наконец, при успешном развитии бизнеса в регионе необходимо открытие локального представительства. Это, в свою очередь, сопряжено с новыми трудностями: поиск персонала, специфика местного трудового законодательства, сложность в осуществлении контроля над работой офиса.

CNews. ru: Вероятно, бизнес нуждается в средствах на маркетинг при необходимости стимулирования роста продаж на иностранных рынках. Каково ваше отношение к возможности проведения первичного размещения акций на бирже?

Наталья Касперская: Размещение акций на бирже — это трудоемкий и высокозатратный процесс. Предприятие должно выполнить ряд условий: финансовая прозрачность, правильное корпоративное управление, соблюдение определенных процедур, мощная система продвижения. Вместе с тем, всегда есть риск, что с размещением акций этот комплекс мер не окупится. На мой взгляд, сегодня подобная мера по привлечению инвестиций нецелесообразна: рынок IPO в России еще недостаточно сформирован, мал, и условия для размещения акций пока неблагоприятны. Если говорить о мировых биржах, то и там с общим кризисом мировой ИТ индустрии первичное размещение акций — не лучшее время.

CNews. ru: Можно ли эффективно бороться со спамом с помощью программных средств пользователя без существенных временных затрат?

Наталья Касперская: Многие мировые разработчики систем информационной безопасности предлагают решения по борьбе с нежелательной корреспонденцией. Однако, мы вынуждены констатировать, что пока технически задача не решена. Спаммеры быстро учатся обходить имеющиеся системы. Это не значит, что ее нельзя решить. Вспомните, что лишь 10 лет назад, антивирусы обнаруживали лишь до 80% вирусов в системе и вообще не могли обнаружить новых версий. Учитывая современную скорость развития технологий, мы думаем, что такое антиспамовое решение появится очень скоро. При этом тот, кто сумеет предложить наиболее эффективное решение по борьбе со спамом, сможет быстро занять серьезную долю рынка.

В конце прошлого года «Лаборатория Касперского» также представила собственную разработку, созданную в сотрудничестве с компанией «Ашманов и Партнеры». Мы использовали сразу четыре метода борьбы со спамом, включая ежедневные обновления. Мы серьезно рассчитываем на то, что технологически Kaspersky Anti-Spam сможет стать тем самым первым продуктом, который решит проблему спама. Сейчас Kaspersky Anti-Spam фильтрует 85-90% нежелательного трафика при условии ежедневного обновления. И это при отсутствии ложных срабатываний, что очень нелегко, учитывая хитрость спаммеров! Продукт имеет систему управления, позволяющую настраивать правила ловли спама для любой станции сети.

CNews. ru: Есть ли какая-то цикличность, сезонные колебания или иные закономерности в появлении вирусов?

Евгений Касперский: Да, количество появляющихся вирусов напрямую зависит от времени школьных и студенческих каникул. Как нет занятий в школе — так сразу всплеск! На самом деле, строгой закономерности вирусной активности нет. Их, действительно, любят написать «по случаю» — к Новому году, например. В это время распространиться может даже простой вирус: во время праздников пользователи традиционно более легкомысленно относятся ко всякого рода вложениям, ожидая увидеть в письме открытку с поздравлением. Тем не менее, написание вируса «по случаю» не гарантирует того, что вредоносная программа широко распространится: большинство из них — это все-таки неумелые, неработающие «поделки».

CNews. ru: Какова национальная структура вирусописателей? Какова роль российских создателей вирусов сегодня?

Евгений Касперский: Некоторая закономерность присутствует: большинство серьезных вирусов создается в регионах с неблагоприятной экономической ситуацией. Например, грянул кризис в стране, появилось много безработных программистов или просто подростков, которым нечем заняться — сразу и вирусов из региона заметно прибавилось. Сейчас такая ситуация наблюдается в странах Латинской Америки и в Китае. Несколько лет назад было много вирусов российского происхождения, сейчас — очень мало.

Похоже, наши умные головы нашли себе применение, что не может не радовать. Вместе с тем, надо помнить о том, что территориальное и национальное разделение вирусов очень условно: как правило, определить демографию вируса можно лишь в том случае, если информацию об этом захотел оставить его автор.

CNews. ru: По итогам 2002 года в рейтинге CNewsFAST «Лаборатория Касперского» вошла в пятерку самых быстроразвивающихся ИТ-компаний России. Какие крупнейшие проекты позволили компании сделать такой заметный скачок?

Наталья Касперская: 2002 год стал достаточно успешным для Лаборатории. На западных рынках росту способствовали, прежде всего, не разовые проекты, а планомерная работа с партнерами и усовершенствования продуктов. Мы усилили нашу техническую поддержку, сделав ее более «интернациональной», много времени уделили сертификации и обучению наших западных партнеров. Одновременно мы работали над расширением географии продаж и созданием представительств компании и СП на наиболее интересных локальных рынках (Китай, Франция).

В России «Лаборатории Касперского» удалось реализовать несколько крупных проектов, в частности, в государственном секторе. Например, крупные контракты с Центральным Банком РФ, Министерством по налогам и сборам, Министерством путей сообщения, Министерством экономики, что позволило серьезно увеличить объемы продаж в корпоративном сегменте.

Мы не делали ставку на отдельные проекты. Мы просто работали.

CNews. ru: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS