Panda Software Russia

Константин Архипов: В ближайшие пять лет Panda будет занимать не менее 30% корпоративного рынка антивирусов в России

Константин Архипов 
Интервью CNews. ru дал Константин Архипов, руководитель компании Panda Software Russia. Являясь франчайзи-партнером известного испанского разработчика антивирусного ПО, компания имеет весьма амбициозные планы в отношении российского рынка.

CNews. ru: Panda Software — новый игрок на российском рынке антивирусного ПО. Расскажите немного о компании.

Константин Архипов: В Россию Panda Software пришла из Испании, из Страны басков. Она была основана в 1990 году в небольшом испанском городке Бильбао Микелем Уризбарреной (Mikel Urizarbarrena, прим. CNews. ru). В то время он возглавлял компанию, которая разрабатывала программное обеспечение для обучения вождению на автомобиле. Однажды программист его компании показал Микелю компьютерный вирус. Микель увлекся, стать собирать информацию. Вот так, из интереса к необычной компьютерной программе, и выросла Panda. Начиналась история компании с трех человек в штате и MS-DOS антивируса, который обезвреживал столько же — три! — вируса. Сегодня в штате компании трудится около семисот человек, представительства Panda открыты в пятидесяти странах, а продуктовая линейка предлагает полный спектр антивирусных программ для домашних и корпоративных пользователей.

 
CNews. ru: Каковы основные принципы вашей стратегии в создании антивирусных решений?

Константин Архипов: Мы предлагаем продукт, идеология которого принципиально отличается от того, к чему успели привыкнуть в России. Допустим, речь идет о корпоративных пакетах. У нас нет отдельного дистрибутива, который надо устанавливать на сервер. У Panda Antivirus есть специальная утилита Panda Administrator, которая устанавливается на рабочую станцию системного администратора, и уже оттуда, удаленно и с единой консоли, устанавливается антивирус — и на файловый сервер, и на почтовые серверы, и на рабочие станции. Российские специалисты зачастую даже не представляют, что установка антивируса в локальную сеть с самой сложной топологией может быть настолько простой и удобной. С другой стороны, часто мы сталкиваемся с тем, что Panda Administrator принимают за сам антивирус, но это — консоль управления, не более.

Есть и другой аспект — Panda принесла в Россию не только новые продукты, но и свой весьма интересный и успешный опыт развития на рынке с высокой конкуренцией. Я имею в виду и философию компании, и отношение к клиентам, и маркетинговые программы, и принципы развития. Удивительно, но факт — несмотря на стремительные темпы своего роста (только за последние три года он достиг 560 %), за всю историю своего существования Panda Software ни разу не прибегала к внешнему финансированию.

Ключевым условием успешного развития компании в условиях жесткой конкуренции стала именно постоянная ориентация на разработку новых продуктов и внедрение новых технологий. По данным агентства PriceWaterhouseCoopers, проводившего проверку Panda Software, практически всю прибыль компания реинвестирует в развитие своих продуктов и услуг. Кстати, в 2002 году в рейтинге 500 наиболее динамично развивающихся европейских компаний, который составляет независимая некоммерческая исследовательская организация GrowthPlus, Panda Software заняла 28 место.

CNews. ru: Какова рыночная доля Panda Software на родине, в Испании? Каковы позиции компании в странах Восточной Европы и других регионах мира?

Константин Архипов: В Испании и на корпоративном рынке, и на рынке конечных пользователей доля Panda Software составляет около 70%, и она растет год от года. Например, в прошлом году объем продаж в Испании вырос на 20%, а в целом за последние пять лет компании удалось достичь восьмикратного увеличения торгового оборота.

Сегодня главная цель Panda Software — стать мировым лидером в разработке и распространении антивирусного программного обеспечения. Я уже говорил, что офисы нашей компании работают в пятидесяти странах мира. Если говорить конкретно о Восточной Европе, то это Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия и Словения.

Однако я хочу обратить внимание на то, что Panda делает ставку не только на экстенсивное расширение сети своих представительств, но и на углубление партнерских отношений с крупнейшими IT-компаниями. Последние бизнес-проекты Panda включают в себя создание совместного предприятия с Founder Group, вторым по значимости производителем персональных компьютеров в Китае, и сотрудничество с акционерным обществом Ateker Information&Consulting, которое заполнит антивирусами Panda торговые точки Тайваня. В прошлом году Panda Software наладила тесные отношения с компаниями Packard Bell, Hewlett-Packard и LG, вступила в Citrix Business Alliance и в OPSEC. Традиционно тесным является сотрудничество с Microsoft, совместно с которой Panda создает многие свои технологии.

CNews. ru: Почему компания Panda Software приняла решение о выходе на российский рынок антивирусных систем? Каковы ваши прогнозы относительно темпов развития данного рынка?

Константин Архипов: Решение о выходе на российский рынок было принято в соответствии с генеральным планом расширения международной деятельности, и приход в Россию был одним из важнейших шагов в стратегии расширения сферы бизнеса Panda Software. Кстати, сегодня Panda представлена на пяти континентах, и в штаб-квартире нашей компании результаты воплощения этого плана оценивают как отличные.

Россия является одним из важнейших мировых IT-рынков — с учетом пиратства рынок ее антивирусного ПО в 2003 году мы оцениваем в 10 млн. евро, и Panda не могла упустить такой шанс. Конечно, в испанском офисе понимают, что рынок антивирусных программ в нашей стране уже устоялся, на нем есть несколько основных игроков, и очень сильны позиции отечественных производителей. Тем не менее, продукты Panda Software — и для домашних, и для корпоративных пользователей — обладают рядом конкурентных преимуществ, у компании есть богатый опыт вхождения на национальные рынки, и это позволяет позитивно расценивать перспективы Panda в России.

Кроме того, продвижение в России увеличивает известность брэнда на всем постсоветском пространстве, и уже сегодня у Panda Software насчитывается множество клиентов в Белоруссии, Украине, Эстонии и т. д.

CNews. ru: Каковы уже сделанные и запланированные инвестиции в локализацию продуктов компании в России? Насколько значительны инвестиции в развитие бизнеса компании в нашей стране?

Константин Архипов: Panda Software не делает прямых финансовых инвестиций в развитие сети международных представительств. В свое время, когда испанцы всерьез задумались о выходе на международный рынок, была выбрана формула развития методом франчайзинга. Благодаря ей сотрудники Panda Software, работающие в Испании, получили возможность сосредоточиться непосредственно на исследованиях и разработках новых технологий. А франчайзи Panda Software или, как принято называть в компании, Country Partners, — это компании, которые получают разрешение использовать в своей стране брэнд Panda, опираться на его репутацию, продвигать продукты и услуги. Всем франчайзи передают маркетинговые технологии и открывают доступ к богатейшей информационной базе Panda Software. Поэтому, с одной стороны, мы — часть огромной мультинациональной команды, а с другой, мы — самостоятельное подразделение, которое опирается на собственные силы.

Локализация программ — важнейший этап в продвижении наших продуктов. Panda неукоснительно следует своей философии «Мыслить глобально, действовать локально», поэтому Panda Antivirus Titanium, программа для неопытных домашних пользователей, была переведена на 21 язык. И мы в первую очередь локализовали именно ее. Для того сегмента нашей целевой аудитории, на который она рассчитана, действительно, особенно важно, чтобы программа была на русском языке. В этом году мы локализуем антивирус со встроенным межсетевым экраном для небольших компаний и профессионалов Panda Antivirus Platinum 7. В нашем штате есть квалифицированные переводчики, и ежемесячный объем технических переводов, которые они делают, составляет 300-400 тысяч знаков. Могу с уверенностью сказать, что по объему документации, которая доступна нашим клиентам и партнерам, «иностранная» компания Panda Software превосходит многие российские.

CNews. ru: Каковы приоритеты Panda Software в позиционировании своих продуктов на российском рынке? Каковы ваши планы относительно продаж на рынке частных пользователей?

Константин Архипов: Мы предлагаем антивирусные решения для всех типов потребителей — крупных корпоративных клиентов, мелких и средних компаний, индивидуальных предпринимателей, а также для домашних пользователей.

Конечно, в силу того, что Panda Software является европейским лидером в разработке и производстве прежде всего корпоративных антивирусных решений, и здесь, в России, мы тоже ориентированы на корпоративных клиентов. При этом следует учесть, что на рынке корпоративных пользователей мы позиционируем себя как не самый дешёвый продукт. Наша цена при покупке лицензий на большую сеть, как правило, выше, чем цены российских производителей антивирусных программ, но это полностью компенсируется удобством установки и наличием реально работающих средств централизованного управления антивирусной защитой. Так что итоговая стоимость владения нашим продуктом оказывается ниже.

Вообще, должен отметить, что ценовые аргументы для нас не являются решающими при работе с клиентами. Поскольку наши серверные продукты в сравнении с многими конкурирующими программами гораздо надежнее, мы позиционируем себя на рынке корпораций как поставщика антивирусной защиты любых серверов, в том числе занятых в критически важных технологических процессах и для сетей любой сложности. Могу сказать, что если наш продукт существует для какой-то платформы, то он будет на ней стабильно работать. Естественно, мы пользуемся этим в маркетинговых целях.

В то же время мы уделяем пристальное внимание и потребительскому сектору рынка антивирусного ПО. Мы очень тщательно работали над локализацией Panda Antivirus Titanium — универсальной антивирусной программы, разработанной специально для тех, кто не является профессионалом в области информационных технологий. По сочетанию цена/качество на сегодняшний день этот антивирус является оптимальным для российских пользователей (35 евро), что и было отмечено в прошлогоднем тестировании журнала Chip/RE. На рынке домашних пользователей мы позиционируем Titanium как надёжный и простой в использовании антивирус, работающий по принципу «установил-и-забыл».

CNews. ru: Одной из важных задач поставщика антивирусного ПО является создание стабильной системы поддержки клиентов в регионе. Отличаются ли системы поддержки клиентов PS в Испании и в России?

Константин Архипов: Представление о том, что Panda Software ограничивается «поставкой антивирусного ПО», слишком узко трактует миссию нашей компании. Клиенты Panda Software получают то, что называется «антивирусным решением», — набор программных продуктов и услуг, которые помогают им выстроить на предприятии полноценную систему информационной безопасности. Это и ежедневное обновление файла антивирусных баз, и круглосуточная служба спасения от вирусов, и система вирусных предупреждений, и информационный бюллетень, и, конечно же, служба технической поддержки и консультирования наших клиентов. И в Испании, и в России техническую поддержку оказывают высококлассные специалисты. Это то, что нас объединяет. Единственное отличие заключается в том, в Испании служба технической поддержки работает круглосуточно (Panda Software была первой антивирусной компанией в мире, предложившей своим клиентам подобный сервис, и по праву гордится этим фактом), а в России эта служба пока функционирует только по рабочим дням. Но постепенно мы обязательно перейдем на тот режим, который является стандартом для Panda Software.

CNews. ru: Насколько активно развивается партнерская сеть компании в России?

Константин Архипов: К формированию дилерской сети мы приступили с первого дня работы. Был разработан ряд партнерских программ различных уровней и разосланы письма софтверным компаниям с предложением принять в этих программах участие. Могу сказать, что поначалу отзывы нас обескуражили. Все, кто взял на себя труд протестировать наши программы, в один голос говорили, что Panda — отличный антивирус, но распространять его не хотел никто — по причине практически нулевой на тот момент известности брэнда в России! За первые пять месяцев работы мы заключили не более полутора десятка дилерских договоров. Однако постепенно нам удалось переломить ситуацию.

Немаловажную роль в этом сыграло наше участие в Комтеке-2002. За 4 дня выставки мы заключили столько же договоров, сколько за пять предыдущих месяцев. И еще десятки потенциальных дилеров ушли с выставки в размышлениях.

Мы создали специальный партнерский сервер и мощный отдел сопровождения дилеров, за каждым из них закрепили персонального менеджера. Это способствовало значительному укреплению связей с нашими региональными партнерами. Их приток заметно увеличился, и во второй половине 2002 года каждый месяц в списке партнеров Panda Software Russia прибавлялось примерно 20 позиций. Сегодня мы уже не слышим аргументы о нулевой известности, с нами работают компании, входящие в топ-рейтинг ведущих IT- предприятий России. У нас 110 партнеров в 60 регионах России. Теперь компьютер под защитой нашей программы можно встретить в любом областном городе, от Калининграда до Владивостока.

CNews. ru: Каковы целевые ориентиры компании Panda Software в работе в России на ближайшие годы?

Константин Архипов: Если говорить о тактике, то, во-первых, в ближайшее время мы планируем начать активные продажи Panda Antivirus Appliance. Это выделенный антивирусный сервер, программно-аппаратное антивирусное решение, рассчитанное на крупные предприятия и предназначенное для контроля шлюза в сеть интернет. На сегодняшний день это единственный антивирус, который умеет обнаруживать и блокировать червя SQLSlammer. Во-вторых, мы выпустим на рынок локализованный Panda Antivirus Platinum 7. В-третьих, займемся активными продажами Panda Antivirus for Windows Server 2003, разработанный для нового семейства серверных операционных систем корпорации Microsoft.

А стратегически мы планируем в 2003 году получить 15% российского рынка антивирусного ПО, в ближайшие пять лет — не менее 30% корпоративного рынка. Кроме того, в ближайшие два года мы рассчитываем стать компанией, которая будет широко известна в России не только среди IT-профессионалов, но и среди обычных пользователей.

CNews. ru: Какие основные тенденции в развитии антивирусного ПО, на ваш взгляд, являются сегодня определяющими?

Константин Архипов: Думаю, что основная тенденция заключается в стремлении максимально удовлетворить весь комплекс потребностей компаний и организаций в области защиты от информационных угроз. Те времена, когда антивирус был связан только с рабочей станцией, безвозвратно прошли.

Во-первых, сегодня компании имеют сложнейшие информационные структуры на нескольких уровнях с различным оборудованием и множеством персонала, следовательно, они нуждаются в собственном, индивидуальном решении проблемы информационной безопасности своих сетей.

Во-вторых, необходимо учитывать дифференциацию функционального предназначения нынешнего антивирусного ПО. Для рабочих станций требуются антивирусы с четко определенным набором возможностей — быстрый механизм проверки для предотвращения снижения производительности, простой и доступный интерфейс и т. п. Для внутренних серверов (почтовых, файловых и т. д.) необходим иной антивирус, ключевое требование к которому — надёжность. Сейчас серверы обслуживают огромное количество пользователей, на них работают критически важные для предприятия приложения, поэтому даже минутный простой сервера может обойтись компании в тысячи долларов убытков. Естественно, что как бы ни были опасны вирусы, но если антивирус приводит к сбоям в работе сервера, он не нужен предприятию. Второе требование к антивирусу для сервера также вытекает из необходимости обеспечить бесперебойную работу: после установки антивируса не должна требоваться перезагрузка сервера.

Третье требование не столь обязательно, но крайне желательно для крупных компаний — должна быть возможность удалённой установки антивируса на сервер. И, наконец, компаниям с развитой локальной сетью, кроме всего прочего, необходим антивирус, защищающий сетевой периметр. Должен сказать, что в последнее время именно периметр стал одним из наиболее важных элементов для защиты от вирусов и, следовательно, важнейшим местом размещения антивирусных средств.

CNews. ru: Ваши коллеги по цеху говорят о том, что в ближайшее время крупнейшие мировые корпорации создадут параллельную глобальную сеть и переведут в нее все свои бизнес-коммуникации, так как вопросы безопасности в традиционном интернете решить не удается. Согласны ли вы с такими прогнозами? Похоже, что в этом случае компании-разработчики антивирусного ПО рискуют потерять значительную часть своих доходов.

Константин Архипов: Идея создания параллельной информационной сети, может быть, и привлекательна, но не осуществима. Сегодня интернет, используя первоначально предусмотренный протокол, связывает миллионы, возможно даже, миллиарды систем по всему миру. Что необходимо сделать для того, чтобы обезопасить себя при работе в интернете? Создать новую инфраструктуру? Разработать новый протокол? Сменить все системы, работающие с интернетом? Это невозможно.

Кроме того, стоит помнить о том, что для тех случаев, когда действительно необходим закрытый безопасный канал, существует множество систем для создания частных виртуальных сетей (VPN), с помощью которых компании будут иметь свой собственный «интернет» без каких-либо проблем.

Я убежден, что решение проблемы информационной безопасности кроется не в создании параллельных сетей и не во введении системы запретов и ограничений на перемещение по интернету. Это — системная проблема, и решить ее можно только совместными усилиями.

CNews. ru: На что конкретно должны быть направленны данные усилия?

Константин Архипов: Во-первых, нужно постоянно работать над повышением культуры пользования интернетом. Все пользователи должны четко знать основные правила безопасной работы в интернете и правила пользования электронной почтой. В этом смысле показательна ситуация с вирусом Klez. I — вот уже год он возглавляет рейтинги самых распространенных вирусов, в то время как практически все антивирусы успешно его отлавливают и обезвреживают, и Microsoft давно выпустила патч для устранения соответствующей «бреши».

Во-вторых, провайдерам нужно повысить уровень безопасности своих систем и установить надежные и мощные антивирусные средства для предоставления клиентам «чистых» соединений с интернетом.

И, конечно, особая роль — у разработчиков ПО. Они должны уделять больше внимания этапу тестирования своих продуктов, чтобы предотвращать возникновение проблем, вызванных присутствием брешей в системах защиты своих продуктов. Но это — только один аспект, есть и другой. Как у всякой организации, у компаний-производителей антивирусного ПО есть социальная ответственность, и нужно помнить о ней. Не в плане абстрактных рассуждений «о высоком», а в плане реальных дел. Например, Panda Software — это компания, которая делает доступными для любого человека все свои, даже самые последние, технологии и всю имеющуюся у нее информацию.

Если вы хотите проверить свой компьютер на вирусы, но у вас нет денег на приобретение лицензионной программы, вы сможете и проверить, и вылечить его с помощью нашей бесплатной онлайновой программы Panda ActiveScan. Единственное ее отличие от PA Titanium в том, что ActiveScan не запускается автоматически. Если вы хотите получить реальную статистику о ситуации с вирусными заражениями (общее количество, география распространения, рейтинг и проч.) по всему миру, информацию о том, какой именно вирус наиболее активен в том месте земного шара, в котором у вас есть коммерческие интересы, вы можете получить ее на Вирусной карте. Это абсолютно бесплатные сервисы, и они доступны любому посетителю нашего сервера.

CNews. ru: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS