Рынок VPN и межсетевых экранов

Рынок VPN и межсетевых экранов Содержание:

Основные участники рынка
Географическая структура рынка

В течение всего 2002 года на рынках систем для создания виртуальных частных сетей (VPN) и межсетевых экранов наблюдался спад. В первом квартале 2003 года впервые за долгое время был зафиксирован рост рынка.

  • Виртуальные частные сети (Virtual Private Network, VPN) — один из способов использования таких открытых телекоммуникационных сетей, как интернет, для создания удаленных офисов или предоставления индивидуальным пользователям защищенного доступа к корпоративным сетям. Основная задача VPN — предоставить организации возможность создавать виртуальные офисы с небольшими финансовыми затратами.

  • Для работы VPN используются открытая и общедоступная инфраструктура, в то время как безопасность обеспечивается с помощью передачи данных через специальные защищенные туннели.

  • Существует два основных протокола передачи данных через такие туннели. Первый — PTPP (Point-To-Point Protocol), разработанный американской компанией Microsoft и некоторыми другими компаниями. Второй — GRE (Generic Routing Encapsulation). Кроме того, существует большое количество менее распространенных протоколов.

  • При отправке информации через общедоступные сети пакет данных шифруется, а при получении — дешифруется. Таким образом, обеспечивается защищенное соединение удаленного пользователя к корпоративным сетям. В качестве дополнительного уровня обеспечения безопасности, шифруется не только пакет данных, но и адреса, с которых выполняется передача и прием данных.

  • Использование частных виртуальных сетей намного дешевле, чем использование закрытых выделенных каналов, доступных только для одной организации, поэтому в настоящее время наблюдается массовый процесс перехода от централизованных схем подключения к интернету к распределенным схемам. В большинстве случаев это связано с растущим интересом со стороны компаний к организации частных виртуальных сетей и межсетевых экранов в рамках своих предприятий.

  • Межсетевой экран (Firewall) — набор специальных программ, расположенных на корпоративном сервере, который ответственен за организацию доступа в интернет и который защищает внутренние ресурсы корпоративной сети от пользователей других сетей.

По оценкам иностранных специалистов, ежегодный рост рынка VPN в ближайшие 3-4 года будет довольно стабилен и будет находиться в диапазоне 20-25%. Между тем, еще совсем недавно (в 2002 году) наблюдался отрицательный прирост рынка. По прогнозам Infonetics Research, рост продаж аппаратных средств VPN и межсетевых экранов в 1 кв. 2003 года должен был составить 7%, а программных средств — 5%.

Объем рынка частных виртуальных сетей и межсетевых экранов

Объем рынка частных виртуальных сетей и межсетевых экранов

Источник: Infonetics Research, данные по 2003-2006 гг. носят прогнозный характер
*включая продажи маршрутизаторов, выполняющих функции VPN и межсетевых экранов.

 
Стоит обратить внимание, что по оценкам исследователей, рост рынка в период 2003 — 2006 годы будет наблюдаться преимущественно за счет роста доходов от продажи аппаратных средств для создания VPN и межсетевых экранов.

Компании-разработчики программных средств в настоящее время испытывают некоторые трудности, которые связаны с тем, что заказчиков больше интересуют аппаратные средства создания VPN и межсетевых экранов вследствие некоторого удешевления последних решений и исходя из расчетов по поддержке и управлению такими продуктами. Несколько лет назад, когда в компаниях имелся один — два защитных экрана, программное обеспечение имело значительное преимущество перед аппаратными средствами.

Рост пропускных способностей интернета стимулирует компании покупать более мощные средства для создания VPN и организации межсетевых экранов. В качестве таких решений многие компании сегодня видят именно аппаратные средства создания защищенных соединений.

CNews Analytics выделяет несколько основных причин, в результате которых доля программных средств на мировом рынке VPN/межсетевых экранов пока снижается:

  • Цена аппаратных средств, сопоставима с ценой программных средств;

  • Аппаратные средства обеспечения безопасности соединения на предприятии в большинстве случае легче интегрировать в существующую систему, так как для этого не требуется значительный опыт, как при развертывании программных средств;

  • Простота в поддержке и управлении аппаратными средствами обеспечения безопасности соединения.

Доходы от реализации аппаратных средств создания VPN и межсетевых экранов

Доходы от реализации аппаратных средств создания VPN и межсетевых экранов

Источник: Infonetics Research, данные по 2003-2006 гг. носят прогнозный характер

Наиболее востребованными решениями среди аппаратных средств создания VPN и межсетевых экранов на текущем этапе являются средства стоимостью от 1,5 тыс. до 10 тыс. долл., а также программные маршрутизаторы безопасности. На долю данных двух классов средств приходится немногим меньше, чем 2/3 от всего объема рынка аппаратных средств.

Так, в 2002 году при объеме рынка данных средств 2 149 млн. долл., на долю решений, стоимостью от 1,5 до 10 тыс. долл. и программных маршрутизаторов, пришлось 70% доходов всего рынка.

Однако, в период 2003 — 2006 гг. совокупная доля этих решений на рынке аппаратных средств будет снижаться и в 2006 году может достичь отметки 53%.

В основном это связано с тем, что на том же этапе будет стремительно увеличиваться доля, приходящаяся на решения по созданию межсетевых экранов на уровне отдельных приложений: с 2% в 2002 году до прогнозируемых Infonetics 26% в 2006 году. Рост всего рынка в ближайшие 3-4 года будет в основном обусловлен ростом продаж решений по созданию защищенных соединений на программном уровне.

Основные участники рынка

В течении всего 2002 года компания Cisco оставалась безусловным лидером рынка. Доля прибыли компании на рынке несколько снизилась, однако ближайшие конкуренты остаются далеко позади. В среднем, на долю Cisco приходится 33% доходов на рынке. Сразу за Cisco идет Nokia/Check Point, на долю которой приходилось 21,5% доходы рынка. Доля Nortel колебалась на протяжении всего года, однако ни в одном из кварталов, компании так и не удалось преодолеть рубеж в 10%, хотя во втором квартале 2002 года, казалось, что рубеж будет преодолен. Среднегодовая доля Nortel составляла 9,5%. А вот ее ближайший конкурент на рынке VPN и межсетевых экранов — компания NetScreen в последнем квартале 2002 года догнала Nortel. Теперь у них одинаковая доля прибыли на рынке. Причем, NetScreen совершил значительный прыжок, поднявшись с 6,6% в начале года, до вышесказанных 9,3%. Доля SonicWALL также несколько снизилась: в начале года компания имела 6,4%, а в конце 2002 года уже только 4,9% доходов на рынке. Позиции Zyxel остались практически неизменны. Это связано с тем, что компания доминирует на рынке относительно дешевых решений, которые в численном отношении хоть и занимают достаточно высокую строчку, но сгенерировать большой оборот прибыли не могут.

Рыночные доли компаний на рынке VPN и межсетевых экранов по размеру дохода в 2002 году

Рыночные доли компаний на рынке VPN и межсетевых экранов по размеру дохода в 2002 году

Источник: Infonetics Research

Компания Cisco также лидирует и по количеству реализованных решений. Однако, если ее рыночная доля по доходу на рынке уменьшилась в течении 2002 года, то рыночная доля по продажам в количественном выражении значительно увеличилась и составила по итогам года 33,8%, что на 6,7% больше, чем в первом квартале 2002 года. Cisco удалось увеличить долю продаваемых решений на рынке за счет недорогих продуктов, стоимость которых колеблется в пределе от 500 до 1 500 долл.

Неудачи преследовали компанию SonicWall, доля реализованных продуктов которой также снизилась с 19,2% до 13,5%. А вот компания NetScreen продемонстрировала успехи и среди увеличения реализация своих продуктов: с 9,4% в начале 2002 года, компания довела свою долю в конце года до 12,1%.

Рыночные доли компаний по числу реализованных в 2002 году решений

Рыночные доли компаний по числу реализованных в 2002 году решений

Источник: Infonetics Research

В течение 2003 года позиции основных участников рынка могут значительно измениться. Однако уже в 2004 — 2005 годах, ситуация может измениться очень значительно. К этому времени рыночная доля межсетевых экранов на уровне приложений возрастет настолько, что компании, предоставляющие именно эти решения, начнут резко подниматься среди остальных участников. Достаточно вспомнить, что компания Check Point, в свое время сделавшая ставку именно на развитие этого направления, на текущем этапе является лидером, который диктует условия в разработке межсетевых экранов на уровне приложений, в целом.

Географическая структура рынка

США и Канада в 2002 году оставались бесспорными лидерами в потреблении решений VPN и межсетевых экранов. Европа, страны Ближнего Востока и Африки были на втором месте. Третье место занимали страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Безусловными лидерами в этом регионе являются Япония и Южная Корея, следом за ними следуют остальные страны данного региона.

Географическая структура рынка VPN и межсетевых экранов в 2002

Географическая структура рынка VPN и межсетевых экранов в 2002

Источник: Infonetics Research

По оценкам CNews Analytics, в 2003 году доля стран Северной Америки в потреблении средств VPN и межсетевых экранов будет устойчиво снижаться, что является характерным сценарием развития ситуации в освоении высокотехнологических разработок. Между тем, этот процесс будет заметно ускорен в случае, если американским властям не удастся справиться с разрастающимся в стране экономическим кризисом.

Согласно оценкам Infonetics Research, отставание европейских компаний-разработчиков средств по организации VPN и межсетевых экранов от американских в среднем составляет 18 месяцев. Однако этот разрыв, как отмечают специалисты в последнее время начал уменьшаться.

Роман Боровко / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS