Защита государственной тайны в России

Защита государственной тайны в России 
Содержание:

  • Какие сведения защищаются на рынке гостайны
  • Заказчики и объем рынка
  • Регулирование рынка
  • Обзор подрядчиков
  • Региональная структура рынка

    Мало кому известно, что рынок услуг по защите государственной тайны России, зачастую во много раз превосходит размер рынка защиты информации в бизнес-сфере. Более того, исторически, лицензируемый рынок защиты информации начинался именно с услуг по защите государственной тайны. Открытой информацией об этом специфическом виде услуг с CNews. ru поделились специалисты Научно-производственного предприятия «Гамма».

    Какие сведения защищаются на рынке гостайны

     
    В 1995 году Указом Президента России был введен перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Он предусматривает 87 типов сведений, конкретное содержание которых определяется ведомственными перечнями федеральных органов исполнительной власти. Однако, на практике, лишь часть из этих сведений защищается на рыночных условиях. В основном это те сведения, с которыми вынуждены работать предприятия — исполнители государственного заказа, а именно:
    • сведения в военной области о режимных объектах в различных стадиях жизненного цикла, НИОКР, технологиях двойного назначения;

    • сведения о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности в части информации об экспорте и импорте вооружения и военной техники, гособоронзаказе в рамках военно-технического сотрудничества;

    • сведения в области экономики, науки и техники, касающиеся оборонных НИОКР, запасах, производстве, себестоимости цветных, редких и драгоценных металлов, стратегических запасах и мобилизационных мощностях.
    Для исполнителей работ обычно не имеет значения содержание защищаемой информации. Порядок реализации защитных мероприятий формализован нормативно-методическими документами в зависимости от степени секретности.

    Заказчики и объем рынка

    Ведомств, размещающих заказы на защиту объектов, обрабатывающих государственную тайну не так много. В основном это те, кто причастен к оборонной тематике — ФСБ, Гостехкомиссия России, Минфин, Минобороны, МВД, Минатом, Минэкономразвития, РАКА, РАСУ, Российское агентство по судостроению, Российское агентство по обычным вооружениям, Российское Агентство по боеприпасам, Минпромнауки и технологий, ЦБ РФ, МЧС и некоторые другие. Существует устойчивая тенденция расширения перечня ведомств, размещающих заказы на рыночных условиях. В последние годы значительно активизировались в роли заказчика Министерство обороны и Министерство внутренних дел.

    Общий объем заказов в области защиты государственной тайны, размещаемый на рыночных условиях, с 1993 года непрерывно рос и в настоящее время достиг, по нашим оценкам, уровня в 40-60 млн. долларов в год. Однако необходимо иметь в виду, что существует большой объем работ, выполняемый самостоятельно предприятиями — разработчиками вооружения и военной техники. Их расходы на защиту информации обычно включаются в стоимость работ.

    Регулирование рынка

    В сегменте защиты государственной тайны, как нигде, велико государственное регулирование. Деятельность в этой области в настоящее время лицензируют четыре ведомства — ФСБ, Гостехкомиссия России, Министерство обороны и Служба внешней разведки. Кроме того, в ФСБ, Гостехкомиссии и Министерстве обороны действуют теоретически взаимно признающие системы сертификации средств защиты информации.

    В этих условиях важное значение имеет степень доверия контролирующих структур к результатам работ исполнителя, что дает возможность нескольким конкурирующим организациям по отдельным видам деятельности фактически обеспечивать большую ценность услуг для потребителя (устойчивость результатов работы к разнообразным проверкам) при фиксированной цене.

    Учитывая то, что вообще идея защиты государственной тайны на рыночных принципах небесспорна, часто складывается ситуация, когда контролирующие ведомства действуют по принципу «Работайте пока. Но смотрите, чтобы это не стало привычкой!». Тем не менее, постоянное сокращение штатных подразделений, занимающихся технической защитой информации в государственных структурах стимулирует рост рынка защиты государственной тайны. Примеры возврата заказывающего ведомства к исполнению защитных мероприятий собственными силами неизвестны. Зато существует тенденция формирования собственной коммерческой структуры, занимающейся защитой информации. Такие структуры существуют в МЧС, МПС, Минатоме. Однако назвать их условия работы рыночными весьма затруднительно.

    Вообще государственное регулирование в области защиты государственной тайны характеризуется развитой контрольной функцией. Функция экономического регулирования практически не реализовывается.

    Обзор подрядчиков

    При существующем объеме рынка в 40-60 млн. долларов в год организации -участники, в основном, дифференцируются как:

    • производители средств защиты информации от утечки по техническим каналам;

    • производители средств защиты от несанкционированного доступа в компьютерных сетях;

    • интеграторы средств и систем защиты информации (аттестационные центры);

    • испытательные лаборатории систем сертификации;

    • лицензионные центры и центры проведения спецэкспертиз.
    В сегменте государственной тайны, в отличие от конфиденциальной информации, защищаются все каналы утечки информации (технические и за счет несанкционированного доступа к компьютерным сетям). Существует достаточно жесткая нормативно-методическая база, которая сглаживает «модность» тех или иных услуг.

    Рынок обладает невысокой средней доходностью. Финансовые издержки входа в рынок относительно невелики — 50 — 100 тыс. долл. Значительно выше нематериальные барьеры — лицензионные и репутационные. При этом издержки выхода из рынка превышают издержки входа вследствие приобретаемой узкой специализации, плохо востребованной на других рынках. Эта особенность определяет относительную стабильность состава участников.

    Сегмент находится, очевидно, на стадии замедления роста и растет на 15-20% в год, в основном за счет гособоронзаказа, однако ведущие участники рынка ежегодно увеличивают свои обороты на 50-100%. На рынке появляется мало новых сильных игроков в сегменте интеграции систем защиты информации — аттестации объектов информатизации. Конкуренция среди 8-10 ведущих интеграторов обостряется. Количество разработчиков и производителей средств защиты информации растет в темпе роста рынка.

    Потребности заказчиков в сегменте государственной тайны стабильны. Существует четкая тенденция увеличения количества заказчиков, требующих комплексного (10-15 видов работ) оказания услуг.

    Маркетинговая активность участников рынка низкая. В отрасли практически повсеместно все мощности загружены полностью, у нескольких ведущих организаций формируются очереди на исполнение заказов. В продуктах (средства защиты информации и услуги) не существует значительных функциональных отличий, но существуют серьезные отличия в ценах, имидже, поддержке.

    Региональная структура рынка

    70% объемов рынка сосредоточены в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, однако темпы роста рынка в регионах превышают темпы роста в ЦФО и СЗФО. Тем не менее, в регионах практически отсутствуют компании, дифференцированные в области информационной безопасности. Основные разработчики и производители средств защиты информации расположены в Москве и Санкт-Петербурге.

    Основные организации-разработчики средств защиты информации, способные организовать массовое производство («виоленты» в классификации Раменского): «Информзащита», «Инфотекс», «Инфосистемы Джет», «Элвис+», «Маском», «Нелк», «Спектр», «ОКБ САПР», «Анна», «Гамма».

    До 60 — 70% услуг в области защиты государственной тайны, реализуемых действительно на рыночных условиях, занимают следующие организации — «коммутанты», оказывающие услуги по созданию систем защиты информации.

    Центральный Федеральный округ — «Гамма», «Оптима», «Российские наукоемкие технологии», «Центр безопасности информации», «НОВО», «Спурт».

    Северо-Западный Федеральный округ — «Лаборатория ППШ», «Конфидент», «Омега», «Гамма», «ИНФОРМАКУСТИКА».

    Приволжский Федеральный округ — «Кировский региональный центр деловой информации», «Гамма», «НИИ измерительных систем».

    Южный Федеральный округ — «Телеком-С», «Тантал», «Кордон», «Центр безопасности Ростовского ВВКИУРВ».

    Уральский Федеральный округ — «Уралгеоинформ», «Гамма», «Цинтур».

    Сибирский Федеральный округ — «Новосибирский завод химконцентратов», «Регион-РК», «Гамма», «Техническая испытательная лаборатория».

    Дальневосточный Федеральный округ — «Компьюлинк», «Ланит».

    Существует также большое количество организаций — «патиентов», которые в силу условий своего основания или опыта работы занимают прочные технологические или рыночные «ниши» и в силу этих причин в меньшей степени подвержены конкурентному влиянию: НТЦ «Атлас» и его филиалы в регионах, «ЦНИИАТОИИНФОРМ», Воронежский государственный НИИ проблем технической защиты информации, Специальный центр МЧС, «Желдоринформзащита» (г. Москва и г. Санкт-Петербург), НИИ «Восход», «Альтаир», «Элерон», войсковые части 11135, 96010, 29530, «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», НИИ автоматики, НИИ «Квант», «Системпром».

    CNews. ru


    Вернуться на главную страницу обзора

  • Версия для печати

    Опубликовано в 2003 г.

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS