Обзор подготовлен   CNewsAnalytics

Тенденция бурного роста

Тенденция бурного роста

Доля спама в почтовых потоках мира

По данным исследований Radicati Group1 ежедневно в мире рассылается 15 миллиардов спамерских сообщений. Мы оцениваем это количество чуть ниже — в 8–10 миллиардов. В 2003 году впервые сложилась ситуация, когда доля спама в почтовом трафике превысила долю обычных писем2.

Компании, предоставляющие интернет-услуги (в том числе — почтовые службы), ежедневно классифицируют как спам от 50% до 80% всех получаемых почтовых сообщений.

Крупнейший зарубежный провайдер, компания AOL, сообщает о блокировке примерно 80% всей почты как UCE (Unsolicited Commercial E-Mail, «незапрошенные коммерческие сообщения») и Scam (незаконные предложения, мошенничество). А мировой лидер по продажам антиспам-услуг, компания BrightMail3 оценивает спамерский трафик как 56% процентов от всех почтовых потоков в Интернете, что на 16% больше, чем аналогичная оценка спам-трафика в декабре 2002 г.

Доля спама в Рунете

Крупные российские интернет-компании приводят сходные или даже более высокие цифры относительно доли спама в общем почтовом трафике. По данным почтовой службы Яндекса4 доля спамерских писем в почтовых потоках составляет не менее 40%, при этом в отдельную группу выделяются так называемые «рассылки», доля которых может составлять до 20% почтового трафика. Таким образом, общий объем массовой незапрошенной корреспонденции может достигать 60–80%. По данным почтовых служб Рамблера и Mail.ru спам также занимает до 80% почтового трафика5.

Для Рунета 2003 год показателен резким, практически лавинообразным, ростом количества спама. Например, анализируемая нами статистика спамерских потоков почтовой службы Mail.ru показывает рост спамерского трафика на 50% за последние 6 месяцев 2003 г.

При этом почтовые службы традиционно оценивают объемы спама по статистике распознанных и отвергнутых писем, т.е. приведенные цифры зачастую свидетельствуют только о количестве того спама, который блокируется современными технологиями фильтрации. В действительности ситуация обычно еще хуже.

По нашим данным, существующие фильтры пропускают от 3–5% до 20–30% спама в зависимости от качества алгоритмов и скорости обновления баз, таким образом в публичных почтах доля спама может достигать 85–90%, особенно при эпидемиях — в момент ввода в действие новых спамерских технологий.

Рост ущерба, причиняемого спамом

Ведущие аналитические компании пытаются оценить ущерб от рассылки незапрошенных коммерческих сообщений. Ущерб заключается как в материальных затратах (оплата трафика, потеря времени), так и в моральных (раздражение и дискомфорт, вызываемые спамом). И то и другое оценить достаточно трудно, хотя примерная оценка материального ущерба возможна.

В частности, в проектах PEW Research Center приведена цифра ущерба в 50 долларов США в год на офисного сотрудника, что составляет $1500 для компании со штатом 30 человек (данные рассчитаны для США)6. Для сравнения, в 2002 году материальный ущерб на одного сотрудника оценивался в $25,6. Оценки ущерба от спам у разных аналитических агентств разнятся, колеблясь от нескольких миллиардов до 20–30 миллиардов в год. В любом случае, это — миллиарды долларов в год.

Опираясь на данные наших фильтров и данные от ведущих почтовых служб Рунета, мы оцениваем ущерб от спама в Рунете в 150–200 миллионов евро, что складывается из расходов компаний на непроизводительно используемое рабочее время и затрат провайдеров и почтовых служб на обслуживание паразитного трафика.

Ашманов и Партнеры


  1. Международная аналитическая компания, специализируется на исследованиях в области средств коммуникации и IT-технологий; наиболее пристальное внимание в статистических исследованиях компании уделяется таким рыночным зонам, как США, Европа и страны Тихоокеанского региона
  2. Информация из пресс-релиза компании BrightMail, одной из ведущих зарубежных компаний в области разработки антиспамерского программного обеспечения
  3. См. http://www.brightmail.com/pressreleases/121803_spam_2003.html
  4. См., например, мониторинг почты Яндекса (http://mail.yandex.ru/monitoring/) и страницу мониторинга спама на Mail.ru.
  5. Под данным пресс-релизов компаний, статей и интервью в электронных СМИ (compulenta.ru, lenta.ru и пр.)
  6. Аналогичные данные приведены в аналитическом отчете компании Radicati Group «Anti-Spam Market Trends 2003 — 2007».

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS