Обзор подготовлен   CNewsAnalytics

Качественное развитие

Качественное развитие

Спам меняется не только количественно. Содержание несанкционированных коммерческих предложений и способы их распространения необычайно быстро модифицируются. Спамеры приспосабливаются к условиям времени — появлению и развитию антиспамерского ПО, законодательным мерам против спама и т.д. Изменяется во времени и контингент заказчиков и исполнителей спамерских рассылок.

Неравномерное распределение спама

Потоки спама распределяются по конечным пользователям неравномерно. Примерно четверть пользователей получают менее 5 спамерских сообщений в день, но данные опросов показывают, что только 7% пользователей утверждают, что они вообще не получают спама. В 2003 г. треть респондентов — пользователей электронной почты согласилась с тем, что спам составляет не менее 60% от общего объема их почтового трафика1.

Пока не выявлено корреляции между общим объемом почтового трафика отдельного пользователя и количеством приходящего в его почтовый ящик спама. Но существует прямая зависимость между временем существования адреса и количеством «незапрошенных сообщений» — чем дольше существует ящик, тем больше спама начинает приходить в него с течением времени.

Сезонные всплески спама

Рост количества спама не является линейной функцией. Динамика почтовых потоков содержит свои «пики» и «провалы». Спам — это, прежде всего, выгодный рекламный бизнес, и, как и любой другой бизнес, он подвержен «сезонным» всплескам и затишьям. В течение 2003 года наблюдалось несколько прогнозируемых всплесков спамерской активности, приходящихся на периоды «после праздников/отпусков», а также на периоды традиционного потребительского оживления, например, в канун Нового года. Это конец января — февраль, конец мая — начало июня, конец августа — сентябрь, ноябрь-декабрь.

Кроме того, с периодичностью раз в один-два месяца возникают значительные «незапланированные» всплески рассылок, обусловленные техническими нововведениями спамеров (подробнее о технических спамерских приемах — см. ниже). В этом случае компаниям-разработчикам антиспамерского ПО обычно требуется время для реакции на новые технические ухищрения спамеров.

Меняется содержание спама

Для мирового сообщества характерно снижение доли предложений товаров и услуг (по данным BrightMail — на 15%), что обусловлено развитием антиспамерской законодательной базы. Доля откровенно мошеннических предложений (scam) также снизилась — примерно на 6% по сравнению с 2002 годом.

Доля предложений «для взрослых» остается стабильной — около 20% всего спамерского трафика. Отмечен резкий рост количества предложений и услуг, связанных с Интернетом и IT-технологиями, начиная с рекламы антиспамерских программ до предложений услуг по созданию, хостингу, дизайну, продвижению, раскрутке сайтов.

Распределение по тематикам

По данным компании BrightMail, лидера на рынке средств фильтрации спама, 92% спама распределяются по следующим тематикам:

Темы спама в западном Интернете

Темы спама в западном Интернете

По данным Лаборатории «Спамтест», категория «Товары и услуги» в западном спаме включают следующие подтемы в порядке частотности:

  • Реклама средств для усиления потенции, увеличение половых органов,
  • Дешевые медикаменты online,
  • Сделки с недвижимостью, ссуды под недвижимость,
  • Расходные материалы к принтерам, факсам и т.п.

Категория «Мошенничество и вымогательство» в первую очередь представлена так называемыми «нигерийскими письмами» (известными также как «Письмо 419»), содержащими просьбы о помощи в переводе, легализации, обналичивании крупных банковских сумм и пр. В последнее время по очевидным причинам появились также «иракские письма» того же свойства («…я, вдова убитого американской ракетой генерала иракской армии, унаследовала тайный счет, на котором …»).

Тематическое распределение спама в Рунете

Развитие спама в Рунете в 2003 г. показало резкий рост количества предложений товаров и услуг, в основном, за счет русскоязычной рекламы, и, соответственно, снижения относительных долей предложений «для взрослых» и откровенного мошенничества. Изменения касаются именно долевого распределения тематик. В количественном плане предложений «для взрослых» не стало меньше.

В Рунете широко представлены все перечисленные выше тематики спама (спам на английском языке), но к ним добавляются специфические «русскоязычные» рассылки, такие как:

  • Предложения участвовать в семинарах/конференциях (маркетинг, PR, искусство переговоров, сбор долгов, пр.),
  • базы данных с информацией о юридических и физических лицах, предложения услуг по спамерской рассылке,
  • коммерческие предложения товаров и услуг (грузоперевозки, туры, недвижимость, окна, пр.)

Хорошо заметен сезонный характер русского спама — новогодние подарки, встреча Нового года, банкетные залы, летом — кондиционеры, зимой — обогреватели.

По данным Лаборатории «Спамтест», 85% спама в Рунете распределяется по следующим тематикам:

Темы спама в Рунете

Темы спама в Рунете

В диаграмме выше все данные даны без разделения спама по языкам (русский, английский).

Письма тематик «Семинары и тренинги», «Базы данных и услуги по рассылке» практически на 100% русскоязычные. В «Товарах и услугах» доля русскоязычных предложений равна примерно 60–70%.

Диаграмма ниже описывает тематическое распределение 95% русскоязычного спама. Для получения более детальной картины в отдельную рубрику выделена довольно частая тематика «Полиграфия».

Наиболее массовые темы спама на русском языке

Наиболее массовые темы спама на русском языке

Появление новых спамерских тем

Политический спам

Наши прогнозы про политический спам для Рунета, которые прозвучали летом этого года, полностью оправдались. Спам активно использовался в избирательной кампании 2003 года на всех уровнях. В спамерских посланиях упоминались большинство сколько-нибудь заметных политических партий и движений. В том числе рассылались агитационные сообщения, стилизованные под «личные» письма, например, спамерская рассылка, прошедшая за день до выборов, с агитацией против партии СПС.

Активно использовались спамерские технологии и на московских и региональных выборах. Наряду с электронной почтой применялись и сравнительно новые виды спама — через ICQ и SMS. Анонимность спама позволила использовать его как для распространения информации, так и для дезинформации с целью «подставить» конкурента.

К подобному «черному пиару» можно отнести мартовскую рассылку писем с предложениями организовать запись членов в партию «Единая Россия», вызвавшую бурю возмущения пользователей Рунета, а также письма якобы от депутатов партии «Яблоко».

Политический спам не обязательно «привязан» к выборам или другим политическим событиям. Например, прошедшая в октябре массовая рассылка с громким заголовком «Письмо президенту», насколько можно судить, имела целью заявить о существовании «Фонда помощи инвалидам» и о наличии у этого фонда определенной программы.

Спам, эксплуатирующий интерес к «горячим» новостям

Появилась разновидность спамерских рассылок, основанная на интересе пользователей к происходящему в мире. Типичным примером подобной рассылки может служить письмо с заголовком «Saddam Hussein — Iraqi Most Wanted Cards», в котором предлагается приобрести колоду карт с изображением бывших иракских государственных и военных деятелей.

Предложения антиспамерского ПО

Во втором полугодии 2003 года широкое распространение получил спам с предложениями купить антиспамерское программное обеспечение. Первое впечатление, что борцы со спамом стали использовать методы противника для распространения своей рекламы — обманчиво. В большинстве случаев подобные письма — фальшивки, они содержат ссылки на сайты сомнительного содержания. Даже если предлагаемое на таких сайтах ПО служит для фильтрации спама, то его качество оставляет желать лучшего и не является продуктом ни одного из тех производителей ПО, именами которых прикрываются спамеры.

Изменение языкового соотношения спама в Рунете

Еще два года назад в Рунете рассылалось около 70% англоязычного спама, сейчас соотношение в среднем 50:50. Некоторые интернет-провайдеры даже склонны говорить о преобладании в почтовом трафике русскоязычной рекламы, что, безусловно, свидетельствует о росте квалификации российских спамеров и количества их российских заказчиков. В почтовых ящиках российских пользователей появились и «экзотические» языки — например, турецкий.

Растет доля писем на европейских языках, отличных от английского. Этот факт свидетельствует о том, что наши пользователи попали в зону интересов зарубежных рекламодателей.

Еще раз подчеркнем, что спам — это выгодный бизнес, и отдача от спамерской рассылки определяется не количеством адресов, по которым было разослано письмо, а количеством откликов на данное письмо. Рост интереса к российским пользователям — это признак того, что от них поступают отклики, удовлетворяющие заказчиков спама.

Заказчики и исполнители

В 2003 году наблюдались серьезные качественные и количественные изменения в социальной базе заказчиков спама. Из средства рекламы «теневого» бизнеса спам превращается в повседневный инструмент продвижения малого и среднего бизнеса. Низкий порог вхождения на «рекламный рынок» сделал спам наиболее привлекательным, а для начинающих коммерсантов порой и единственно доступным видом продвижения товаров и услуг на рынок.

Отсутствие реальной дешевой альтернативы спаму среди «законных» способов рекламы заставляет все большее число мелких и средних фирм обращаться к услугам спамеров.

Осенью 2003 года для нашего журнала Спамтест мы провели опрос заказчиков спама (взяв их телефоны из спамерских рассылок). К сожалению, никакой статистики с красивыми графиками построить на результатах опроса нельзя — 100% опрошенных в один голос отвечали ровно одно и то же: спам очень эффективен, раздражение интернет-пользователей не беспокоит, будем заказывать рассылки еще.

В свою очередь, исполнители спамерских рассылок матереют и консолидируются. Рост денежных вливаний в эту теневую отрасль приводит к качественным изменениям в среде спамеров. Возросшая капитализация отрасли позволяет нанимать профессиональных копирайтеров для лучшего оформления посланий и повышения процента отклика, а также — профессионалов в сфере интернет-технологий, способных усовершенствовать технологии распространения спама и создать серьезную угрозу антиспамерским фильтрам.

Спам, как ни удивительно, становится одной из стандартных услуг, оказываемых обычными рекламными агентствами (естественно, не напрямую, а через субподрядчиков).

Ашманов и Партнеры


  1. По данным исследований, проведенных в рамках программы Pew Research Center. PEW Center — организация, объединяющая независимых гражданских журналистов. В рамках этой структуры проводятся многочисленные аналитические исследования по различным направлениям деятельности. Данные взяты из аналитического исследования «SPAM», проведенного в рамках исследовательской деятельности одного из филиалов организации — «PEW Internet & American Life Project»

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS