Обзор подготовлен   CNewsAnalytics

Прогноз на 2004 г.

Прогноз на 2004 г.

Дальнейший рост объемов спама

Ведущие аналитические компании прогнозируют дальнейшее увеличение потоков спама, которое угрожает принять лавинообразный характер и привести к существенному ухудшению коммуникативных свойств электронной почты. Компания BrightMail прогнозирует на 2004 год увеличение доли спама в мировом почтовом трафике минимум еще на 10%.

Повсеместно выражается озабоченность тем, что пользователи начинают испытывать серьезный дискомфорт при использовании электронной почты. Данные опросов показывают, что среднестатистический пользователь, чья работа не связана с Интернетом и IT-технологиями, готов существенно сократить объемы электронной переписки или даже вообще отказаться от использования электронной почты, чтобы избежать проблемы спама.

Наш собственный прогноз на следующий год — также неутешительный. 2004 год будет годом пика спама. Мы предполагаем, что количество спама в ящиках пользователей достигнет своего пика уже зимой-весной 2004 г. и составит 60–70% от всей входящей почты. Спам будет чрезвычайно технически изощренным, а также, возможно, плохо читаемым и странно выглядящим. Одновременно начнется эпоха мобильного SMS-спама.

Однако к концу 2004 года практически на всех массовых сервисах и в крупных компаниях будут внедрены те или иные эффективные фильтры спама. Кроме того, уже в первой половине 2004 г. в США и Западной Европе будут завершены первые успешные процессы против спамеров, а к осени 2004 года в России и Восточной Европе будут приняты национальные законы против спама. В результате этих мер поток спама должен пойти на убыль и в 2005 году заметно снизиться.

Прогноз по доле спама в почте на 2004–2007

Прогноз по доле спама в почте на 2004-2007

Совершенствование технических возможностей спамеров

Скорее всего, наибольшие проблемы в ближайшее время будут создавать сети из компьютеров, зараженных троянскими программами. Можно также предположить дальнейшее объединение усилий авторов вирусов со спамерами и создание коммерческих вирусов.

В связи с развитием технологий фильтрации спама, спамеры, безусловно, будут вынуждены изобретать новые «трюки», предназначенные для обмана фильтров. В настоящее время наиболее перспективным для спамеров представляется направление, связанное с использованием возможностей языка HTML (невидимый текст и тому подобное) и использованием скриптов в письмах.

Кроме того, мы ожидаем развития технологии автоматической генерации писем, которые формально различаются (тексты разные), но по смыслу совпадают (содержание писем передает одно и то же рекламное сообщение).

Консолидация и структурирование спамерского сообщества

Совершенствование средств фильтрации спама естественным образом привело к усложнению рассылки спамерских писем. Сейчас успешная спамерская рассылка (то есть такая рассылка, где велико не только количество отправленных писем, но и количество писем, доставленных получателям) характеризуется следующими свойствами:

  • использование сложного программного обеспечения, генерирующего уникальные сообщения для каждого получателя;
  • привлечение профессиональных редакторов для создания большого количества вариантов одного и того же сообщения;
  • круглосуточное слежение за состоянием рассылок и их прохождением сквозь фильтры.

В результате новичку в этой области стало значительно сложнее организовать рассылку спама. Кроме того, возрастает себестоимость рассылки.

Можно с большой долей уверенности сказать, что в следующем году спамерскими услугами, направленными на русскоязычных пользователей сети Интернет, смогут заниматься только несколько крупных организаций спамеров, так как мелкие спамеры будут не в состоянии ни обеспечить постоянное развитие своих технических средств, ни поддерживать сложную внутреннюю инфраструктуру для рассылки спама.

Инфраструктура рассылки (сервера, хостинг, ПО для спамеров) несомненно, продолжит миграцию в страны третьего мира, где контроль за рекламными рассылками не такой строгий.

Ясно, что продолжит увеличиваться разделение труда (расслоение индустрии спама), связанное с разделением труда: различные виды деятельности будут выполняться разными лицами — хостинг серверов и ПО для рассылки, сбор и проверка адресов, написание ПО для рассылки, захват пользовательских машин и управление ими, и так далее, и тому подобное.

Клиенты спамеров

Мы предполагаем, что в 2004 г. в Рунете число клиентов спамеров будет быстро расти. Поскольку донести до малого бизнеса идею о неэтичности спама вряд ли реально, а закон РФ о спаме вряд ли будет принят раньше середины 2004 г., то малый бизнес как не знал ничего об асоциальном характере спама, так и не будет знать еще год-полтора.

В то же время поворот малого бизнеса к Интернету и высокая эффективность рассылок будут все сильнее привлекать клиентов к спамерам, особенно в таких областях как туризм, обучение, семинары и выставки, грузоперевозки и транспорт, недвижимость, строительство и ремонт.


Приложение: первые спам-итоги 2004 года

Как и следовало ожидать, в празднично-отпускной период 29 декабря — 11 января спама было существенно меньше, чем обычно.

Особенно резко заметен спад в русскоязычном спаме. Скорее всего, здесь влияют два фактора: а) спамеры тоже люди и отдыхают, б) на этот период нет заказов, т.к. потенциальные потребители находятся в отпусках, загулах и т. п.  Процентный объем русскоязычного спама в этот период не превышал 15–20%. Для сравнения, в начале декабря количество русскоязычных и англоязычных писем было примерно одинаковым.

На этом фоне оказались очень заметными письма, не содержащие «разумного» текста, т.е. полностью «мусорные» (внутри письма только случайные последовательности символов). Рассылки такого рода с темами наподобие «some garbage for …» прошли во всех анализируемых нами почтовых потоках.

Тематическое распределение спама в «мертвый сезон» примерно следующее:

  1. Англоязычные письма:
    В основном представлены «вечные» тематики «Для взрослых», «Виагра» и «Получи кредит на замечательно выгодных условиях». Предложений товаров и услуг практически нет.
  2. «Русскоязычные» письма:
    • огромное количество предложений по организации e-mail рекламы и спамерских рассылок. Таким образом, на праздниках спамеры ищут клиентов.
    • яркое проявление специфики нашей российской действительности: письма с предложениями полисов ОСАГО, в том числе и от достаточно известных страховых компаний, котором полагалось бы воздерживаться от подобных методов рекламы (например, предложения от компании «Наста»).
    • сезонные предложения: обогреватели для дома, подогрев для автомобильных сидений.

С 11–12 января 2004 началось легко объяснимое резкое оживление деятельности спамеров и рост числа «коммерческих» рассылок.

Ашманов и Партнеры

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS