Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Radware

Биометрия после 11 сентября

Несколько лет назад биометрические системы защиты можно было встретить только на объектах повышенной секретности, а саму технологию рассматривали как перспективу отдаленного будущего. Однако уже сегодня объем мирового рынка биометрических устройств идентификации превысил $1 млрд., c темпами роста более 60%. Серьезным толчком для его развития стали события 11 сентября 2001 г., изменившие подход мировой общественности к вопросам безопасности.

Впервые технология идентификации личности по биометрическим характеристикам была применена более ста лет назад Альфонсом Бертийоном, использовавшим отпечатки пальцев для раскрытия преступления. Первые автоматические устройства распознавания появились в начале 80-х. Современные системы производят идентификацию уже не только на основе отпечатков пальцев, но также геометрии ладони, сетчатке глаза и глазному дну. Так же используются динамические характеристики, такие как голос, подпись, клавиатурный «почерк». Несмотря на достаточно продолжительную историю развития технологий, резкое увеличение интереса к ним произошло только после террористических актов 11 сентября, когда США, а затем Евросоюз приняли решение о введении биометрических паспортов.

Объем и структура мирового рынка

В самом начале бума биометрических технологий эксперты International Biometric Group (IBG) предсказывали экспоненциальный рост рынка вплоть до 2007 г. Однако за прошедшие 2-3 года стало ясно, что рынок еще не готов к таким скоростям. Тем не менее, в 2004 г. его объем увеличился более чем на 60%, и, по мнению IBG, такая динамика сохранится в ближайшие несколько лет.

Идентификация и аутентификация

Информационная безопасность, контроль и управление доступом непрерывно связаны с понятиями идентификации и аутентификации. Четкое их разграничение дает понимание принципиального отличия биометрических систем контроля и управления доступом (СКУД) от всех остальных и позволяет понять особую ценность биометрии. При идентификации происходит проверка наличия пользователя (или его идентификатора) в списке зарегистрированных. При аутентификации проверятся принадлежность предъявляемого идентификатора конкретному пользователю.

Доступ к защищенному объекту должен осуществляться исключительно после достоверной аутентификации, которую можно произвести только на основе уникальных признаков, присущих конкретному пользователю. Во всех иных случаях может быть произведена только идентификация, что не исключает несанкционированный доступ. Если идентификатор передан или известен другому пользователю, то он получает доступ к защищенному объекту. В случае биометрических СКУД, идентификация и аутентификация происходит одновременно, поскольку в качестве идентификатора выступают уникальные характеристика человека.

Прогноз динамики роста биометрического рынка

(с учетом AFIS*)

Прогноз динамики роста биометрического рынка

Источник: International Biometric Group, 2004 г.

* AFIS (Automated Fingerprint Identification System). АДИС—автоматизированная дактилоскопическая информационно-поисковая система по отпечаткам и следам пальцев и ладоней рук. Высокопроизводительные автоматизированные решения, использующие масштабируемые технологии сканирования отпечатков пальцев с повышенным функционалом (способны проводить выборку из баз, насчитывающих сотни миллионов отпечатков). Стоимость внедрения таких решений очень высока, поэтому установка всего лишь нескольких подобных систем может составлять значительную долю нарынке. Именно поэтому учет AFIS-системы всегда оговаривается отдельно при расчете структуры рынка биометрических средств защиты. Наиболее известными мировыми производителями подобных систем являются американские компании Identix и Cogent.

На сегодняшний день почти половину рынка биометрии (48%) занимают технологии идентификации по отпечаткам пальцев, затем с большим отставанием следуют идентификация по форме лица (12%), по форме руки (11%) и распознавание по радужной оболочке глаза (9%). Значительную часть рынка (12%) занимают компании, разрабатывающие только программное обеспечение для уже готовых биометрических сканеров.

Структура продаж готовых решений по типам технологий биометрической идентификации (2004)

(без учета AFIS)

Структура продаж готовых решений по типам технологий биометрической идентификации (2004)

Источник: International Biometric Group, 2004 г.

Наиболее известными мировыми производителями дактилоскопических систем идентификации являются компании Identix, Cogent, Bioscrypt, Sagem и Nec. Большими подразделениями по данному направлению обзавелись многие гиганты, такие как Motorola или Panasonic, скупившие небольших разработчиков. По мнению экспертов «Биометрических Технологий», наилучшими разработками в этой сфере обладает японская компания NEC, затем идет французская Sagem и американская Identix, далее — Мicrosoft, купившая разработчика биометрический решений, Bioscrypt и Сogent.

По мнению экспертов, широкое применение биометрических паспортов, распространение террористической угрозы, а также все большая доступность биометрических технологий и расширение области их применения будут поддерживать повышенный интерес к данному направлению в ближайшие годы.

Биометрический дефицит в России

В России исследования рынка биометрических систем идентификации до сих пор не проводились—в первую очередь, ввиду крайне малой распространенности самих технологий. Российские продажи в данной сфере пока остаются «разовыми», несмотря на то, что события 11 сентября 2001 г. стали причиной стремительного роста спроса на подобные решения во всем мире. Это привело к существенному развитию технологий, снижению их стоимости и расширению области применения. Интерес к биометрии был настолько высок, что российская компания «BioLink» даже планировала провести IPO, и возможно, провела бы, если бы не начавшийся мировой кризис в ИТ-отрасли.

На сегодняшний день, по оценкам некоторых экспертов, отечественные разработки занимают более 90% биометрического рынка России. Однако есть и более скромные данные, согласно которым не более 50% рынка принадлежит отечественным разработчикам. Остальная часть — продукты многочисленных иностранных разработчиков, которые распространяют преимущественно компании, занимающиеся обеспечением физической безопасности объектов.

Игроки рынка отмечают множество причин, по которым биометрия медленно приживается в России. Главные их них — цена решения и довольно высокая вероятность, «не пропуска своего». Организация разграничения доступа при помощи биометрии значительно дороже, чем другими способами. Даже несмотря на то, что отечественные разработки в несколько раз дешевле иностранных, их стоимость выше, нежели у привычных USB-токенов. Кроме того, по словам производителей, отечественные пользователи довольно консервативны, что также мешает проникновению технологий. Если многие западные клиенты готовы мириться с недостатками биометрической идентификации, поскольку она дает то, чего не могут дать другое средства защиты, то российские заказчики хотят всего и сразу.

Сегодня, считается, что уровень проникновения биометрии в России соответствует количеству интересующихся людей. А случаи внедрений реально востребованной технологии можно пересчитать по пальцам.

Илья Разумов / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS