Обозрение подготовлено

версия для печати
Серверные системы становятся производительнее и надежнее

Российские производители делают ставку на развитие

Российский рынок серверных систем развивается динамично - спрос со стороны заказчиков позволяет отечественным производителям развивать собственное серверное направление. Они занимают на сегодняшний день чуть ли не треть этого рынка, и, несмотря на некоторые сложности, не собираются останавливаться на достигнутом.

Поступательное движение на российском рынке серверов пока продолжается. В 2008 году, по разным оценкам, рост сектора составит от 20 до 30%. Это обусловлено не в последнюю очередь тем, что ИТ-инфраструктура российских компаний пока недостаточно развита. Подтверждением тому может служить хотя бы тот факт, что по соотношению количества серверов к ПК на компанию наша страна отстает от государств Западной Европы в 1,5-2 раза. Как отмечает Владимир Шибанов, старший вице-президент компании Aquarius, высокую динамику роста ИТ-рынка в целом и серверного сегмента в частности задают общий экономический рост, а также государственные стратегии развития информационного общества в России.

При этом спрос на серверную продукцию сегодня высок не только в enterprise-секторе. Все больший интерес к серверному оборудованию проявляют и предприятия СМБ. По словам Ольги Двойниной, вице-президента Depo Computers, в настоящее время с этой стороны рынка наблюдается просто «ураганный» спрос – например, продажи серверов Depo Computers для данной категории клиентов по сравнению с 2006 годом увеличились почти на 100%. Резкий рост потребления «легких» (одно-, двухпроцессорных) серверов в СМБ отмечают и другие отечественные производители. Причем наибольшие объемы продаж по этому направлению приходятся сегодня на российские регионы.

Развитие не без проблем

На сегодняшний день среди ведущих производителей серверного оборудования, прочно обосновавшихся на российском рынке, целых шесть компаний имеют российское «гражданство» – Kraftway, Depo Computers, Aquarius, Etegro, R-Style Computers и Arbyte. Лидирует в этом перечне компания Kraftway, рыночная доля которой, по разным оценкам, колеблется в рамках 10-12%. Остальные из перечисленных вендоров «довольствуются» однозначными цифрами – от немногим более одного до 6-7 процентов рынка. Так или иначе, но в сумме на отечественные компании приходится почти 30% российского рынка – показатель весьма внушительный. И, как полагает Владимир Шибанов, крупнейшие российские производители серверов сегодня чувствуют себя если не комфортно, то вполне уверенно.

В то же время мировые концерны с каждым годом все больше наращивают свое присутствие в нашей стране, а потому российские производители не могут себе позволить «почивать на лаврах». Они должны максимально концентрироваться на запросах потребителей, учитывать каждый нюанс рынка, иначе их неизменно ждет участь российских ноутбучных вендоров, которые уже практически полностью «выдавлены» известными иностранными брендами. Один из инструментов конкурентной борьбы – максимально широкая товарная матрица. Компании должны быть готовы по первому требованию рынка предложить продукт во всех нишах серверного рынка. По мнению Рената Юсупова, старшего вице-президента компании Kraftway, на сегодняшний день к таким «широкоматричным» компаниям можно отнести только трех отечественных производителей – Kraftway, Depo и Aquarius, – у остальных, по его мнению, просто не хватает ресурсов.

«Но вот чего всегда и всем хватает, вне зависимости от текущего положения, так это – проблем. Они есть у всех без исключения российских вендоров. И одна из них, общая для всех «россиян» и чрезвычайно серьезная, – зависимость от поставщиков компонентов. Для тех же американских и китайских фирм-поставщиков приоритетными, безусловно, являются свои компании. Сложившаяся ситуация будет сохраняться до тех пор, пока российские производители серверов не смогут создать качественную исследовательскую базу, и, соответственно, внедрять в производство разработки, ни в чем не уступающие принятым международным стандартам. Более того, если не принимать меры для решения этой проблемы, то ее «разрастание» в итоге негативно скажется (и уже сказывается) на конкурентоспособности российских компаний», – уверяет Ренат Юсупов.

О наличии многочисленных проблем у ведущих российских производителей серверов говорит и Виктор Картунов, директор по развитию бизнеса компании Etegro. По его мнению, одной из таковых в настоящее время является проблема двухстороннего «давления» на известные российские бренды. С одной стороны, идет наступление крупных транснациональных компаний из лиги Tier-1: HP, IBM, Dell, Sun, Fujitsu Siemens и др. С другой стороны, «одолевают» небольшие отечественные фирмы-сборщики. У каждой из последних количество клиентов невелико, но итоговую, «суммарную», долю рынка маленькой не назовешь. Впрочем, ряд экспертов считает, что уже в самое ближайшее время большая часть сектора уже будет «прибрана к рукам» крупными компаниями, и с небольшими фирмами совсем скоро будет «покончено».

Существуют также сложности, связанные с исторически сложившимся рынком производителей серверного оборудования. Суть в том, что большинство из них строит свой модельный ряд на решениях нескольких производителей «конструкторов», таких как Intel, SuperMicro, в меньшей степени – Tyan. Определенную активность проявляют Asus и Microstar, однако они существенно уступают лидерам рынка. «Поэтому очевидно, что модельный ряд у многих производителей практически идентичен, – делает вывод Виктор Картунов. – Конечно, некоторые вариации наблюдаются, но основным отличием все же остается наклейка. Следствием такого положения становится сведение к минимуму возможностей для конкуренции – из инструментов остаются только цены и качество обслуживания. Причем первые не особо и разнятся, так как все заготовки закупаются в канале. И получается, что конкуренция (главным образом, между собой) у российских производителей складывается не из преимуществ продукции, а сводится скорее к «степени влияния на заказчика».

В качестве одной из острейших проблем российских производителей серверов Владимир Шибанов называет также традиционный для всей ИТ-отрасли дефицит квалифицированных кадров, который, впрочем, испытывают все компании (и российские, и западные), работающие на российском рынке. Сегодня они рекрутируют студентов ИТ-специальностей, начиная уже с третьего курса институтов, относя их к разряду квалифицированных работников.

Самой собой, разумеется, что огромнейшее значение имеет так называемая финансовая составляющая. Любая международная корпорация, обладая значительными оборотными денежными средствами, в состоянии тратить в ходе «экспансии» на порядки больше, чем любая российская компания. Например, прибегая к ценовому демпингу, занимающему далеко не последнее место в процессе освоения новых рынков ведущими мировыми производителями. Подобный подход, кстати, традиционно практикует компания Dell при выходе на рынок новой для себя страны. Для отечественных же производителей серверных систем, как отмечает Владимир Шибанов, высокие проценты по кредитам, а иногда и просто невозможность их своевременного получения – серьезная и, к сожалению, все более частая, помеха. О каких «длинных» и «дешевых» деньгах для российских компаний здесь может идти речь?

Единственное, что, по мнению Виктора Картунова, могут предпринять российские производители серверов дабы «переломить» негативные тенденции – максимально сконцентрироваться на развитии сервиса. Однако и здесь заложены свои «подводные камни» - в частности, большинство хоть сколько-нибудь заметных на компьютерном рынке компаний являются либо партнерами тех или иных производителей из числа Tier-1, либо партнерами их партнеров. Таким образом, прогнозирует эксперт, доля, которая остается за российскими производителями серверных решений, скорее всего, будет постепенно сужаться.

Вообще российский рынок серверных решений считается отнюдь не самым простым и открытым – информация о многих крупных сделках по разным причинам не афишируется, отсюда сложность его «подсчета» и большой лаг в оценке объемов и динамики. Попытки установить количество серверов, выпускаемых ежегодно, приводят примерно к таким результатам: нижняя оценка рынка сегодня составляет примерно 140 тыс. серверов, верхняя – порядка 175 тыс. Это значит, что среднее значение «колеблется» где-то между 150-160 тыс. серверов в год. Все это, разумеется, весьма приблизительно, как и расчеты динамики (см. выше). Помимо этого, существует и некоторая неопределенность самого понятия «сервер». Считается ли, например, сервером платформа, в которую можно установить десктопный процессор серии Core 2 Duo? Строго говоря, нет. Хотя SuperMicro полагает, что да, и выпускает популярную платформу SuperMicro 5015B-M, которая обладает вполне серверным набором возможностей.

В то же время, несмотря на все сложности, с которыми вынуждены сосуществовать российские производители, они сумели выстроить и отладить свой бизнес, научились преодолевать периодически возникающие проблемы. И в чем-то даже смогли опередить своих зарубежных коллег-конкурентов. Российские компании, например, более четко и оперативно реагируют на изменения в требованиях и условиях. Заказчик всегда своевременно может получить оптимальный (под четко понятую задачу) типовой продукт. При этом ведущим компаниям свойственна гибкость, как в ценовой, так и в технической политике.

Как отмечает Алексей Алексеев, директор по маркетингу компании R-Style Computers, в российском сегменте серверного рынка сейчас прослеживается ряд качественных позитивных изменений - в частности, происходит существенный прирост доли отечественных «тяжелых» систем, растет производство технически сложных решений с использованием четырех и более процессорных серверов и blade-систем российского производства. Представитель R-Style Computers подчеркивает, что на данном этапе, российским концернам необходимо в полной мере использовать фактор «близости» к заказчику и к интегратору. Интегратор, получая готовый сконфигурированный и протестированный сервер под требования заказчика, значительно снижает затраты и риски: не нужно держать в штате специалиста по конфигурированию и настройке сервера, решать проблемы логистики комплектующих и т.п. Одним словом, упомянутая уже максимализация сервисного фактора – важнейшая составляющая борьбы российского производителя серверных систем за рынок.

Как заявил Виктор Картунов, хотя перспективы для российских производителей сегодня выглядят не совсем однозначными, сложившаяся ныне благоприятная ситуация на рынке плюс неплохие возможности, имеющиеся у ведущих отечественных компаний, просто обязывают их выдерживать заданный темп, сохраняя при этом высокое качество выпускаемой продукции.

Россияне – лидеры

Kraftway

Как рассказал Ренат Юсупов, Kraftway ежегодно инвестирует в инновационную деятельность, продвижение новых разработок, их внедрение в производство до 3 млн долл. И не просто в силу статуса крупного производителя, который, как известно, обязывает, но и преследуя совершенно конкретные практические цели. Так, например, полностью оправдала себя ставка на разработку (в 2006 году) собственной системы управления серверами Kraftway System Manager. Ее создание не только расширило возможности компании, но и существенно повысило уровень выпускаемых продуктов, сделало возможным их вхождение в «линейку» техники аналогичной серверному оборудованию HP и IBM.

На хорошем счету у российских потребителей blade-системы Kraftway Express Blade. Компания одной из первых среди российских производителей приступила к выпуску подобных систем, и сегодня успешно развивает данное направление. Эта ниша на российском серверном рынке далеко «не заполнена», так что совершенствование и разработки в этой сфере в компании планируют активно продолжать.

То, что в компании выбрали правильный вектор развития, подтверждается устойчивыми показателями ее положения на рынке. Известный производитель компьютерного оборудования в серверном сегменте сегодня на третьем месте после HP и IBM. В 2007 году было изготовлено 12 792 сервера под маркой Kraftway. Рост же бизнеса, по  данным компании, составил 32%. В 2008 году компания собирается не только сохранить свои позиции, но и усилить их, разумеется, что планируемый рост выпуска продукции по всем показателям должен превысить скорость роста рынка.

DepoComputers

Про еще больший рост своего бизнеса говорят в Depo Computers. По словам Ольги Двойниной, в 2007 году продажи серверов Depo увеличились на 50%. А в нынешнем году в компании рассчитывают «усугубить» свой успех. Тем более что сегодня, по признанию представителя Depo Computers, все отчетливее прослеживается смещение потребностей вычислений в серверную область при общем дефиците серверных ресурсов. К тому же в последнее время обозначилась тенденция более четкого позадачного деления серверного рынка, что дает некоторое преимущество российским производителям, так как они больше «ориентированы» именно на специализированные решения.

В настоящее время в серверной линейке Depo 23 модели. Такой ряд фактически покрывает потребности 95% возможных задач потребителей. Компания, учитывая спрос на массовых рынках, активно продолжает внедрение тех технологий, которые являются наиболее актуальными и востребованными. Все запросы заказчиков в Depo стараются учитывать максимально оперативно и с расчетом на перспективу. Например, по признанию Intel, Depo Computers в 2008 году осуществила в регионе EMEA самый быстрый переход на четырехядерные процессоры Xeon. В планах – также ускоренное освоение ниши blade-серверов, упор, при этом, будет делаться на системы с самым современным интерконнектом InfiniBand.

Первичным в компании рассматривают и сервисное обслуживание, понимая, что без грамотного и четко организованного «продолжения производства» конкурировать просто невозможно. Сейчас Depo предлагает своим клиентам 12 сервисных планов для серверов со сроком гарантии от года до пяти лет и возможностью обслуживания, как на месте эксплуатации, так и в любом из более чем двухсот авторизованных и сертифицированных сервисных центров во всех регионах России.

Aquarius

Одним из приоритетных направлений для Aquarius сегодня является создание комплексных решений на базе собственной техники в масштабах отраслей, включенных в нацпроекты, прежде всего, образования и здравоохранения. Отсюда рост числа поставок серверного оборудования, оптимально сконфигурированного для решения конкретных задач.
По словам, Владимира Шибанова, Aquarius в числе первых перешла на использование в составе своих двухпроцессорных серверов новейших четырехъядерных процессоров Intel Xeon серии 5400, позволяющих получить рекордные показатели производительности в многопоточных и распределенных приложениях. В самом скором времени в двухпроцессорном сегменте ожидается появление моделей, поддерживающих новейшие процессоры Intel Xeon с частотой шины 1600 MHz. В конце нынешнего года в компании запланировано обновление текущей линейки, переход во многих моделях с памяти FB-DIMM на DDR3, отличающейся пониженным энергопотреблением и высокой производительностью. Продолжится также развитие направления четырехпроцессорных серверов, в третьем квартале 2008 года появится поддержка шестиядерных процессоров.

Не оставляют в компании без внимания и blade-серверы. Сейчас заказчикам предлагается модульный сервер Aquarius Server N90 X60 – blade-сервер с шестью «лезвиями» и системой хранения данных на 14 дисках SAS в одном корпусе.

Etegro

Компания Etegro в процессе создания своей новой линейки решила отказаться от использования готовых конструкторов и инвестировала в создание собственных дизайнов. В результате сегодня у компании есть вполне достойные платформы, которые по всем параметрам не уступают изделиям Tier-1. В них используются сервисные процессоры, большинство моделей оснащено KVM-over-IP и прочими необходимыми и полезными «удобствами» для системных администраторов.

Как рассказал Виктор Картунов, большое внимание Etegro уделяет тестированию продукции – каждый сервер в обязательном порядке проходит эту процедуру, и какие-либо сбои в этой, тщательно отлаженной, системе полностью исключены. В текущем году компания планирует выпустить около 10 тыс. серверов, существенно увеличив, таким образом, свою долю рынка.

R-StyleComputers

На сегодняшний день R-Style Computers производит более 10 моделей серверов под широкий спектр задач – от однопроцессорных систем начального уровня до высокопроизводительных четырехпроцессорных систем с высоким уровнем готовности. Как дата-центр среднего предприятия высокой готовности можно охарактеризовать blade-систему R-Style Marshall StormBlade NP 6016 с шестью двухпроцессорными серверами-«лезвиями» и мощной дисковой подсистемой, а R-Style Marshall NP 1014 с 10 однопроцессорными «лезвиями» в корпусе 4U – это добротное решение для построения вычислительных кластеров.

По словам Алексея Алексеева, в планах компании на 2008 год не механическое увеличение модельного ряда, а отработка большего числа решений с использованием серверов и систем хранения собственного производства, а также дальнейшее развитие и усиление такого важного направления как техническая экспертиза.

Андрей Заболотский

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS