Обозрение подготовлено

версия для печати
Ренат Юсупов
Kraftway

Ренат Юсупов:

Потребление серверов все больше смещается в сторону конечного пользователя

О состоянии российского рынка серверного оборудования, его тенденциях, расстановке сил в этом секторе в интервью CNews рассказал старший вице-президент компании Kraftway по технологиям Ренат Юсупов.

CNews: Как вы оцениваете нынешнее состояние рынка серверного оборудования? Какие технологические изменения последнего времени на нем вы можете отметить?

Ренат Юсупов: Если для описания этого рынка применять медицинские термины, то я бы охарактеризовал его состояние как умеренно здоровое. Никаких особо негативных процессов не происходит. С завидным постоянством рынок ежегодно растет на 20-30%, что можно признать очень неплохим показателем. Во всяком случае, по отношению к рынкам других аппаратных средств — это опережающий рост.

С точки зрения производителей серверного оборудования системных угроз как не было, так и нет, и в ближайшем будущем не предвидится. Серверный рынок стабилен не только с точки зрения роста, но и с точки зрения потребления на длительный период. Он не подвержен волнообразным процессам роста и спада предложения, поскольку консервативен и имеет очевидный прогноз по технологиям на долгосрочную перспективу. Исключение составляют разве что волны бюджетирования в государственных и крупных коммерческих организациях, являющихся основными потребителями серверного оборудования.

Есть, однако, тут одна любопытная тенденция — если несколько лет назад основными покупателями серверных систем были традиционный бизнес и госзаказчики с большими информационными системами, то сейчас, учитывая, какими темпами растет количество интернет-сервисов и пользователей сети, потребление серверов все больше смещается в сторону удовлетворения потребностей частных пользователей, которые все чаще выступают стимулятором роста этого сегмента. Причем не только с точки зрения сервисов, позволяющих получать и хранить информацию в интернете, но и с точки зрения осуществления определенных действий. Это не только, ставшие уже классическими интернет-магазины и интернет-трейдинг, но и онлайновые системы планирования персональных финансов, архитектурные системы и даже системы обеспечения безопасности. Неожиданно все большую популярность набирает аутсорсинг ПО через интернет (пока, правда, не на нашем рынке), что говорит о зрелости и грамотности потребителей.

Таким образом, появление новых бизнес-идей является очень значительным фактором, способствующим развитию серверного рынка. В отличие, скажем, от рынка десктопов, который находится в состоянии очень серьезной стагнации, поскольку нет пока однозначного понимания — что в итоге станет наиболее популярным клиентским устройством: классический ПК, КПК, ноутбук, нетбук, UMPC, MID, коммуникатор, смартфон, терминальная станция, set-top-box или что-то еще. Серверное же оборудование является ядром инфраструктуры для реализации сервисов. Меняются только модели и конфигурации оборудования — от устройств, решающих локальные задачи, до глобальных серверов. С каждым годом клиент становится все «тоньше», данные — все объемнее, серверы — все мощнее. И сегодня наблюдается устойчивая тенденция — перегрузить на них максимум операций.

Что же касается технологических изменений, то о первом я уже сказал — растет доля серверов телекоммуникационной направленности, обслуживающих сетевые сервисы. Я считаю, что это основной тренд, который будет обуславливать функционал серверного оборудования в течение еще нескольких лет. В набор характеристик этого класса систем входит и небольшое энергопотребление, и маленький физический объем, и системы мониторинга управления, которые позволяли бы управлять этими системами без операторов.

Второй технологический тренд, на мой взгляд, наиболее важный, связан с распараллеливанием вычислений и созданием распределенных вычислительных сред. Идея производительной единицы уже исчерпала себя. Считается, что проще сделать несколько менее производительных единиц, чем одну суперпроизводительную, сложность которой ведет к падению надежности. Эти технологические изменения опять же диктуют требования именно к функционалу северных систем. Сейчас особое внимание уделяется не производству конкретных ядер и серверного оборудования, а созданию шин быстрого обмена данными между ними.

Еще я бы отметил рост спроса на специализированные серверные системы, обладающие уникальным набором свойств и спроектированные для обслуживания узких задач. Допустим, системы безопасности с видеонаблюдением.

CNews: Какова ваша оценка объемов и динамики рынка серверного оборудования?

Ренат Юсупов: По моей оценке, в настоящий момент в России мы вплотную подошли к отметке 200 тыс. серверов в год. В общем-то, это не такой уж и впечатляющий показатель, особенно если сравнивать с рынком ПК, годовой объем потребления которого составляет больше 4 млн устройств. Иными словами, соотношение серверов и ПК на сегодняшний день составляет 1:25. В то же время прогресс очевиден, ведь в конце 1990-х — начале 2000-х годов это соотношение, по разным оценкам, было на уровне 1:50 — 1:100, что характерно для стран с отсталой ИТ-инфраструктурой. В передовых же, технологически продвинутых государствах это соотношение составляет 1:10 — 1:20. Так что, Россия стремительно приближается к «цивилизованным» показателям и, более того, подошла к ним уже вплотную.

CNews: Насколько ужесточилась конкурентная борьба в серверном секторе между российскими и иностранными вендорами? Есть ли риск серьезной потери отечественными производителями своих нынешних позиций?

Ренат Юсупов: Не стану вдаваться в философские рассуждения, а буду основываться исключительно на фактах. Так, рынок Западной Европы вступил в эпоху ИТ несколько позже американского. Он и сегодня остается менее масштабным и технологичным и более сегментированным. Соответственно, когда уровень потребления серверов стал быстро расти, то небольшие местные производители не смогли ничего противопоставить финансово и технологически сильным американцам, что привело к почти полному исчезновению локальных вендоров и вытеснению их заокеанскими производителями. Выжил, пожалуй, только Siemens, но и то благодаря лишь тому, что изначально был крупным диверсифицированным конгломератом, ориентированным на телеком, да еще и с государственной поддержкой. Кстати, в немалой степени ему помогло активное сотрудничество с Россией. Однако, несмотря на свой хороший «задел», для сохранения позиций Siemens все равно пришлось объединиться с Fujitsu. Но и этот шаг был эффективен лишь до определенного момента — сейчас концерн активно распродает свои компьютерные активы.

В свою очередь, доля американских вендоров растет чрезвычайно высокими темпами. И в Европе она доходит, по моей оценке, до 80%. Такой сценарий не кажется невероятным и для России. Европейский рынок почти полностью контролируется крупными американскими компаниями, такими как HP, IBM, Dell, Sun и т.д. Причем они создают внутренние альянсы с американскими же производителями ПО, сами себя сертифицируют, активно расширяя продуктовую базу для всех более или менее значимых категорий потребителей. И все это совершенно не в пользу местных производителей. В итоге доля локальных брендов очевидно снизится, надеюсь, не до европейских показателей, но очень значимо. В итоге останется один-два крупных местных производителя (в числе которых, полагаю, будет и Kraftway), которые будут «держаться» за счет узкоспециализированных рынков, например, за счет госзаказов в стратегических отраслях, куда иностранцев по понятным причинам никогда не допустят. Также останется приличная доля noname, которая неистребима, исходя хотя бы из диалектических принципов.

Кроме того, нельзя недооценивать и азиатских производителей, в частности китайских, которые сейчас сильно «подтянулись» и вступили в активную конкурентную борьбу с американскими гигантами, в том числе и на нашей территории.

CNews: Кто делит российский рынок серверного оборудования? Как распределились доли российского рынка серверных систем между основными «серверными» производителями, по вашей оценке?

Ренат Юсупов: Во-первых, самая значимая часть рынка — это средние серверные интеграторы. Для них этот год станет переломным — их и без того дряхлеющий бизнес претерпит кардинальный спад, а, спустя какое-то время, такого рода компании и вовсе начнут исчезать. Ведь если крупный бизнес может диверсифицироваться, то небольшим сборщикам сделать это крайне сложно, тем более что все государственные программы по поддержке малого бизнеса по большей части пока остаются на бумаге. Во-вторых, это крупные российские компании, которые сегодня «чувствуют себя» вполне комфортно. Отечественный рынок растет, что особенно заметно на фоне «поведения» западного рынка. Все российские вендоры — компании молодые (им лет по 10-15), динамичные, и в то же время уже имеющие большой опыт, научившиеся отлично работать, оперативно справляться со сложностями. Так что, их ждет рост и в большей степени именно из-за потери рынка средних серверных сборщиков. И, в-третьих, это крупные западные концерны, ведущие сейчас активную территориальную экспансию. Они, похоже, и станут самым значительным «куском» серверного рынка.

Что касается нашей компании, то нам все равно с кем конкурировать — с самосбором или с мировыми гигантами. Методы разные — господдержка, ценовая конкуренция, развитие локальных сервисов и т.д. В последнем случае я вижу особую силу нашей компании и слабость мелких отечественных фирм и крупных западных корпораций.

CNews: Какова эволюция спроса со стороны заказчиков на серверные системы? Изменились ли за последнее время потребности заказчиков?

Ренат Юсупов: Как я уже отметил, сейчас постепенно отходят на второй план мощные серверы, спрос эволюционирует в сторону систем с меньшей производительностью, небольшими физическими объемами и энергопотреблением, в сторону программной консолидации вычислительных мощностей, объединения ресурсов. Ведь намного проще создать систему, состоящую из нескольких небольших систем, и динамически ее перестраивать, чем прибегать к построению одной дорогостоящей большой системы.

CNews: Как бы вы охарактеризовали структуру потребления серверной техники в отраслевом разрезе? В каких секторах экономики спрос на серверы наиболее динамичен?

Ренат Юсупов: В России основными потребителями серверной техники являются телекоммуникационные и интернет-компании. Скажем, у нас до трети производимых серверов приходится именно на этот сектор. На втором месте стоят крупные государственные заказчики. Среди передовых ведомств — госорганы, осуществляющие контроль над денежными потоками (таможенные, налоговые органы и т.д.), а также разного рода силовые структуры. Ведомства же, отвечающие за сельское хозяйство, природные ресурсы и т.п., только начинают автоматизироваться. В общем, логика таких приоритетов понятна — первоочередными объектами автоматизации становятся те органы власти, от которых зависит существование самого государства.

CNews: Какие новые разработки в серверном сегменте вы ведете? Поделитесь вашими планами по расширению вашей серверной линейки, совершенствованию серверной техники вашего производства.

Ренат Юсупов: Понимая, что борьбу за универсальный сервер мы все равно проиграем — тем же американцам или китайцам, — в последнее время мы начали развивать направление проектирования специальных систем. Дело в том, что на рынке есть некий объем потребления специальной техники (допустим, несколько тысяч машин какого-либо типа на рынок в целом), с которым крупным производителям просто не хочется «возиться» в силу дороговизны проектирования и производства ограниченных партий. По моему мнению, российским компаниям целесообразнее всего сосредоточиться именно на этом сегменте, создавая собственные конструкторские бюро, локальные производства и т.д. Заказчиками подобного оборудования часто выступают разного рода закрытые структуры. И это одно из направлений, которое в ближайшее время будет основным для российских вендоров.

Второе направление — это разработка ПО. Здесь российские компании также могут составить достойную конкуренцию заокеанским концернам. Стоить вспомнить хотя бы компанию Virtuosso (ныне Parallels) из города Долгопрудный, разрабатывающую средства для виртуализации и ставшую чуть ли не главным конкурентом VMware. Можно привести в пример и нашу компанию, разработавшую ПО для управления ИТ-инфраструктурой — Kraftway System Manager. Этот софт условно бесплатен для заказчика и максимально приближен к тем моделям построения ИТ-инфраструктуры, которые, как правило, используются отечественными заказчиками. Ведь до сих пор на многих отечественных предприятиях царит «зоопарк», а потому мы постарались сделать ПО, которое в состоянии работать с разными системами. Учет в разработках локальной специфики — несомненное конкурентное преимущество российских компаний.

В то же время не перестает быть актуальной для нас и тема поставок универсальных систем. И тут у Kraftway есть большое преимущество — скорость реакции на возникающую потребность. Наша компания имеет локальное производство, а значит, мы способны поставить клиенту оборудование в самые сжатые сроки, чего не скажешь о западных вендорах. Отдаленное расположение их производственных мощностей, а также особенности российского законодательства обуславливают немалые временные затраты на поставку техники у наших конкурентов. Правда, в связи с появлением контрактных производств на территории России эта ситуация временная. Но и тут у нас есть ответ — скорость внедрения специфических разработок в производственный цикл. То есть производства конкуренты приближают, а вот разработку, ориентированную на специализированные потребности, приблизить точно не смогут.

CNews: Расскажите о вашем участии в производстве голливудского блокбастера «Особо опасен». Каким образом там была задействована ваша техника?

Ренат Юсупов: Тимур Бекмамбетов еще со времен клипмейкерства тяготел к всевозможным спецэффектам. Учитывая же свой напряженный рабочий график (в том же Голливуде его работа расписана на годы вперед) и при этом отличное знание сути технологического процесса производства кино, Тимур принял решение предложить сотрудничество в области создания спецэффектов компании Kraftway. В итоге, это сотрудничество оказалось выгодным и полезным для всех сторон — мы оборудовали студию, а они нас продвигали на потенциально интересный рынок.

Судя по результатам, мы справились со своей работой «на отлично». Заказчик остался очень доволен. Вероятно, наше взаимодействие будет продолжено, однако о новых проектах говорить пока рано. Как только будут достигнуты окончательные договоренности, мы обо всем обязательно расскажем.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS