Обозрение "Рынок интеллектуальных зданий" подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics Солярис

Интеллектуальные системы для российских домовладельцев: «первые ласточки»

В отличие от корпоративного сегмента рынка smart-систем, потребительский в России пока развит слабо — его доля не превышает 10%. Правда, интеграторы утверждают, что сегодня объемы заказов «умных домов» становятся ощутимей. 2-3 «умных дома» в месяц — уже вполне реальный спрос.

Приоритеты частных и корпоративных клиентов, конечно же, разнятся. Потребительский сектор отличает внимание к дизайну исполнения системы, простоте управления, системам кондиционирования, имитации присутствия, а также различным «досуговым» компонентам smart-систем, таким как домашний кинотеатр. Кроме того, в отличие от корпоративного сектора, он гораздо более чувствителен к ценам. В значительной мере поэтому в России до недавнего времени не получали широкого распространения решения этого класса.

Причин, сдерживающих развитие потребительского сектора smart-систем в России, две. Во-первых, относительно низкая покупательная способность населения. И, во-вторых, неотрефлексированность самой потребности в «умном доме», отсутствие соответствующей культуры потребления. Правда, интеграторы утверждают, что объемы заказов «умных домов» сегодня хоть и невелики, но все же ощутимы. 2-3 «умных дома» в месяц — это вполне реальный спрос. А эксперты в сфере недвижимости свидетельствуют, что рост рынка smart-систем для жилых помещений отстает примерно на 30% от темпов роста собственно жилья, но с каждым годом как минимум удваивается.

Цена вопроса

Посмотрим на процесс «интеллектуализации» потребительского жилищного сектора в России рационально. Первое — это стоимость. Примерные цифры — от $5 до 50 тыс., и это не предел — таким образом, вилка огромная. Но что такое «умный дом» за $5 тыс.? Вот один из примеров: за эту сумму в загородном доме можно установить 12 независимо управляемых устройств (4 световых дорожки, 2 фонтана, 2 гейзера, 2 водопада и ворота — одни на гараж и одни на территорию). Однако, уже с системой безопасности и мультирумом — по-настоящему востребованными компонентами «умного дома» — стоимость работ сразу возрастет в несколько раз.

Что касается квартир, то многое из того, что предлагается для загородных вилл, в них просто не имеет смысла (например, в квартирах нет гейзеров и гаражных ворот). Далее, площадь квартир в среднем меньше, но цена на работы из-за этого резко падать не будет, так как ценность устанавливаемого оборудования не зависит от площади помещения жестко. В конце концов, чтобы обеспечить хорошую систему безопасности, требуется примерно один и тот же «уровень» электронного интеллекта независимо от того, 400 кв. м. или же 100 кв. м. он будет отслеживать. Таким образом, цифра в $10-20 тыс. выглядит адекватной тому, что называется бюджетным решением «умного дома», как для коттеджей, так и для городских квартир. Кроме того, не стоит забывать о ежегодных расходах на обслуживание и обновление системы — как и все информационные технологии, «умный дом» будет очень быстро морально устаревать и без систематических обновлений довольно быстро терять ценность.

Возможности спроса

По данным представительных социологических исследований, менее 0,5% российских семей может себе позволить дорогостоящие товары длительного пользования. Т.е. потенциальная емкость рынка интеллектуальных систем для жилых домов — максимум 250 тыс. домохозяйств. Или, если считать, что стоимость среднего проекта $10 тыс., то в денежном эквиваленте — это $2,5 млрд. максимум. И не за год, а всего, сколько вообще можно получить в России от населения на данном решении, при условии, что все, кто может, захотят этот продукт купить. На Западе совсем другая картина — там в секторе «умных» систем для жилья обороты только за год составляют в 2 раза большую величину —  

На вопросы CNews отвечает Дмитрий Кирин, руководитель отдела маркетинга и PR компании Солярис

Дмитрий Кирин

CNews: Каков, из вашей практики, уровень спроса на интеллектуальные системы жилых домов в России?

Дмитрий Кирин: Можно определить его как растущий. Данная тематика нова в России и, как все новое, привлекает людей. Соответственно, спрос растет. Но он ограничен стоимостью проектов по реализации, т.е. ограничение идет по населению, которое может заплатить за такие услуги.

CNews: Какие интеллектуальные решения наиболее востребованы отечественным заказчиком?

Дмитрий Кирин: Системы управления светом и электрическими нагрузками (шторы, двери, жалюзи и т.д.), система MultiRoom (распределенные аудио-видео системы, управляемые по единому интерфейсу), система безопасности, система управления домашним кинотеатром, управление климатом.

В сегодняшней же российской реальности заказы на оборудование домов «умными» системами почти не выходят за границы подмосковной «Рублевки». Да и там еще не все включились в процесс. Показательный пример приводят в «МИЭЛЬ-Недвижимости»: в посёлке «Барвиха-2» существует центральный пульт, на который выводится информация о работе всех газовых котлов посёлка. Однако дальнейшего «интеллектуального» проект не получил: в коттеджах консервативное ручное управление, и никто из жильцов не изъявил желания модернизировать у себя «начинку» дома.

По оценкам экспертов журнала «Еврострой» в 2005 году потенциальный спрос на системы «интеллектуального здания» в секторе элитного жилья в Москве оценивался до $140 млн., а реально составил не более $3,5–7 млн. Если предположить, что каждый из таких проектов был эксклюзивным (т.е. стоил до $150-200 тыс.), это означает, что за прошлый год «интеллектом» было оборудовано 25-30 домов и квартир. Это и есть те самые 2-3 «умных дома» в месяц.

«Умный дом» в России развивается пока исключительно за счет элитного жилья. Есть все основания предполагать, что рубеж элитного жилья на этом рынке вообще никогда не будет преодолен. В лучшем случае, если среди слоев населения с высокими доходами «умный дом» станет такой же нормой, как дорогой автомобиль, то темпы роста этого рынка будут упираться в темпы роста элитной недвижимости. А они, как свидетельствуют риэлторы, пошли на спад даже в Москве. Удвоение рынка только подтверждает тот факт, что он не развит, развитый рынок не может расти двоекратными и троекратными темпами. Когда в год оборудуется 20 квартир, то 40 квартир в следующем году — уже 100% рост! Но в 147 миллионной России — это практически нулевой результат. И подлинно массовыми подобные системы в ближайшее время явно не станут.

Массовость обречена?

Вряд ли в России применим такой распространенный на Западе мотив установки «умного дома», как экономия на потреблении энергоресурсов — электричества, воды, тепла. Во-первых, учитывая сравнительно низкие цены на электроэнергию, ни отечественные бизнесмены, ни рядовые жители не озабочены пока стремлением сэкономить на энергозатратах. Всерьез обсуждать этот фактор применительно к России вообще смешно — во-первых, несмотря на все реформы ЖКХ, которые приводят только к росту тарифов, рядовой российский житель, даже если он круглые сутки не будет выключать воду и свет, и за десять лет не перекроет тех расходов, которые отдаст за установку «умного дома». Во-вторых, все та же консервативность культуры потребления. В России «зависает» внедрение даже простых «электро-механических» технологий — таких, как установка счетчиков газа и воды, что уж говорить о технологиях информационных!

В итоге, если вы скажете рядовому россиянину, что «умный дом» нужен ему хотя бы потому, что система вентиляции и кондиционирования должны полностью согласовывать свою работу с системой отопления помещений — он либо обидится, либо сочтет вас сумасшедшим. А о том, что по собственной сети управления информация от датчиков или интерфейсов будет поступать к центральному процессору управления лучше вообще не заикаться. Это культура. И она не будет меняться, пока эти технологии не приблизятся к людям — появятся у соседа, друга или коллеги по работе. Заявления, будто вскоре системы «умного дома» станут массовыми, потому что сейчас рынок удваивается, лишены оснований. Даже Москва как целое никогда не будет охвачена этими системами.

Надо также учитывать, что в потребительском секторе эти системы останутся дислоцированными исключительно в центрально-европейской части России. Достаточно посмотреть на вечерний снимок территории России из космоса, когда целиком задействовано уличное освещение и цивилизованные части страны выглядят, как светящиеся пятна. Полученная картина будет такой: Москва — самое яркое пятно, блеклый рассеянный свет по европейской части до Урала со слабо выделяющимися точками (это областные центры) и абсолютно черная Сибирь — с пронизывающей ее тонкой линией слабого света — «Транссиба». Все! Массовость в таких условиях, очевидно, обречена. Там даже интернета нет — интегрировать нечего. Можно поспорить, что в самом глухом городе у людей есть компьютер, на котором установлен Windows XP. Да, но ведь пиратский. Поэтому это ПО и стало массовым в России. «Умный дом» по такому сценарию развиваться не может.

Ради справедливости стоит заметить, что практически во всех областных российских городах, как и в Москве, существуют элитные районы, и вот там smart-системы для дома могут получить действительно хорошее распространение. Скорее всего, именно на такие рынки и будут ориентироваться производители и интеграторы smart-систем.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS