Обозрение "Рынок интеллектуальных зданий" подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics Солярис

Перспективы «умных» домов в России: похожие системы — разные судьбы

Распространение на рынке «умных домов» и «умных офисов» управляется принципиально разными механизмами. Соответственно, эти два класса систем имеют в России совершенно разное будущее.

«Умные дома» не пойдут «в народ»

Сначала об «умных домах» — smart-системах для домовладельцев. Наблюдаемые в этом сегменте высокие темпы роста являются простым следствием единичности совершающихся сделок и лишь подтверждают зачаточность рынка. Происходящее очень напоминает «бурю в стакане воды», причем почти в буквальном смысле — поскольку данный рынок обречен быть узко-локализованным. Долгое время он не будет выходить за границы пространств элитного жилья Москвы и Подмосковья. В последующем, конечно, неизбежна экспансия этого рынка в регионы, но, опять же, исключительно за счет элитного потребления. В региональных центрах будут образовываться анклавы «умных» домов — предмет потребления региональных элит.

Массовым рынок «умных домов» в России вряд ли станет. Это связано с консервативностью культуры потребления, с низкой покупательной способностью широких масс населения и, может быть, самое главное — с отсутствием объективной потребности в «умном доме» как системе, предназначенной для городской квартиры.

Консервативность (безразличие) культуры потребления среди слоев населения с высокими доходами будет довольно скоро преодолена, и в этих слоях «умный дом» вероятно, очень скоро станет такой же обязательной визитной карточкой, как дорогой автомобиль или гардероб — т.е. превратится в элемент стиля.

Для элит цена «умного дома» не будет иметь значения, но зато для средних слоев населения она станет непреодолимым фактором, сдерживающим потребление этого класса систем. И даже не потому, что у этой категории населения нет соответствующих средств. Причина в другом — в том, что «умный дом», если рассматривать его с чисто функциональной точки зрения, занимает не совсем понятное место в системе потребностей владельца типичной городской квартиры.

Действительно, значительная часть квартир уже оборудована привычными системами, выполняющими фактически те же функции, что и «умный дом», хотя и с меньшим интеллектуальным изыском. Те же сигнализация или кондиционирование помещений, взятые по отдельности, стоят намного дешевле, чем призванный их интегрировать «умный дом». При этом синергетический эффект, получаемый в результате интеграции всех этих систем в единое интеллектуальное целое, для владельца городской квартиры не так уж значим по сравнению с ценой, которую нужно за это заплатить. Лучше купить второй автомобиль — а будет ли выключаться свет сам, когда вы случайно уснете или нет — не так уж важно. Более важный класс потребностей — в безопасности, комфорте и досуге — опять же выполняют уже привычные, хотя и менее «умные» — сигнализации, кондиционеры и телевизоры с системой Dolby и плоским экраном. Так зачем платить больше за решение, дающее явно избыточный для обычной городской квартиры эффект?

Итак, основной вывод — «умные дома», несмотря на кажущиеся многообещающими сегодняшние высокие темпы роста, останутся замкнутыми в сфере элитного, штучного потребления, сильно локализованного и пространственно, и социально.

Бум «умных офисов не за горами?

Другое дело «умные офисы» — smart-системы для корпоративного сектора. Специфической чертой данного сегмента рынка является то, что большинство факторов, управляющих его развитием, имеют противоречивую природу — они способны одновременно и стимулировать, и сдерживать рынок. На данном этапе развития равновероятным представляется как сценарий массовизации рынка, так и сценарий его локализации. Причем, и в том, и в другом случае темпы роста будут высокими — так как сейчас этот рынок также близок к нулевому уровню по сравнению со своей потенциальной емкостью. В случае если развитие «умных офисов» пойдет по сценарию локализации, бум в его развитии завершится в течение 2-3 лет, при втором сценарии — горизонты насыщения очень далеки.

На вопросы CNews отвечает Дмитрий Кирин, руководитель отдела маркетинга и PR компании Солярис

Дмитрий Кирин

CNews: Как вы оцениваете потенциал развития интеллектуального строительства — в Москве и в регионах?

Дмитрий Кирин: Потенциал есть, но необходимо формировать спрос на данный сегмент. Пока данный рынок услуг будет, безусловно, доступен только элите. Но в дальнейшем, с развитием новых технологий мне кажется произойдет расширение круга лиц, которым будет доступно ряд систем по автоматизации.

На рынке «умных офисов» должен произойти качественный рывок, так как эти системы позволяют максимально рационально использовать как энергоресурсы, так и труд людей. Также они более доступны в реализации.

Что касается деления на Москву и регионы, то в данный момент, безусловно, превалирует Москва и МО. В дальнейшем, с развитием и формированием цивилизованного рынка «умных домов» мы рассчитываем на рост спроса среди регионов.

CNews: Какие потребительские сегменты могут быть наиболее заинтересованы в подобных решениях, на ваш взгляд?

Дмитрий Кирин: Богатый успешный человек, современный руководитель своего бизнеса. Человек, для которого комфорт и удобство в любых аспектах его деятельности важны, и он готов платить за это.

Противоречивость фактора цены наиболее очевидна — с одной стороны, это доступность «умного офиса» для широкого круга фирм — вплоть до малого бизнеса, с другой стороны, это необходимость систематического обновления системы, которая склонна к быстрому моральному износу, что превращает в общем-то недорогой по изначальным затратам «умный офис» в требующую регулярного вложения средств «ношу», которая в их отсутствии стремительно теряет ценность. Отсюда вопрос — подключатся ли к внедрению этих систем средний и малый бизнес?

Второй фактор — профиль бизнеса — разбивает все фирмы на те, для которых «умный офис» является одним из каналов наработки конкурентных преимуществ и те, для которых он функционально избыточен и может являться только предметом престижного потребления. Первый тип фирм, к которым относятся сетевые высокотехнологичные компании — гарантированный заказчик систем «умного офиса». Для второго типа фирм его внедрение — задача, не подкрепленная четкой объективной потребностью. Однако, по мере того, как «умный офис» будет приживаться в высокотехнологичных сегментах рынка, он одновременно начнет превращаться в своеобразное правило хорошего тона в бизнесе, что создаст мотивацию внедрять его для все более широкого круга предприятий. Отсюда вопрос — достаточно ли сильной окажется эта мотивация, чтобы процесс внедрений «умного офиса» вышел за пределы тех отраслей, где он необходим насущно?

Фактор третий — многоотраслевой характер заинтересованного поставщика систем «умного офиса». Имеется в виду ситуация, когда к продвижению smart-систем активно подключаются риэлторы, обеспокоенные снижением темпов роста на рынке традиционной офисной недвижимости. Этот фактор также скрывает в себе потенциал разнонаправленного воздействия на рынок. Здесь все зависит от политики тех, кто строит и продает офисные помещения. Если будет избрана политика строительства дорогих, оборудованных интеллектуальными системами офисов (от класса А++ до класса А-), то среднестатистическая российская компания выпадет из числа поклонников «умных офисов», предлагаемых как бы вместе с недвижимостью. Если же рынок «умной» недвижимости будет целенаправленно диверсифицироваться (например, за счет массового строительства офисных зданий класса В или С+ ), то к нему смогут подключиться и предприятия средней руки. Вопрос — какая политика будет избрана?

Итак, в отличие от «умных домов», «умные офисы» в России имеют более очевидные шансы на широкое распространение и следующие год–два, скорее всего, окончательно определят, по какому сценарию пойдет развитие корпоративного сегмента этого класса интеллектуальных систем.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS