Обзор "ИТ для малого и среднего бизнеса 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comcor

"Лучшими практиками" СМБ не завоюешь

Лучшими практиками СМБ не завоюешьОбщее требование СМБ к системам автоматизации – это наиболее полный охват бизнес-функций без дорогостоящих излишеств. Однако, склоняясь рано или поздно к комплексной автоматизации, предприятия этого сектора пока не проявляют достаточной решительности в том, что касается освоения "лучших практик". Как минимум, это происходит потому, что внедрение таких систем неизбежно наталкивается на присущие этому сегменту ограничения временных, человеческих и денежных ресурсов.

Типичные ИТ-потребности малых и средних предприятий обусловлены специфическими особенностями их бизнеса. Как правило, компании СМБ начинают свою работу с небольшим штатом сотрудников и ведут ее локально, располагая лишь ограниченными ресурсами. Однако в определенный момент их основатели, практически всегда непосредственно вовлеченные в оперативное управление, обнаруживают себя во главе быстро меняющейся компании, все сотрудники которой работают в условиях сжатого времени и распределенной ответственности.

Чаще всего в СМБ-компаниях нет жестко прописанных должностных обязанностей, приоритетом является выполнение задачи, а не соблюдение процедур обработки документов и заданий, поэтому, например, бухгалтеры или специалисты производственных департаментов могут заниматься оформлением заказов и т.п. Аналогичная диффузия функций наблюдается и в сфере ИТ. ИТ-департаменты на предприятиях СМБ либо отсутствуют, либо имеют весьма небольшой штат специалистов с ограниченной экспертизой. И хотя многие сотрудники компании, включая руководителей верхнего звена, могут обладать достаточной компетенцией в сфере ИТ, как правило, ни  у кого из них нет возможности выделять значительное время на решение ИТ-задач. Перечисленные особенности определяют основные требования, которые СМБ-компании предъявляют к ERP.


Потребности

Полнофункциональность. Общее требование СМБ к ERP-системе – это наиболее полный охват бизнес-функций без дорогостоящих излишеств. Согласно данным исследования Aberdeen Group (август 2006 г.), 69% средних предприятий и 64% компаний малого бизнеса называют определяющим критерием при оценке решения функциональность. Выбранную ERP-систему такие организации будут эксплуатировать как минимум 3-5 лет, а с учетом быстрого роста компаний данного сектора СМБ-решение должно быть не только полнофункциональным, но и масштабируемым.

Кроме того, руководителям малого и среднего бизнеса необходима возможность быстро оценивать ситуацию в динамике развития и постоянно контролировать доступность ресурсов. Поэтому наличие панели показателей является обязательным требованием. В целом, руководители СМБ ориентируются на коробочные решения, с возможностью конфигурации, но без необходимости кастомизации.

"Радует факт массового перехода от лоскутной автоматизации к интегрированным решениям, — отмечают собеседники CNews в "Ланите". — Возрастает необходимость интеграции с различными внешними устройствами, такими как радиотерминалы сбора данных, кассовые терминалы". По мнению директора по развитию бизнеса компании "ЭпикРус" Александра Петрова, нельзя не обратить вниманию на одну из последних тенденций, которая не обошла стороной СМБ-сегмент. "Речь идет о потребности предприятий в функционально новых возможностях системы -  средствах анализа, — отмечает он. — И если раньше приоритетной задачей автоматизации СМБ-компании являлось построение системы ввода, учета и получение отчетности, то сейчас упор делается на возможности автоматизированного и точного анализа данных". Кроме того, по его словам, все больше возрастает значимость оперативного обмена данными, что особенно актуально для регионально диверсифицированных предприятий. Вследствие этого практически любая компания, задумывающаяся об автоматизации своего бизнеса, по умолчанию является интернет-ориентированной и предъявляет соответствующие требования к ИТ-решению.

Гибкость и контроль. Одним из главных мотивов внедрения ERP является возможность лучшего контроля над бизнесом, что подразумевает внедрение определенных правил и процедур по всему предприятию, создание "учетного костяка". Однако для быстрорастущих СМБ-компаний не менее важным критерием является гибкость и сохранение возможности быстрой адаптации к меняющимся условиям. Идеальная ERP для СМБ должна сочетать в себе эти отчасти противоречащие друг другу характеристики. Ключевые пользователи-руководители должны обладать широкими возможностями внесения изменений, например, определением ролей в системе или последовательности элементов бизнесс-процессов. При этом функции контроля должны отслеживать эти изменения, распространять их на рядовых пользователей и учитывать при общей оценке деятельности компании.

Легкость освоения. Вопросы, которые задают руководители СМБ при оценке ERP-решений, касаются и степени сложности инсталляции и внедрения системы. Может ли пользователь справиться с установкой ПО самостоятельно, предлагает ли система наличие "мастеров установки", помогающих создать общую схему на основе бизнес-вопросов? Поскольку на предприятии наверняка уже имеются простые учетные системы, насколько легко можно подключить к ним новое решение и выгрузить имеющиеся данные, организовав их в новые представления? Есть ли возможность интеграции ERP со специализированным ПО, например, с производственными системами?

Базовым требованием являются графические интерфейсы, позволяющие пользователю легко и быстро освоить расширенные функции, которые обеспечивает ERP. Эти интерфейсы, предпочтительно локализованные, должны предлагать пользователю возможность удобного для него конфигурирования основных функций методом "drag and drop", с минимальным числом кликов.

Простота в обслуживании. Система для СМБ-предприятия должна быть легкой в поддержке и обслуживании, поскольку ИТ-отделы таких компаний не располагают значительными ресурсами. Соответственно, критически важными требованиями являются, например, простые процедуры сохранения и восстановления данных. Желательно выполнение этих функций в фоновом режиме, без прерывания работы пользователей. Необходимы мониторы состояния, которые помогают планировать профилактические работы для предотвращения проблем, а не их экстренного устранения. Должны быть средства самовосстановления в катастрофических ситуациях с возможностью быстрого отката для сохранения непрерывности бизнеса, а также простые в использовании инструменты резервного копирования и восстановления данных.

ERP-система должна быть способна выполнять синхронизацию по требованию с удаленными филиалами или сторонними компаниями. Желательно выполнение запланированной авто-синхронизации без вмешательства пользователя, в "push mode". Необходимо наличие динамического инструмента отчетности с визуальными командами drag-and-drop. Высокая гибкость ERP-решения должна допускать многократное переконфигурирование в соответствии с изменениями бизнеса компании. По мнению управляющего директора "Стерлинг Интеграции" Александра Антипова, СМБ-заказчик не может позволить себе затраты на интеграцию многочисленных разнородных систем. Необходима единая система, охватывающая все ключевые бизнес-процессы компании.

Предсказуемость и доступность по цене. Ценовой фактор остается одним из основных, если не самым главным, при выборе СМБ-компанией любого ИТ-решения, в том числе и ERP. При этом малым и средним предприятиям необходимы системы, которые не только доступны по уровню стоимости лицензий, но и имеют предсказуемую общую стоимость владения (TCO). В уже упомянутом исследовании Aberdeen Group TCO указана как важный критерий выбора для 51% средних и 48% малых предприятий. Решения СМБ-компаний в пользу той или иной системы базируются на стоимости внедрения (включая средний по региону уровень почасовых расценок на услуги консультантов) и затраты на годовые пакеты поддержки. Кроме того, СМБ-заказчики особенно заинтересованы в возможности выбора опций и услуг в тот момент, когда это потребуется предприятию — но по заранее определенным ценам.

В целом СМБ-компании задействуют при внедрении ERP и в процессе ее эксплуатации практически такой же спектр функций, как предприятия корпоративного сегмента. "Я бы отметил тенденцию сближения: с одной стороны традиционные системы, используемые для автоматизации управления крупным бизнесом, становятся понятнее и доступнее более широкому кругу заказчиков, с другой стороны – требования СМБ-клиентов усложняются, — отметил г-н Антипов. — Именно поэтому все заметнее присутствие лидеров корпоративной и промышленной автоматизации в сегменте предприятий СМБ.

"Лучшие практики": Привлекательно, но не популярно

Несмотря на широкий охват бизнес-функций в ходе автоматизации СМБ, предприятия этого сектора пока не проявляют достаточной решительности в том, что касается освоения "лучших практик". Возможно, это вызвано некоторой незрелостью самих ИТ-решений, которые поставщики позиционируют как системы для СМБ, и, соответственно, как "лучшие практики". Фактически на текущем этапе формирования рынка "лучшие практики" для СМБ представляют либо адаптации моделей, заложенных в ERP-системы корпоративного уровня и отражающих реалии крупных структур, либо наработки компаний, специализирующихся в узких функциональных областях (например, CRM), либо отраслевой опыт автоматизации. Ни один из этих вариантов не является полностью адекватным для специфических особенностей СМБ-компаний, хотя комбинированные подходы во многих случаях приносят неплохие результаты. Однако внедрение "лучших практик" в СМБ неизбежно наталкивается на присущие этому сегменту ограничения: анализ и реинжиниринг бизнес-процессов, необходимые для освоения "лучших практик", требуют инвестиций — временных, человеческих и денежных ресурсов, которых у СМБ-компаний нет, либо мало. Поэтому в большинстве внедрений СМБ-заказчики пока отталкиваются от текущих, сиюминутных потребностей и задач, которые надо быстро решить с помощью автоматизации, а не ориентируются на стратегическое видение бизнеса и опыт успешных предприятий.

Возможно поэтому аналитики весьма сдержанно оценивают бизнес-преимущества, которых СМБ-заказчики смогли добиться с помощью внедрений. В январском отчете 2006 г. Aberdeen Group указано, что, хотя 86% малых компаний достигли первых заданных результатов внедрения в течение года (по сравнению с 64% средних предприятий и 47% крупных корпораций), окончательные результаты внедрения выглядят не столь впечатляюще. По сравнению с корпоративными структурами, СМБ платят за внедрение больше в расчете на пользователя, на функциональность и на средний показатель прироста производительности.

Специалисты Aberdeen Group полагают, что причиной недостаточно полной реализации потенциала внедренных систем является нечеткое определение показателей и метрик производительности в проектах на СМБ-рынке. Кроме того, малым и средним предприятиям следует более решительно автоматизировать задачи, связанные с большим объемом ручных операций, созданием отчетов и таблиц, а также распространить внедрения на фундаментальный уровень бизнеса. Эта информатизация на базовом, основополагающем уровне и подразумевает во многом преобразование деятельности предприятия в соответствии с "лучшими практиками".

"Использование чужого лучшего опыта позволяет СМБ-компании минимизировать риски, — отметил в беседе с CNews вице-президент Ассоциации CRM Кирилл Булгаков. — Система управления в СМБ-компании обычно не является до конца устоявшейся, поэтому любая глобальная информационная инициатива "с нуля" может привести к фатальным последствиям для бизнеса, и к таким инициативам готовы только единицы".

Следует, однако, заметить, что на рынке  СМБ, где работают динамичные, быстро меняющиеся компании, остается открытым вопрос, следует ли обращаться к прошлому опыту, который быстро устаревает, и может ли предприятие "вгонять" себя в рамки "лучших практик", устоявшихся и кристаллизованных бизнес-процессов. Тем не менее, движение СМБ в сторону использования передового опыта будет продолжаться, как и встречная тенденция разработки ведущими ИТ-поставщиками специфичных именно для СМБ "лучших практик".

Лариса Артамонова

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS