Обзор "ИТ для малого и среднего бизнеса 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comcor

СМБ-мания: на кого надеются ИТ-компании

Готов ли российский сектор СМБ к ИТ Сегодня многие малые и средние компании планируют увеличивать траты на ИТ. По прогнозам IDC, рост расходов на автоматизацию в российском секторе СМБ к 2009 году составит не менее 19%. Однако мнения зарубежных и отечественных аналитиков относительно того, какие именно компании причислять к сектору среднего и малого бизнеса, во многом расходятся.

Согласно данным Market-Visio/Gartner, в 2004 году было свыше 19 тыс предприятий сектора СМБ, из них более 65% не имели автоматизированных систем управления (доля таких предприятий в мире не превышает 30%). Однако в последние годы у многих подобных компаний уже появились средства на автоматизацию, и средний рынок живет в ожидании инноваций. Около 40% компаний, внедривших автоматизированные решения, обновляют или заменяют их каждые пять лет. Рынок СМБ обладает высоким потенциалом роста, причем в России прогнозируемый рост расходов СМБ на ИТ значительно превышает общеевропейские ожидания.

Правда, не у всех игроков российского ИТ-рынка столь же радужные ожидания. Менеджер по маркетингу в сегменте СМБ компании Kraftway Зинаида Горшкова. Она отмечает, что в настоящее время работать с этим сегментом трудно и не особо выгодно. "Основная масса малых предприятий находится на стадии решения вопросов выживания, а не построения правильной ИТ-инфраструктуры для повышения управляемости бизнеса и получения конкурентных преимуществ, — считает она. — Проблемы, которые беспокоят сегмент в целом — это взаимоотношения с властью, возможность получения заемных средств и помещения для ведения бизнеса".

По данным ВЦИОМ, 53% таких предприятий расценивают свое финансовое состояние как "не достаточное для развития", и лишь 25% имеют для этого источники. В течение 2005 года 35% предприятий СМБ осилили закупку оргтехники для нужд бизнеса и 22% приобретали крупную технику.

В то же время, по данным исследования Kraftway, около 80% таких компаний планируют в ближайшие полгода закупать ИТ-оборудование. У 70% компаний есть собственные ИТ-специалисты, еще 5% прибегают к услугам сторонних специалистов и организаций.

"В большинстве случаев в небольших компаниях отсутствует сформировавшаяся база знаний лучших практик, — отмечает вице-президент Ассоциации CRM Кирилл Булгаков. — Применительно к CRM это означает, что каждый новый торговый представитель брошен на произвол в смысле обучения методам продаж: бизнес-методики не задействуются, формальные процессы не утверждены". По его словам, если малое предприятие решает внедрить полноценное решение CRM, ему приходится перестраивать все ведение дел. В случае удачного проекта практики, встроенные в это решение, становятся практиками компании. Всплеска интереса к CRM-решениям среди малых компаний он ожидает не ранее, чем через полтора-два года, и то — при условии, что проект CRM будет продвигаться как готовый продукт, требующий минимального вмешательства и, как следствие, несущий минимальные риски.

И все-таки на протяжении последних лет поставщики корпоративных решений все активнее развивают работу со средним бизнесом, видя здесь большие возможности для роста. Так, по оценкам аналитиков AMI-Partners, средний бизнес в 2006 году собирался потратить 113 млрд долл. на программное обеспечение и ИТ-услуги. По данным IDC, рост расходов малых и средних предприятий России на ИТ до 2009 года будет составлять не менее 19% в год. IDC отмечает, что сегодня 55% всех ИТ-расходов российских предприятий относятся именно к сектору СМБ. Поэтому очевидно, что в перспективах развития российского сегмента средних и малых компаний заинтересованы все ИТ-вендоры.

СМБ или не СМБ?

Потенциальными потребителями ИТ-решений, ориентированных на СМБ, принято считать предприятия с оборотом до 200 млн долл. По данным Gartner, сегодня в мире насчитывается около 80 млн предприятий, которые относятся к сегменту СМБ. Их совокупные расходы в 2006 году оцениваются в 400 млрд долл.

В 2005 г. эксперты отмечали, что 1,4 млн средних компаний вносили 31% дохода в мировую экономику. По ожиданиям Gartner, в 2006 году расходы предприятий СМБ на информационные технологии должны были вырасти на 8-10%. Аналитики прогнозируют, что в 2007 году расходы этого сектора на ИТ превысят затраты более крупных компаний.

В Microsoft определяют принадлежность к этому сегменту по количеству ПК, в Oracle и SAP — по годовому обороту. "Разница подходов в определении делает измеряемость сегмента достаточно затруднительной, — считает г-жа Горшкова. — Многообразие оценок привело к тому, что рынок средних и малых предприятий в настоящий момент является одним из самых непонятных и не изученных: исследования по этому сегменту выходят крайне редко и носят расплывчатый характер".

Критерии принадлежности компаний к сегменту СМБ очень сильно разнятся — причем не только у российских и западных экспертов, но и у иностранцев между собой.

Руководитель научно-методического отдела компании "Инфо-бухгалтер" Владимир Буреш отмечает, что тремя главными критериями отнесения компании к СМБ являются: величина ее активов; общая величина доходов, полученных от всех видов деятельности; а также размер штата предприятия. "Настоящая" СМБ-компания должна обязательно соответствовать хотя бы двум из трех критериев.

Критерии причисления компаний к СМБ в мире, 2007

Страна

Малые предприятия

Средние предприятия

Величина активов

Выручка от продаж

Средняя численность (чел.)

Величина активов

Выручка от продаж

Средняя численность (чел.)

Бельгия

3,125 млн евро

6,25 млн евро

50

Определение среднего предприятия отсутствует

Дания

20 млн дат. крон

40 млн дат. крон

50

75 млн дат. крон

150 млн дат. крон

250

Франция

0,267 млн евро

0,534 млн евро

10

2 млн евро

4 млн евро

50

Германия

3,4 млн евро

6,9 млн евро

50

13,75 млн евро

27,5 млн евро

250

Ирландия

1,9 млн евро

3,8 млн евро

50

7,6 млн евро

15,2 млн евро

250

Италия

3,65 млн евро

7,3 млн евро

50

14,6 млн евро

29,2 млн евро

250

Нидерланды

3,5 млн евро

7 млн евро

50

14 млн евро

28 млн евро

250

Норвегия

30 млн норв. крон

60 млн норв. крон

50

Средними считаются все предприятия, кроме малых, и компаний, акции которых котируются на бирже

Испания

2,4 млн евро

4,7 млн евро

50

9,5 млн евро

19,9 млн евро

250

Великобритания

1,4 млн фунтов стерлингов

- 2,8 млн фунтов стерлингов

50

5,6 млн фунтов стерлингов

11,2 млн фунтов стерлингов

250

США

Предприятия, отвечающие следующим критериям: (а) выручка от продаж менее 25 млн долл.; (б) зарегистрировано в США или Канаде; (в) не является инвестиционной компанией; (г) дочернее предприятие, большая часть капитала которого принадлежит материнской компании

Определение среднего предприятия отсутствует

Канада

Определение малого предприятия отсутствует

Определение среднего предприятия отсутствует

Австралия

5 млн долл.

10 млн долл.

50

Определение среднего предприятия отсутствует

Источник: PWC, "Росэкспертиза", "Инфо-бухгалтер", 2007


В то же время, многие эксперты считают более правильным ориентироваться, в соответствии с общемировой практикой, не на штат сотрудников, а на количество используемых в компании ПК. Так, "планка" для компаний малого бизнеса обычно не превышает 50 компьютеров, для компаний среднего бизнеса — от 50 до 500 ПК.

Средний рынок также характеризуют небольшие ИТ-бюджеты, маленькие ИТ-отделы, высокая чувствительность к ценам на софт и услуги, а также "несклонность" к риску. Такие компании нуждаются не столько в программных решениях, сколько в помощи в решении проблем бизнеса. При этом задачи "средних" игроков по своему разнообразию не уступают тем, что стоят перед крупными компаниями.

СМБ по-российски

В России к СМБ-критериям подход особый. На нашем рынке оборот средних компаний обычно не превышает 100 млн долл. (западная планка, как уже отмечалось, доходит до 200 млн долл.). По российским меркам малым считают предприятие с количеством сотрудников от 20 до 100 человек. На среднем предприятии, в свою очередь, трудится от 100 до 1000 сотрудников.

В российском офисе IDC добавляют, что для признания компании хотя бы "малым бизнесом" она должна в течение последних 6 месяцев платить налоги, иметь в штате хоть одного наемного сотрудника, быть оформленной как юридическое лицо и не являться филиалом или подразделением более крупной компании.

"В настоящий момент многие компании в своей маркетинговой политике в качестве основного признака классификации используют число сотрудников. Но каким бы наглядным этот критерий ни являлся, он не выдерживает никакой критики, — отмечает директор компании "Бухгалтерия Комтех" Аркадий Народицкий. — Несложно представить себе два предприятия с одинаковой численностью сотрудников, но с принципиально разными по сложности бизнес-процессами. Таким образом, предлагать этим компаниям одинаковое решение — неразумно". По словам г-на Народицкого, такой показатель, как количество ПК, может сильно влиять на стоимость системы за счет более высоких требований к базе данных, но он никак не характеризует требования к функционалу системы. Повсеместное распространение этой характеристики объясняется, прежде всего, наглядностью, которая упрощает работу отдела продаж. Г-н Народицкий отмечает, что сбалансированный критерий оценки принадлежности компании к тому или иному сектору рынка можно выработать, проанализировав реальные требования малого и среднего бизнеса к функционалу системы автоматизации предприятия. Это позволит определиться со сложностью бизнес-процессов и уже на основании результатов четко разделять компании в соответствии с сегментами рынка.

По словам руководителя отдела маркетинга компании "Высший сорт" Артема Попова, в компании принято причислять своих заказчиков к СМБ, основываясь не на их обороте, а на основе размера ИТ-бюджета и количества ПК. При этом к малому бизнесу в "Высшем сорте" причисляют и индивидуальных предпринимателей.

Заместитель коммерческого директора ДИЦ Людмила Кушнарева считает, что для ИТ-игроков, которые занимаются автоматизацией предприятий, СМБ определяются по критериям, отличным от общепринятых. "Для нас имеют значение количество автоматизируемых рабочих мест, количество финансово-хозяйственных итераций (документов, по которым создаются проводки для бухучета или управленческого учета, сами проводки), а вовсе не оборот компании или численность сотрудников", — отмечает она.

По оценкам IDC, объем российского рынка СМБ составляет 23,7 млн долл. В МАП отмечают, что количество малых компаний в России уже несколько лет держится на отметке 850 тыс. По сравнению с зарубежными показателями, где на долю малого бизнеса приходится 65% валового оборота (а совокупная доля малых и средних предприятий по отношению ко всем частным структурам составляет 99,8%), налоговые поступления в консолидированный бюджет от российских малых предприятий составляют не более 10%.

Элеонора Ершова / CNews

Виталий Ананьев: Главной особенностью сектора СМБ является высокая динамика развития

Виталий Ананьев

На вопросы CNews ответил Виталий Ананьев, генеральный директор компании "Аксофт".

CNews: Как вы оцениваете объем затрат средних и малых компаний на ИТ? Каковы основные стимулы их роста, на ваш взгляд?

Виталий Ананьев: За последний год объем затрат средних и малых компаний на ИТ возросли. Сравнивая результаты 2006 и 2005 гг., мы можем говорить о тенденции к увеличению доли партнерских продаж в сегменте СМБ, как минимум, на 5-7%. Уверен, что в 2007 году подобная динамика роста сохранится.

Средние и малые компании, в силу стремительного роста своего бизнеса быстро достигают масштабов деятельности, требующих оптимизации всех бизнес-процессов (снижения издержек, уменьшения времени, повышения качества управления процессами, уменьшения операционных рисков) и комплексной защиты информации, которая бы гарантировала сохранность данных и устраняла предпосылки для их разглашения, искажения, несанкционированного доступа и модификации. Возрастает роль ИТ — применение новейших прикладных технологий все чаще становится одним из ключевых факторов успеха для предприятия, действующего в агрессивной конкурентной среде.

Значительное влияние на изменение ситуации оказывают и общие тенденции развития экономики, в частности, поддержка ИТ-отрасли государством — уменьшение налогообложения (экспортно-ориентированных компаний), создание технологической инфраструктуры; рост инвестиций в российский ИТ-рынок; усиление консолидации на внутреннем рынке; рост розничной торговли; увеличение доли аутсорсинга в общей смете затрат компаний на ИТ.

Читать полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS