Мировой рынок КИС: ставка на консолидацию

Мировой рынок корпоративных информационных систем формируют сегменты ERP, CRM и BI. Спрос на системы этого класса остается пока устойчивым. Максимальные темпы роста демонстрировал до недавнего времени рынок ERP (14% — AMR Research), на котором в самое ближайшее время ожидается спад ввиду неизбежного насыщения. Напротив, динамика секторов CRM и BI останется пока положительной. Преобладающим трендом в развитии компаний станет консолидация.

В последние годы мировой рынок корпоративных информационных систем подвержен пертурбациям. Активизировавшиеся консолидационные процессы в скором времени, вероятно, скажутся на сложившейся здесь расстановке сил. Пока американской Oracle, поглотившей PeopleSoft и Siebel, не удалось вытеснить с позиций лидера секторов ERP и CRM немецкого разработчика SAP. Тем не менее, успешное продвижение на этом рынке подразделения MBS корпорации Microsoft (после приобретения Navision) демонстрирует эффективность стратегии слияний и поглощений. Особенно ввиду того, что конкуренция между игроками ужесточается по всем направлениям, в том числе и между теми компаниями, которые ранее были «разнесены» по разным сегментам (например, крупного бизнеса и СМБ).

ERP-гиганты

Ведущие игроки: SAP, Oracle (включая PeopleSoft и J.D. Edwards), Sage Group, Microsoft Business Solutions (MBS), и SSA Global (купившая Baan). На долю этих компаний, по данным AMR Research, в 2004 г. пришлось 72% продаж ERP-систем. Во «второй эшелон» входят Geac, Intentia, Infor Global Solutions и Lawson Software, покрывающие 11% рынка.

В целом объём рынка ERP-систем вырос в 2004 г. на 14% и составил $23,6 млрд. Показатель превысил прогнозируемый — в AMR Research ожидали, что рост составит 10%, а по долгосрочному прогнозу Forrester Research (2002-2007 гг.) — 5%. Прогнозируемый объём рынка, по ожиданиям AMR Research, не должен был превысить $22 млрд., а по предположениям Forrester — $19,7 млрд. Зафиксированный относительно высокий показатель роста во многом объясняется фактором укрепления европейской валюты на фоне падения доллара.

Динамика мирового рынка ERP-систем

Позиция в рейтинге 2004

Производитель

Доходы 2003 ($ млн.)

Доходы 2004 ($ млн.)

Доходы 2005 (прогноз) ($ млн.)

Доля рынка в 2003

Доля рынка в 2004

Доля рынка в 2005 (прогноз)

Рост, 2003/2004

Рост 2004/2005 (прогноз)

1

SAP

7994

9372

10403

39%

40%

43%

17%

11%

2

PeopleSoft*

2682

2880

0

12%

10%

19%

7%

-100%

3

Oracle

2470

2465

4534

13%

12%

0%

-0%

84%

4

Sage Group

900

1243

1375

4%

5%

6%

38%

11%

5

Microsoft BS

683

775

891

3%

3%

4%

14%

15%

6

SSA Global

471

700

700

2%

3%

3%

49%

0%

7

Geac

431

445

445

2%

2%

2%

3%

0%

8

Intentia

361

388

407

2%

2%

2%

8%

5%

9

Infor Glolbal Solutions

123

375

395

1%

2%

2%

205%

5%

10

Lawson

341

357

358

2%

2%

2%

5%

0%

 

Рынок в целом

20711

23649

24288

100%

100%

100%

14%

3%

*Поглощена Oracle в декабре 2004 г.

Источник: AMR Research, 2005

Захватив 40% рынка, SAP AG продемонстрировала рост доходов в 17%. При этом общие доходы Oracle и поглощённой PeopleSoft упали на 2 процентных пункта — теперь их доля составляет 22%. Доходы Sage Group выросли на 38%, а её доля рынка — до 5%, Microsoft Business Solutions увеличила выручку на 14%, сохранив при этом неизменным свое присутствие в секторе — 3%.

В то же время, грядет насыщение и «взросление» рынка, а также кардинальное изменение подхода к корпоративным информационным системам, вызываемое внедрением сервисно-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture — SOA). Впрочем, в 2006-2009 г.г. рост рынка должен, по прогнозам, составить 6-7% в год.

Мировой рынок CRM: переломные 10%

Ведущие игроки: SAP, PeopleSoft1, Siebel2, Amdocs, Dendrite. Во вторую пятёрку входят Oracle, Aspect Communications, Avaya, Microsoft, Internet Communications Software Group (Cisco Systems).

По данным AMR Research, в 2004 финансовом году мировой рынок CRM-решений продемонстрировал 10%-ный рост и достиг объёма в $10,9 млрд. Двузначный процент роста регистрируется в этом секторе впервые со времени 1999 года. Вместе с тем, IDC пока  «занижают» планку CRM — по этим оценкам, рынок вырос только на 8% и достиг объема в $8,8 млрд. Впрочем, эксперты  IDC ожидают, что барьер 10% будет пройдет в этом секторе уже в ближайшем году.

Динамика рынка CRM-систем

Позиция в рейтинге 2004

Производитель

Доходы 2003 ($ млн.)

Доходы 2004 ($ млн.)

Доходы 2005 (прогноз) ($ млн.)

Доля рынка в 2003

Доля рынка в 2004

Доля рынка в 2005 (прогноз)

Рост доли, 2003/2004

Рост доли, 2004/2005 (прогноз)

1

SAP

1279

1664

1727

13%

15%

15%

30%

4%

2

Siebel*

1354

1339

1340

14%

12%

12%

-1%

0%

3

PeopleSoft*

440

472

0

4%

4%

0%

7%

-100%

4

Amdocs

321

369

424

3%

3%

4%

15%

15%

5

Dendrite

251

311

337

3%

3%

3%

24%

8%

6

Oracle

287

286

387

3%

3%

3%

-0%

36%

7

Aspect

321

258

258

3%

2%

2%

-20%

0%

8

Avaya

229

255

260

2%

2%

2%

11%

2%

9

Microsoft

153

202

232

2%

2%

2%

32%

15%

10

Cisco–ICSG

186

190

308

2%

2%

3%

2%

62%

 

Рынок в целом

9930

10902

11443

100%

100%

100%

10%

5%

* Поглощены Oracle

Источник: AMR Research, 2005

Аналогично расхождениям в оценках объема и роста рынка, расходятся и данные аналитических агентств относительно лидеров поставок. Так, по версии AMR Research, немецкий разработчик SAP, увеличив продажи на 30%, наконец, обогнал Siebel и теперь занимает первое место с 15% рынка. Продажи Siebel снизились на 1%, а рыночная доля компании сократилась до 12%. Совокупная доля Oracle и PeopleSoft составила в 2004 г. 7%. Впрочем, с учетом недавнего приобретения Siebel, позиции американского вендора в самое ближайшее время должны существенно вырасти. Доходы Amdocs увеличились на 15%, однако рыночная доля компании сохранилась на уровне 3%.

Продажи в секторе «удалённых» CRM-систем выросли на 105%, что, однако, во многом объясняется слабой насыщенностью этого, еще относительно молодого, сегмента. Два крупнейших производителя в этой области — RightNow Technologies и Salesforce.com — увеличили свои продажи на 97% и 83%. При этом в общем рейтинге поставщиков CRM RightNow Technologies переместилась на 25 место, а Salesforce.com — с 22 сразу на 12-е. Сам сектор «удалённых» CRM-систем пока занимает всего 9% от общего объёма рынка CRM.

Аналитики других исследовательских групп (IDC, Gartner и Forrester) продолжают называть лидером рынка CRM по итогам 2004 г. компанию Siebel Systems. Ее доля оценивается, например, IDC в 10,7%, в то время как доля Oracle — в 6,8%, а SAP – в 6,7%. Причина подобного расхождения в том, что AMR включают в оцениваемый объём продаж встроенные в mySAP ERP средства CRM, а Gartner и Forrester — нет, считая, что только 19% пользователей mySAP ERP действительно работают с установленными средствами CRM.

Разбег BI

Ведущие игроки: Business Objects, Cognos, SAS Institute, Hyperion Solutions, MicroStrategy SAP, Siebel, Oracle, Microsoft, Information Builders.

Рост относительно молодого рынка BI-систем в 2004 году, по данным Gartner, составил 12%, а его объём превысил $2,1 млрд. Лидером продаж аналитики Gartner называют Business Objects, долю которой оценивают в 30%. На втором месте SAS Institute с 16,8% рынка, затем Cognos с 11,6%, SAP с 7,1% и Hyperion Solutions с 6,2%.

В то же время, по данным исследования The OLAP Report, который многие эксперты считают фактически отчётом о состоянии рынка BI-систем, его объём оценивается в $4,3 млрд. Первое место по продажам занимает, по этой версии, Microsoft с 27,4%. Hyperion Solutions на втором месте (20,7%), далее следует Cognos с 14,1%, Business Objects с 7,2% рынка и MicroStrategy с 7,1%.

Очевидно, что столь разные оценки связаны с разным пониманием того, что является BI-системами, несмотря на то, что этот рынок все большее число экспертов на сегодня считают сформировавшимся.

Структура рынка BI в мире

Поставщик

2004

2003

Позиция на рынке

Доля рынка

Позиция на рынке

Доля рынка

Microsoft

1

27,4%

1

26,1%

Hyperion Solutions (включая Brio)

2

20,7%

2

21,9%

Cognos (включая Adaytum)

3

14,1%

3

14,2%

Business Objects (включая Crystal)

4

7,2%

4

7,7%

MicroStrategy

5

7,1%

5

6,2%

SAP

6

6,0%

6

5,8%

Oracle

7

3,7%

7

4,0%

Applix

8

3,1%

9

3,0%

Cartesis

9

3,1%

8

3,1%

Systems Union/MIS AG

10

3,0%

10

3,0%

Geac

11

1,9%

11

2,0%

SAS Institute

12

0,9%

12

0,9%

Источник: The OLAP Report, 2005

Резюмируя, можно заключить, что на мировом рынке корпоративных информационных систем наблюдается довольно устойчивый рост. Его определяет как стабильный спрос на ERP, CRM и BI-системы, так и соответствующее ему предложение мощных решений. Темпы, демонстрируемые в секторе ERP, в ближайшее время, вероятно, замедляется ввиду наступающего насыщения. Львиная доля роста доходов производителей уже сейчас обеспечивается здесь за счёт обслуживания и доводки ранее установленных систем. Рынки CRM и BI-систем демонстрируют устойчивый рост, отражая интерес предприятий к бизнесу, ориентированному на клиента, и глубокому анализу данных о бизнес-процессах. Спрос на решения класса BI и Analytical CRM, по прогнозам аналитиков, будет только расти.

Сергей Середа / CNews Analytics

Сергей Кошелев: При выборе ПО корпоративные заказчики большое внимание уделяют вопросам «истории» продукта и его производителя

Сергей Кошелев

На вопросы СNews ответил Сергей Кошелев, директор департамента корпоративных информационных систем компании «Открытые Технологии».

СNews: Какие тенденции доминировали, по вашим наблюдениям, на российском рынке корпоративного ПО в последнее время? Какие из них считаются ключевыми сегодня?

Сергей Кошелев: Объем рынка корпоративного программного обеспечения (ПО) в России настолько велик, динамичен и интересен, что периодическое появление новых тенденций здесь можно считать одной из его характерных черт. Если все же говорить конкретно, то среди может быть и не новых, но доминирующих тенденций можно отметить ту, к которой оказалась причастна компания «Открытые Технологии», и которая вызывает, с моей точки зрения, наибольший интерес у всех участников рынка корпоративного ПО. Это тенденция реализации комплексных проектов, когда внедрение корпоративного ПО заказчики неразрывно связывают с построением новой технической архитектуры, осуществлением масштабных организационных изменений, созданием системы обучения и поддержки пользователей и т.п. Кроме того, комплексность проектов зачастую связывается с устранением «территориальной лоскутности» ПО, вызванной географическим распределением объектов автоматизации. В основе таких тенденций лежит, в первую очередь, бурное развитие технических средств коммуникации, позволяющих реализовывать подобные решения, а также достижение определенного уровня стабильности экономики, когда становится возможным планировать комплексные проекты внедрения корпоративного ПО, длительностью в несколько лет, с привлечением огромного числа ресурсов. Отмечу и постоянное стремление корпоративных заказчиков привести к единым стандартам не только средства вычислительной техники, но и принципы учета и управления.

Полный текст интервью


1 Siebel поглощена Oracle в 2005 г.
2 PeopleSoft поглощена Oracle в 2004 г.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS