Открытое ПО и бизнес: история порабощения

ПО с открытым исходным кодом давно уже не новинка в бизнес-секторе. Операционная система Linux и другие свободные программы — распространенное решение для корпоративных серверов; Mozilla Firefox и OpenOffice.org установлены на множестве настольных компьютеров. Неограниченное распространение ПО с исходными кодами — концепция, казалось бы, мало совместимая с бизнесом как таковым. Тем не менее, она подтвердила свою адекватность рыночными успехами. Каким же образом "вольница" свободных программистов и "большой" бизнес оказались вместе?

Массовый рынок ПО: мечты и реальность

Программное обеспечение существует практически столько же времени, сколько сами компьютеры. Однако до определенного момента рынка ПО, как такового, не существовало. Компьютеры были большими, а выпускалось их (по современным меркам) не так уж много; они устанавливались в крупных (позже — еще и в средних) компаниях, а также в университетах. Такой компьютер поставлялся с достаточно внушительным набором программ; если же их не хватало для требуемых задач, проводились собственные разработки. Некоторые из подобных разработок становились затем "продуктами" и продавались другим потребителям, но в начале это не было особо распространенной практикой.

Формирование массового рынка программного обеспечения пришлось на 70-80-е годы прошлого века, и было тесно связано с развитием массовых компьютеров. Первые "домашние" и "персональные" машины, широко распространенные во второй половине 70-х, были почти что игрушками; ими пользовались в основном энтузиасты. В клубах любителей таких компьютеров постоянно шел свободный обмен программами, и большинство разработчиков считало это нормальным. Нашлись, однако, желающие продавать ПО и строго требовать оплаты с каждого пользователя. Самым известным из них стал Билл Гейтс, один из основателей небольшой компании Micro-Soft (название в тот момент писалось именно так — через черточку).
В своем знаменитом "письме к любителям" (1976 год) Б. Гейтс описывает тот подход, который стал основой массового рынка ПО на два десятилетия:

"Большинство из вас крадет программы. За оборудование приходится платить, а программами всегда можно поделиться. И разве [для вас] важно, получат ли деньги те, кто их разработал?.. Вы не даете писать хорошее ПО. Кто может позволить себе делать профессиональную работу бесплатно? Какой любитель сможет вложить три человеко-года в программирование, нахождение ошибок, документирование — и раздать свой продукт бесплатно?.. То, что вы делаете — воровство".

Итак, пользователей обязали платить за каждый "программный продукт" на каждом компьютере; поделиться программой с другом — "воровство". Благодаря такому подходу программа стала обычным товаром; ее можно было продавать в коробочке в магазине. Казалось, что появилась долгожданная возможность "серьезного бизнеса" без огромных вложений; достаточно создать удачную программу, и можно продавать ее в любых количествах, тратя деньги лишь на носитель и, как правило, брошюру документации.

Между тем в течение 80-х гг. персональные компьютеры активно развивались. Рынок чрезвычайно хорошо принял архитектуру IBM PC; вскоре во многих офисах и домах появились компьютеры. Причем все они были одного типа (разных фирм, но с общей архитектурой PC); поэтому для них подходили одни и те же программы.

Мелкие и средние фирмы выпускали разнообразное ПО — текстовые процессоры, электронные таблицы, базы данных, системы программирования, архиваторы, игры и т.д. В специализированных магазинах было немало дискет, а позже и компакт-дисков, с "программными продуктами". Кроме того, появился способ распространения программ shareware — программа свободно копируется, но требует оплаты "регистрации" для полноценной легальной работы. Он позволял пользователям оценить программу до покупки, а разработчикам — обойтись без затрат на продажу дисков в магазинах.

Разумеется, не всегда программы продавались именно "в коробках". Но модель оплаты лицензий на каждую копию, корни которой — в "коробочной" практике, использовалась практически повсеместно. Например, при поставке ПО для рабочих мест нужно было закупить определенное количество лицензий, по одной на компьютер. Впрочем, применялось также и лицензирование "для данного офиса" (site license), и некоторые другие варианты.

В первой половине 90-х годов, благодаря процессорам 386 и 486, персональные компьютеры стали "серьезными" машинами. Появилась возможность запускать много программ сразу, а также использовать недорогие и неприхотливые PC в качестве серверов. В это же время "персоналки" хлынули в Россию.

Возможности программ увеличились, а вот количество их производителей почему-то начало резко уменьшаться. Правила, предложенные некогда Биллом Гейтсом, лучше всего подходили ему самому. Разработав популярную оболочку Windows, компания Microsoft обеспечила своим продуктам превосходство на рынке за счет их интеграции с этой оболочкой. Например, если до "эпохи Windows" наиболее распространенным текстовым процессором в мире был WordPerfect (а в России — Лексикон), то под Windows почти все стали пользоваться Microsoft Word.

Microsoft росла, а другие "софтовые" компании сдавали позиции. Даже крупнейшая IBM не смогла справиться с массовым рынком ПО. Ее операционная система OS/2, обладавшая серьезными техническими преимуществами, проиграла рынок куда менее надежным решениям от Microsoft. Вместо OS/2 потребители перешли на Windows 95, заметно уступавшую по надежности и стабильности, но обладавшую лучшим маркетинговым обеспечением.

Вместо "идеального" рынка ПО с множеством мелких и средних поставщиков формировалась откровенная монополия Microsoft. Во второй половине 90-х годов компания  "захватывала" все новые области рынка ПО, вытесняя или скупая конкурентов. Используя доминирование Windows на пользовательских машинах, она успешно "атаковала" серверный рынок. Web-браузер, необходимый для работы в интернете, выпускала компания Netscape. Но когда сеть интернет стала широко распространяться, Microsoft предложила бесплатный браузер Internet Explorer. В тот момент именно Netscape впервые догадалась обратиться к другой, свободной парадигме создания и распространения ПО.

Рождение и укрепление свободного ПО

Идея свободного программного обеспечения появилась в начале 80-х годов — тогда же, когда активно развивался массовый "коробочный" рынок. Но если "коробки" активно расходились среди владельцев маломощных персональных компьютеров, то свободное ПО выросло в среде университетских ученых, работавших на существенно более "серьезных" и менее массовых машинах.

До конца 70-х годов значительная часть программного обеспечения разрабатывалась в университетах, традиции которых редко поощряют сокрытие информации друг от друга. Поэтому такие программы передавались и модифицировались свободно. Коммерческие продукты (еще не "коробочные", и предназначенные для "больших" и средних компьютеров) также нередко попадали в университеты и были свободно доступны их сотрудникам — которые, в свою очередь, предлагали интересные усовершенствования.

Затем появилась тенденция к закрытости программ. Коммерческие компании стали "защищать свою интеллектуальную собственность". Различные программные системы — от дорогостоящих комплексов до простых драйверов для принтера — оказывались недоступны для изучения и модификации. Прежней атмосфере дружеского взаимодействия как будто пришел конец.

Подобная ситуация не устроила многих исследователей. Наиболее активным и последовательным среди них оказался Ричард Столлман, работник лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института (MIT AI Lab).

В 1983 году Ричард начал проект GNU — создание полноценной свободной операционной системы. Системы, которая будет полностью доступна для копирования, изучения и модификации. ОС GNU должна была стать свободным аналогом распространенной и достаточно развитой на тот момент системы Unix. Чтобы у MIT не было прав на GNU, Столлман уволился из лаборатории.

К тому моменту Ричард уже написал текстовый редактор Emacs, ставший знаменитым; его авторитет был достаточен, чтобы проект GNU заинтересовал многих из его коллег. К проекту стали присоединяться другие программисты. Все большее распространение получали идеи свободного распространения ПО, противоположные царившим на массовом рынке "правилам Гейтса",. В 1985 году Столлман написал "манифест GNU", где описал свои цели так:

"По моему мнению, золотое правило требует, если мне нравится программа, раздать ее другим людям, которым она тоже понравится. Торговцы ПО хотят разделить пользователей и властвовать над ними, заставив каждого из них не делиться с другими. Я отказываюсь от такого нарушения солидарности с другими пользователями. Я не могу, не погрешив против совести, подписать соглашение о нераспространении... Чтобы продолжать пользоваться компьютерами, сохранив честь, я решил собрать достаточную базу свободного программного обеспечения. Тогда я смогу обойтись без каких-либо несвободных программ".

В рамках проекта GNU в 80-е — начало 90-х годов были созданы многие важнейшие программы, хотя до полной операционной системы дело не дошло. Не менее важной разработкой, чем программы, стала лицензия GNU General Public License (GPL). Она была призвана использовать механизм авторских прав на программы, чтобы защитить их от превращения в "собственнические". GPL допускает любое использование и распространение программы и любых ее модификаций — включая и коммерческое; однако она требует сохранять свободными все модификации программы, предоставляя их на условиях той же лицензии GPL и делая доступными исходные тексты. Этот механизм был назван "copyleft" (шуточная переделка из "copyright" — авторское право).


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS