Пример решения: Создание единого центра управления ИС оператора сети «МегаФон-Москва» — ЗАО «Соник Дуо»

Шамиль Шакиров

«Реализация этого проекта стала возможной благодаря слаженной работе и высокой квалификации наших специалистов в области программных решений. Это подтверждает не только ряд успешно завершенных проектов, но и статус «платинового партнера», который компания «Ай-Теко», единственная в России, получила по решениям НР OpenView. Создание единой платформы управления на базе продуктов HP дало возможность компании заказчика получить эффективный ИТ-инструмент ведения бизнеса. В результате плодотворная работа профессионалов нашей компании позволила оператору сети «МегаФон-Москва» получить единую среду мониторинга и управления информационной инфраструктурой компании, основными информационными системами и технологическими процессами, что позволило повысить надежность функционирования корпоративной информационной системы в целом».

Шамиль Шакиров,
Президент компании «Ай-Теко»

О заказчике

ЗАО «Соник Дуо» — 100% дочерняя компания ОАО «МегаФон», предоставляющая услуги сотовой связи под торговой маркой «МегаФон» в Московском регионе (сеть «МегаФон-Москва»). На сегодняшний день столичная сеть «МегаФон» динамично развивается и является одним из лидеров в использовании высокотехнологичного оборудования и обеспечении абонентов самыми инновационными сервисами и услугами, что позволило ей увеличить за последнее время свою абонентскую базу в несколько раз. За относительно короткий срок абонентами сети стали более трех миллионов человек.

Сеть «МегаФон» является самой быстрорастущей в Московском регионе. Использование новейших технологий оператора связи компании «Соник Дуо» обеспечило реализацию самых широких возможностей сети — предоставление национального и международного роуминг, обслуживание огромного числа абонентов, появление новых, зачастую инновационных, сервисов и услуг.

Главными преимуществами сети «МегаФон-Москва» являются гибкая и прозрачная тарифная политика, новые технологии и роуминг по всему миру. В региональных сетях «МегаФона» московские абоненты пользуются мобильной связью по единому и выгодному роуминговому тарифу. За пределами Москвы телефоны «МегаФона» работают в более чем 190 странах мира.

Задача проекта

«Соник Дуо», как крупный оператор мобильной связи, имеет сложную гетерогенную информационную инфраструктуру. В непрерывном режиме эксплуатируются и обеспечивают основные бизнес-процессы многие автоматизированные системы. Компания имеет два десятка офисов обслуживания абонентов и сеть фирменных салонов, расположенных практически во всех районах Москвы. Многочисленные дилеры компании, которые продают услуги в реальном времени, также беспрерывно взаимодействуют с ИТ-инфраструктурой компании.

Постоянный рост информационной инфраструктуры и увеличение нагрузки привели к необходимости создания единой платформы управления и мониторинга всех основных аппаратных и программных комплексов для консолидации необходимой информации о сбоях и проблемах в единой точке.

Решение

Для решения задачи была выбрана компания «Ай-Теко», которая была признана победителем проведенного «Соник Дуо» тендера на создание единого центра управления ИТ-инфраструктурой компании. Критерием такого выбора стало наличие в «Ай-Теко» профессиональной команды сертифицированных специалистов и предложенное высокотехнологичное решение.

Реализация проекта проходила в три этапа. Первый этап заключался в детальном изучении сетевой и серверной инфраструктуры совместно со специалистами заказчика. На основе полученной информации был разработан согласованный макет инфраструктурной модели для основных бизнес-процессов, обеспечивающих их протекание, сервисов и задействованных информационных ресурсов.

На втором этапе проекта, в соответствии с разработанной моделью, в контур управления включены основные информационные системы, работающие на всех уровнях ИТ-инфраструктуры, от сетевых устройств до прикладного программного обеспечения и технологических процессов. Развернуты подсистемы управления и мониторинга сетевой инфраструктурой на основе HP Open View Network Node Manager. При создании подсистемы управления серверами и приложениями использовалось решение HP Open View Operations, а производительностью — на основе решений HP Open View Performance Manager и HP Open View Reporter. Подсистемы управления качеством ИТ-услуг и мониторинга технологических процессов построены на основе программных продуктов HP Open View Internet Services и I-Teco Business Observer.

В контур подсистемы управления серверами и приложениями были включены все основные системы инфраструктуры заказчика, базирующиеся на разных платформах. Администраторам системы предоставлена возможность управления и администрирования этих платформ из единой консоли. Интересной особенностью спроектированной подсистемы стала возможность мониторинга и управления приложениями, функционирующими на этих платформах. С помощью технологии интеллектуальных интегрирующих расширений (Smart Plug-In) к системе управления были подключены все основные используемые промышленные информационные системы.

Подсистема управления качеством ИТ-услуг охватила как базовые информационные услуги, такие как почтовые службы, Интернет-каналы, системные сервисы, так и информационные услуги на основе специализированного прикладного программного обеспечения: АРМы операторов диспетчерских служб, складской системы и др. При этом особое внимание уделялось обеспечению тесной вертикальной и горизонтальной интеграции управляющих приложений, их информационных потоков, агентов и рабочих мест, что и позволило рассматривать их не как отдельные приложения, а как компоненты единой системы управления.

Уже на этапе внедрения подсистема управления производительностью выявила технологические участки, требующие наращивания ресурсов: серверы, файловые системы, базы данных. Подсистема мониторинга технологических процессов обеспечила мониторинг одного из внутренних процессов биллинговой системы. Эта подсистема предоставила эффективный инструмент для оценки прохождения данных процессов в режиме реального времени и информацию для выбора направлений их оптимизации.

На завершающем этапе проекта все охваченные системой управления и мониторинга информационные сервисы и ресурсы были объединены в единую сервисно-ресурсную модель информационной инфраструктуры, которая обеспечила средства быстрого анализа проблем и зависимостей.

Общий срок реализации проекта составил около девяти месяцев.

Результаты

В результате оператор сети «МегаФон-Москва» получил единую среду мониторинга и управления информационной инфраструктурой компании, основными информационными системами и технологическими процессами. Благодаря непрерывному отслеживанию текущего состояния основных информационных систем и технологических процессов сократилось время разрешения проблем, возникающих в области ИТ, что в свою очередь позволило повысить готовность ИТ-ресурсов и сервисов и, как следствие, повысить надежность функционирования корпоративной информационной системы в целом.

Созданная система управления сетевой инфраструктурой обеспечивает контроль состояния неоднородных, территориально распределенных сетей передачи данных, автоматическое обнаружение новых объектов, построение топологии сети, построение отчетов о доступности объектов сети.

Подсистема управления сетевыми сервисами, построенная на основе методики активного мониторинга (эмуляция обращений пользователей и программных запросов к контролируемым сервисам с целью анализа их доступности, правильности ответа и времени отклика), позволяет вести контроль таких служб, как DNS, DHCP, LDAP, Интернет, почтовый сервис и многие другие. Кроме того, создаются различные отчеты о доступности и качестве работы служб, позволяющие дать объективную оценку работы подразделения ИТ.

В результате внедрения подсистемы управления серверами и приложениями была создана единая точка наблюдения, в которой консолидируется информация обо всех сбоях и проблемах и из которой доступны инструменты удаленного администрирования, помогающие их оперативно разрешить.

Подсистема управления качеством ИТ-услуг позволяет оценивать доступность, производительность, время отклика основных автоматизированных информационных систем. При этом оперативно выявляются отклонения в их работе. Это позволяет подразделению ИТ узнавать о возникших проблемах в работе этих систем не от пользователей, не получивших должного уровня обслуживания, а по предупреждающим сообщениям, заранее появившимся в операторских консолях системы управления.

Построенная подсистема мониторинга технологических и бизнес-процессов охватывает один из процессов биллинговой системы. Это позволяет наглядно оценить работу и текущее состояние процесса.

Интеграция всех управляющих подсистем и консолидация всей собранной информации в единой точке реализована с помощью единой консоли, предоставляющей доступ к данным всех подсистем HP Open View Vantage Point Java Console.

Развитие

Рост числа абонентов компании, её следование за требованиями рынка, предоставление новых услуг и сервисов, развитие инфраструктурной базы и подразделений требует постоянного совершенствования управления ИТ-инфраструктурой, как основы успешного функционирования современной высокотехнологичной компании. Использование новейших технологий управления позволяет решать такие задачи с максимальной эффективностью.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS