Игорь Цветков: Собрать полный комплекс программного обеспечения от единого поставщика становится все труднее

Игорь Цветков

На вопросы CNews отвечает Игорь Цветков, менеджер департамента консалтинга компании «Делойт».

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, определяют сегодня развитие рынка корпоративного программного обеспечения (ПО) в мире и в России?

Игорь Цветков: Прежде всего, я хотел бы отметить, что моя профессиональная деятельность связана, в основном, с банками и компаниями финансового сектора, поэтому большинство суждений, возможно, применимы именно к этому направлению.

На мой взгляд, главная тенденция как в России, так и во всем мире состоит в следующем.  Крупные компании, стремясь стать ещё более крупными, расширяют свою деятельность, в том числе за счет объединения и приобретения более мелких компаний.  В результате на рынке формируются мощные игроки, которые имеют возможность предлагать клиентам качественное обслуживание по стандартным продуктам и услугам. Но усиление конкуренции между ними приводит к тому, что набор предлагаемых продуктов и услуг становится примерно одинаковым, причем с сопоставимым качеством. Таким образом, открывается ниша для новых «мелких» компаний, которые могут и готовы предложить клиенту не стандартный набор, а то, что нужно именно ему, за счет большей специализации или, наоборот, в связи с отсутствием ограничений по индустриальному или территориальному признаку.

Это открывает новые возможности и для корпоративного программного обеспечения: спросом пользуются не только многофункциональные программные комплексы, предназначенные для работы на мощных аппаратных ресурсах, но и относительно простые системы различной функциональности, которые могут быть установлены на одном компьютере и после единовременной настройки не требуют специального администрирования.

CNews: Разработка какого рода решений, на ваш взгляд, сегодня наиболее востребована в мире? Насколько отличается ситуация в России?

Игорь Цветков: Несколько лет назад вполне эффективным для компании выглядело решение, при котором основной учет ведется в единой системе, а все функциональные приложения работают автономно, регулярно обмениваясь данными с центральной системой.  Часто для решения локальных задач использовался MS Excel, и в большинстве случаев этого было достаточно. Сейчас такие схемы ещё вполне работоспособны, но по мере развития конкуренции между компаниями растут и требования к программному обеспечению, в том числе и специализированному для каждого вида или направления деятельности.

По мере развития бизнеса потребность в специализированных системах возрастает, поэтому собрать полный комплекс программного обеспечения от единого поставщика становится всё труднее. Соответственно, увеличиваются затраты компаний не только на поддержку и администрирование программных средств, но и на обеспечение информационного взаимодействия между ними. Специалисты знают, что интегрировать можно всё, что угодно, но вопрос в том, какой ценой будет обеспечена такая интеграция.  Интерфейсы между системами по принципу «каждый с каждым» требуют больших затрат на администрирование и дополнительные проверки корректности передаваемой информации, а внедрение интеграционной платформы — это отдельный длительный и достаточно дорогой проект, который не каждая компания может себе позволить.  Поэтому наличие «встроенных» средств интеграции существенно повышает привлекательность системы.

Особенно важен этот вопрос для тех компаний, где «онлайновый» обмен информацией — вопрос не удобства, а необходимости.  Безусловно, к таким организациям относятся банки, поэтому для них наличие средств не файлового, а «онлайнового» обмена данными может рассматриваться как квалификационный критерий отбора систем.

Таким образом, на ваш вопрос можно ответить так: наиболее востребованы решения, обеспечивающие широкую функциональность (хотя бы даже по узкому направлению), возможность гибкой настройки без привлечения разработчиков и удобные с точки зрения интеграции.

CNews: Как вы оцениваете емкость российского рынка корпоративного ПО для иностранных компаний? Какие ниши остаются здесь пока относительно свободными?

Игорь Цветков: Для меня наиболее заметны изменения, происходящие в банковском направлении. С одной стороны, иностранные поставщики ПО проявляют большой интерес к нашему рынку, и все чаще компании открывают представительства в России, заключают партнерские соглашения, участвуют в тендерах или просто предлагают российским банкам свои системы. С другой стороны, меняется и отношение к ним: если раньше система от иностранного продавца заранее воспринималась как нечто сложное и неподъемное, то сейчас не только крупные, но и средние банки всерьез рассматривают возможность внедрения АБС или отдельных модулей от иностранного поставщика, несмотря на сложности с локализацией и адаптацией под требования российского учета.  Список компаний–разработчиков банковского программного обеспечения, тем или иным образом работающих в России, постоянно расширяется, и названия большинства этих компаний широко известны специалистам по данному направлению.

На мой взгляд, российский рынок программного обеспечения для компаний, предоставляющих финансовые услуги, далеко не переполнен. Но если для банков его развитие заметно, то другие направления финансового сектора охвачены достаточно слабо. В первую очередь, это относится к страховым и инвестиционным компаниям, которые сейчас имеют весьма ограниченные возможности выбора специализированного программного обеспечения.

CNews: Насколько сформировался, на ваш взгляд, российский рынок ИТ-решений для банковского и страхового секторов?

Игорь Цветков: Как я уже говорил, рынок ПО для финансового сектора находится на стадии формирования. Это весьма динамичный процесс, часто один крупный тендер может существенно изменить позиции ключевых игроков. Но это касается, в основном, крупных банков, и, соответственно, тех вендоров, которые рассчитывают на дорогостоящие контракты. Однако существуют компании-разработчики, которые завоевали свою долю рынка в предыдущие годы и сейчас придерживаются ранее разработанных моделей, адаптируя их под меняющиеся требования бизнеса. Этот сегмент рынка уже сформировался, и значительные изменения здесь происходят достаточно редко. В основном они связаны с возникновением новых центров разработки или развитием новых направлений бизнеса, которые требуют ИТ-поддержки — таких, как телефонные центры или банкоматы.

CNews: Как вы оцениваете эффективность использования ИТ банками и страховыми компаниями?

Игорь Цветков: Оценить эффективность использования ИТ достаточно трудно, особенно на рынке в целом. Насколько я знаю, большинство банков и страховых компаний стараются получить как можно больше, используя  имеющиеся решения в области ИТ. Однако возникает вопрос, что они получают в результате, сокращение расходов или сдерживание развития бизнеса. Достаточно часто встречается ситуация, когда высшие руководители относятся к ИТ исключительно как к источнику расходов и выделяют средства только в случае крайней необходимости. В результате через некоторое время и технические, и человеческие ресурсы достигают предела своих возможностей, что существенно повышает риски.

CNews: Почему именно сейчас вопрос программного обеспечения приобретает все большую актуальность для российских банков, на ваш взгляд?

Игорь Цветков: Существует несколько причин, объясняющих этот феномен. На российском банковском рынке происходит усиление конкуренции: развитие банков с государственным участием, крупные слияния, выделение специализированных розничных и инвестиционных банков. Кроме того, укрепляются позиции иностранных банков: сейчас в России действует более 30 банков, в которых 100% составляет иностранный капитал, а 10 из них входят в 40 крупнейших банков России. Соответственно, повышается требовательность клиентов к банковским услугам, и в целом спрос на них растет. Существуют и причины технологического характера: банковское программное обеспечение, внедренное 6-7 лет назад, устаревает, или просто не справляется с возросшими объемами информации. С другой стороны, развитие новых технологий также требует комплексного подхода к модернизации. Ну и, наконец, благоприятная экономическая ситуация в стране позволяет банкам вкладывать деньги в собственное будущее.

CNews: Какие изменения в отношении руководителей к банковскому и страховому ПО произошли, по вашим наблюдениям, за последнее время в России?

Игорь Цветков: Мне кажется, что за последнее время многие руководители действительно поменяли или меняют своё отношение к информационным технологиям. Я уже более 10 лет работаю в банковской отрасли и помню, как раньше не только руководители, но и все сотрудники бизнес-подразделений старательно дистанцировали себя от всего, что связано с обработкой информации и оборудованием. Сейчас многое поменялось, и, как мне кажется, руководители начинают воспринимать ИТ как средство поддержки и развития бизнеса, как возможность для создания преимущества перед конкурентами на рынке. Также следует отметить, что все большее число банков вводят в состав правления руководителя ИТ-службы.

CNews: Какие конкурентные преимущества инновационные технологии могут дать банкам и страховым компаниям?

Игорь Цветков: Прежде всего, это возможность интегрирования различных каналов обслуживания клиентов и стандартизация обработки информации, поступившей по этим каналам. Сейчас уже никого не удивляет возможность получения банковских услуг не только у операциониста в отделении банка, но и в «умном» банкомате, через интернет, или просто по телефону. Поскольку сущность операций одинакова, а меняется только их форма, то, в конечном счете, реализуются они в системе стандартным образом посредством одного набора действий. И хотя со стороны все это может показаться незначительным, в действительности это существенный прорыв, поскольку позволяет сократить количество используемых приложений, а значит и интерфейсов. В свою очередь это дает возможность существенно повысить скорость обработки информации при одновременном повышении достоверности обрабатываемых данных, не говоря уже о возможности сократить расходы на эксплуатацию.

Другое значимое преимущество — это возможность быстро внедрять новые продукты и услуги. Современные банковские системы, как правило, предлагают встроенные средства для достаточно гибкой настройки, что позволяет не прибегать к помощи разработчиков. Широкие возможности открывает и применение интернет-технологий. Сейчас для организации связи с отделением банка уже не обязательно протягивать широкий канал: многие системы включают в себя так называемый веб-браузер, который позволяет организовать полнофункциональное рабочее место операциониста, даже используя обыкновенную телефонную линию.

Отдельное внимание стоит обратить и на возможности, которые можно извлечь при использовании централизованной системы. Это ведение единого клиентского файла, единой базы счетов и проводок. Информацию о текущем состоянии счетов клиента можно получить в любой момент в любой точке представительства банка.  

CNews: С чего, на ваш взгляд, следует начать банку или страховой компании, обнаружившим, что действующий ИТ-комплекс не справляется с задачами поддержки бизнеса?

Игорь Цветков: Прежде всего, нужно понять, действительно ли требуется проводить какие-либо изменения. Выяснить это можно посредством проведения независимого аудита. Но не бухгалтерского и не ИТ, а аудита бизнеса в целом: какие цели и задачи стоят перед компанией, какие рынки и категории клиентов рассматриваются как целевые и перспективные, какие направления бизнеса планируется развивать наиболее активно, какова региональная политика. Далее следует сопоставить выявленные предпочтения, потом — выявленные предпочтения со стратегией развития бизнеса, и в заключение результаты последнего сопоставления — со стратегией развития информационных технологий. Вполне возможно, что за время, прошедшее со времени разработки этих документов, многое изменилось.

Получив ответы на стратегические вопросы, далее следует выявить, адекватны ли этим задачам существующие информационные технологии и инфраструктура в целом? В результате такого анализа вы получите понимание конкретных направлений развития или изменений в ИТ стратегии. Самое главное, чтобы первым шагом было именно осознание своей компании, её текущего положения и целей на ближайшие годы, а дальше уже можно идти разным путям. Это или разработка новой ИТ-архитектуры и её реализация, или изменения бизнес-процессов, или выбор новых решений, или доработка уже существующих.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS