Сергей Сафонов: При успешном внедрении инвестиции в системы управления окупаются за 2–3 года

Сергей Сафонов

На вопросы CNews отвечает Сергей Сафонов, директор департамента программных решений компании INLINE Technologies.

CNews: Как изменялся, по вашим наблюдениям, спрос отечественного бизнеса на управленческие системы в последние годы?

Сергей Сафонов: В начале перестройки, когда появилась возможность заниматься частной предпринимательской деятельностью, рынки сбыта в нашей стране не были насыщены. Это позволяло компаниям увеличивать обороты и прибыли за счет простого расширения и увеличения производства. Сейчас наступает этап насыщения рынков, что, естественно, приводит к росту конкуренции и как следствие — к необходимости перехода от экстенсивных к интенсивным способам развития.

Сегодня большинство руководителей и собственников предприятий приходят к идее внедрения систем управления для того, чтобы перевести свой бизнес на качественно иной уровень. При этом большинство из них считают, что нет необходимости изобретать велосипед, а целесообразнее воспользоваться уже разработанной методологией (best practices), позволяющей повысить эффективность бизнеса, в том числе сократить издержки, найти скрытые внутренние резервы, а также освоить новые рынки сбыта.

Таким образом, спрос отечественного бизнеса на управленческие системы, а точнее, потребность в таких системах, в основном формировался в течение нескольких последних лет. И с учетом перспектив развития экономики востребованность управленческих систем будет увеличиваться.

CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, стимулируют рост рынка систем управления ИТ-инфраструктурой в России?

Сергей Сафонов: Среди основных факторов, стимулирующих расширение спроса на системы управления ИТ-ресурсами, на мой взгляд, можно выделить следующие.

Во-первых, это желание высшего бизнес- и ИТ-руководства предприятия составить ясное представление о том, какова отдача от сделанных в ИТ инвестиций. И при этом — если не повысить окупаемость вложенных средств, то хотя бы гарантированно обеспечить управляемость инфраструктурой, планировать и управлять издержками. Подобная ситуация, как правило, возникает тогда, когда на предприятии уже закуплено большое количество различных программно-аппаратных сетевых и информационных систем и компонентов, которые могут работать или не работать вместе.

Во-вторых, стремление руководителей ИТ-подразделений представить свою службу не как «черный ящик», в котором исчезают деньги, а как инструмент, который помогает их зарабатывать. И тем самым поднять свой авторитет в компании. Это обусловлено профессиональным ростом руководителей ИТ-подразделений.

Еще один важный фактор — увеличение доли информационных систем в обеспечении бизнес-процессов предприятия, требующего более высокого уровня надежности, устойчивости и предсказуемости инфраструктуры.

Следует также отметить, что по мере того, как усложняется, расширяется и совершенствуется ИТ-инфраструктура российских компаний, на повестке дня оказываются вопросы, которые еще несколько лет назад не казались острыми и насущными. В основном они связаны с происходящим переходом от частных, локальных методов использования отдельных утилит для каждой конкретной операции к комплексному подходу.

С ростом компаний увеличиваются и размеры ИТ-подразделений, объемы активов, находящихся на их балансах, и географическая распределенность подразделений. В результате возрастает сложность управления, и ИТ-директора постепенно приходят к необходимости внедрения системы управления для ИТ-подразделения, которая, по сути, является аналогом ERP-системы для управления предприятием.

CNews: С какими проблемами при выборе системы управления ИТ-инфраструктурой сталкиваются сегодня российские компании?

Сергей Сафонов: Рынок систем управления ИТ-инфраструктурой в нашей стране только формируется. Он чем-то похож на рынок ERP-систем конца 90-х годов. С одной стороны, потребители осознают возрастающую сложность управления предприятием (ИТ-подразделением) и необходимость качественных изменений, с другой — у них нет четкого понимания того, что и как необходимо сделать для перехода на принципиально иной уровень. Потребители советуются друг с другом, изучают рынок, но поставщиков, которые могли бы квалифицированно ответить на их вопросы, пока еще недостаточно.

Вендоры и системные интеграторы предлагают множество разных решений. Все они красиво оформлены, и каждое обещает полную автоматизацию. Однако реально успешных внедрений мало — значительно больше, к сожалению, негативных отзывов.

Парадоксально, но вендоры и системные интеграторы в большинстве своем не имеют необходимого опыта и знаний для реализации действительно комплексных проектов в области управления ИТ-инфраструктурой. «Комплексные» означает «начиная от разработки ИТ-стратегии, различных процессов управления финансами, проектами, системами, персоналом и пр. и заканчивая внедрением процессов и технологий, включая выстраивание процессов и механизмов совершенствования ИТ организации».

Иностранные консультанты и интеграторы все еще с трудом работают в России. Во-первых, у них мало русскоговорящих специалистов, а привлечение российских инженеров в силу культурных, языковых, профессиональных и экономических различий не приносит положительных результатов. Во-вторых, западные методики сильно ориентируются на стоимость персонала. А данный подход в России практически не дает ожидаемой отдачи от внедрения систем управления. Кроме этого, мало российских заказчиков, готовых к консалтингу в области ИТ. Немногие понимают, что успех любого проекта в значительной степени зависит от организованности и зрелости самого заказчика, от его готовности к проектно-ориентированным отношениям.

CNews: Какие ресурсы, на ваш взгляд, целесообразнее задействовать при внедрении и поддержке системы управления ИТ-инфраструктурой (собственный ИТ-отдел, сторонние компании)?

Сергей Сафонов: При рассмотрении вопроса о внедрении системы управления ИТ-инфраструктурой и методики ее реализации необходимо прежде всего обозначить цели, которые предполагается достичь, и определить границы внедрения. Исходя из этого, можно выбирать и методику внедрения, и команду, и инструменты.

Сразу скажу, что не следует делать выбор системы управления, основываясь на бесплатном пилотном проекте, который предлагает вендор или системный интегратор. Также не следует поручать собственным специалистам разбираться с функциональностью системы и определять ее полезность.

Среди ИТ-руководителей предприятий бытует ошибочное мнение: поскольку ИТ-подразделение — это не компания, а серверы и информационные системы — не люди и не материалы, можно быстро установить новую программу и сразу понять, насколько она лучше предыдущей. А раз так, то и системный интегратор, предлагающий решение, должен сделать «пилот» бесплатно. Ну а если нет — собственный ИТ-отдел сам разберется с новым ПО и скажет, годится оно или нет.

В первом случае вендор или системный интегратор покажет «веселые картинки» — заранее сделанную демонстрацию с ограниченной функциональностью и только с тем, что безусловно работает. Но поскольку каждая компания уникальна, то при попытке внедрить демонстрационный продукт выяснится масса деталей, которые в конечном счете не позволят успешно эксплуатировать систему управления. Как показывает опыт, в 95% случаев это приводит не только к потере денег, но что еще хуже — к потере времени. К моменту осознания того, что демонстрационный продукт неэффективен, пройдет как минимум год.

При оценке системы управления информационными ресурсами собственным ИТ-отделом предприятия нередко возникнет сопротивление сотрудников данного отдела. ИТ-специалисты, в том числе системные администраторы, привыкают работать с определенными инструментами. Однако это вовсе не означает, что именно эти инструменты оптимальны, а действия сотрудников — наилучшие из возможных.

Хочу подчеркнуть, что так же, как ERP-системы, системы управления информационными ресурсами имеют свойство, весьма востребованное руководителями и не слишком ценимое исполнителями, — они повышают прозрачность работы. Становится ясной общая структура выполняемых процессов, а вместе с этим — вклад и ошибки каждого сотрудника. Приятное ощущение незаменимости исчезает, а сокровенное знание о том, «как все это сделано», оказывается легко отчуждаемым. Поэтому вряд ли можно ожидать от персонала страстного желания внедрять то, что приведет к потере его значимости.

Правильным подходом к внедрению систем управления ИТ-инфраструктурой и ИТ-подразделением является привлечение системного интегратора, который проведет серьезную предпроектную подготовку и, основываясь на анализе ресурсов и потребностей заказчика, предложит необходимую функциональность, затем разработает план постепенного внедрения новых функций и инструментов. Реализация каждого этапа должна сопровождаться одновременным изменением бизнес-процессов ИТ-подразделения, регламентов работы сотрудников и соответствующим обучением. Все внедрение целесообразно разбить на значимые этапы, по окончании которых заказчик должен увидеть реальную пользу от внедрения новых модулей системы, а интегратор — проанализировать результаты и внести соответствующие коррективы в следующие этапы.

CNews: Как вы оцениваете эффективность инвестиций в управленческие приложения сегодня?

Сергей Сафонов: Внедрение управленческих систем позволяет компаниям повысить управляемость, сократить издержки и найти новые способы получения прибыли. Анализ успешных внедрений показывает, что производственные компании получают возможность существенно повысить оборачиваемость активов, сократить затраты, повысить эффективность работы сотрудников. Если внедрение успешно, инвестиции в системы управления, как правило, окупаются в течение 2–3 лет.

На мой взгляд, инвестиции в различные системы управления будут расти, поскольку в силу исторических и культурных особенностей процессы менеджмента на наших предприятиях сопровождаются значительными издержками.

Однако эти инвестиции принесут отдачу только в том случае, если будут делаться обдуманно, с привлечением квалифицированных партнеров — интеграторов, при обязательном постоянном контроле высшего руководства или собственника компании-заказчика.

CNews: Какие из своих последних проектов по внедрению управленческих систем вы могли бы выделить особо?

Сергей Сафонов: Наш основной заказчик — ИТ-подразделения крупных компаний. Именно для них предназначены наши управленческие решения. Мы предоставляем полный спектр услуг, начиная от разработки ИТ-стратегии и методов трансформации ИТ-подразделения из затратного в прибыльное, и заканчивая проектированием, внедрением и сервисным обслуживанием решений в области сетевых, серверных и программных технологий.

Например, сейчас в стадии опытной эксплуатации находится проект по улучшению системы информационной безопасности для одного из крупнейших российских банков с разветвленной филиальной сетью. Мы провели обследование организационной структуры, процессов и инфраструктуры банка, определили места, в которых необходимо или возможно повышение безопасности, предложили комплекс решений и долгосрочных мероприятий.

В рамках реализации одного из этапов проекта нами впервые в России было реализовано решение по интеграции компонентов информационной безопасности на сетевом, аппаратном и программном уровнях. В результате заказчик получил централизованную систему мониторинга и управления всеми компонентами ИТ-инфраструктуры с точки зрения информационной безопасности. Данная система обеспечивает автоматизацию и контроль исполнения политик безопасности банка; значительно снижает количество ошибок и потенциальных угроз, связанных с человеческим фактором; повышает удобство работы конечных пользователей с информационными системами и позволяет открыть новые сервисы без угрозы для информационной безопасности.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS