Сергей Кошелев: При выборе ПО корпоративные заказчики большое внимание уделяют вопросам «истории» продукта и его производителя

Сергей Кошелев

На вопросы СNews ответил Сергей Кошелев, директор департамента корпоративных информационных систем компании «Открытые Технологии».

СNews: Какие тенденции доминировали, по вашим наблюдениям, на российском рынке корпоративного ПО в последнее время? Какие из них считаются ключевыми сегодня?

Сергей Кошелев: Объем рынка корпоративного программного обеспечения (ПО) в России настолько велик, динамичен и интересен, что периодическое появление новых тенденций здесь можно считать одной из его характерных черт. Если все же говорить конкретно, то среди может быть и не новых, но доминирующих тенденций можно отметить ту, к которой оказалась причастна компания «Открытые Технологии», и которая вызывает, с моей точки зрения, наибольший интерес у всех участников рынка корпоративного ПО. Это тенденция реализации комплексных проектов, когда внедрение корпоративного ПО заказчики неразрывно связывают с построением новой технической архитектуры, осуществлением масштабных организационных изменений, созданием системы обучения и поддержки пользователей и т.п. Кроме того, комплексность проектов зачастую связывается с устранением «территориальной лоскутности» ПО, вызванной географическим распределением объектов автоматизации. В основе таких тенденций лежит, в первую очередь, бурное развитие технических средств коммуникации, позволяющих реализовывать подобные решения, а также достижение определенного уровня стабильности экономики, когда становится возможным планировать комплексные проекты внедрения корпоративного ПО, длительностью в несколько лет, с привлечением огромного числа ресурсов. Отмечу и постоянное стремление корпоративных заказчиков привести к единым стандартам не только средства вычислительной техники, но и принципы учета и управления.

Подготовиться к предложению комплексных услуг по внедрению корпоративного ПО нельзя «вдруг» или, как часто бывало в практике российских консалтинговых компаний — после того как подписан контракт. Подготовка подобных предложений должна быть тщательно спланирована и требует нескольких лет. Нужно опираться на методологические принципы, иметь стабильные отношения с субподрядчиками, отлаженный механизм проектного обеспечения и, что, пожалуй, самое сложное, держать штат высококвалифицированных менеджеров.

СNews: Какого рода программные продукты, на ваш взгляд, наиболее востребованы российским корпоративным заказчиком в настоящий момент?

Сергей Кошелев: Востребованы, в первую очередь, те продукты, которые соответствуют современным технологиям и возможностям последних достижений технических средств хранения, передачи и обработки данных. Немаловажным являются требования к обеспечению их информационной безопасности и надежности. Поэтому при выборе программных продуктов корпоративные заказчики большое внимание уделяют вопросам «истории» продукта и его производителя, которые отражают динамику «реагирования» на развитие аппаратного обеспечения. По-прежнему остаются актуальными продукты, обеспечивающие модульный подход к их внедрению. Разница между продуктами существует в условиях продажи, обслуживания и эксплуатации. В практике приходилось быть свидетелем, когда заказчик говорит именно о требованиях к конечному результату, а не требованиях к пути его достижения. Поэтому можно отметить, что наиболее востребованным является тот программный продукт, который, отвечая современным техническим требованиям, не вызывает сомнений с точки зрения перспектив развития и поддержки.

СNews: Насколько быстро и кардинально меняются потребности российского бизнеса в управленческом ПО?

Сергей Кошелев: Потребности в управленческом ПО меняются очень быстро. Принципиально новые потребности появляются вслед за результатами в области автоматизации бизнеса. Вспомним, с чего начиналась история современных ERP-систем: с банального по сегодняшним меркам учета хозяйственных операций. А что позволяют современные системы? А если к росту потребности в новых функциональных возможностях еще добавить новые технологии, то становится понятно, что рост потребностей бизнеса отнюдь не линеен. Практика компании «Открытые Технологии» позволяет говорить о том, что изменения потребностей бизнеса может происходить по самым различным причинам. Иногда заказчик оказывается «спровоцирован» возможностями компьютерной техники, иногда это требования, без реализации которых дальнейшее развитие бизнеса просто не возможно. При этом чем масштабнее проект, тем выше вероятность пересмотра потребностей: управленческая вертикаль, порождающая новые требования, гораздо глубже управленческой вертикали, принимающей решения о выборе ПО.

СNews: Как вы оцениваете емкость российского рынка ERP-систем в настоящий момент?

Сергей Кошелев: Сложный вопрос. При оценке показателей деятельности компании «Открытые Технологии» мы всегда делаем оговорку, связанную с продажей лицензий для группы компаний «Связьинвест». Тогда объем одной сделки превысил в 20 раз объем всего российского рынка систем для управления учета, сделанный компанией IDC в 1998 году. Сегодня есть различные оценки, которые варьируются от 75 до 250 млн. долларов в год. При этом очень многие сходятся на оценке ежегодного роста рынка — 25%. И это оценки, которые не включают стоимость услуг по внедрению. Нет сомнений, что это далеко не предел и что прецедент масштаба «Связьинвест» — это только начало череды гипер-проектов.

СNews: Как часто вы сталкиваетесь с наличием сформулированной стратегии развития ИТ-систем в российских компаниях? Насколько частым явлением продолжают оставаться спорадические проекты?

Сергей Кошелев: В абсолютном большинстве случаев формирование стратегии развития ИТ-системы в российских компаниях связано с ее же созданием или внедрением. Мне пока не удалось быть свидетелем ситуации, когда серьезные стратегии ИТ-систем создавались одновременно со стратегиями построения бизнеса. Причины понятны. Но то, что стратегия ИТ-систем создается вместе или, как минимум, вслед за стратегией развития бизнеса — это уже почти правило. При этом серьезность стратегии вызвана масштабом создаваемой или внедряемой системы, что тоже естественно: заказчик хочет быть уверен, что предстоящие вложения будут эффективны. Спорадический проект, реализуемый в рамках одного или нескольких подразделений одной компании — это уже большая редкость и, как правило, он связан с серьезными проблемами в управлении бизнесом в целом, чем с проблемой ИТ-стратегии.

СNews: Как бы вы оценили эффективность инвестиций в корпоративные системы сегодня?

Если быть кратким, то эффективность инвестиций в корпоративные системы подтверждается фактом существования бизнеса в будущем. Или другим словами — без инвестиций в корпоративные системы будущее бизнеса не возможно. Эффект дает не корпоративная система, а бизнес, который использует возможности корпоративной системы. А вот отсутствие вложений не принесет прибыли однозначно.
Я считаю, что оценка эффективности инвестиций в корпоративные системы должна стать для каждого руководителя ключевым критерием при решении о выборе системы. При этом надо смотреть на достигаемый эффект как можно шире: начиная от получения финансовой прибыли и заканчивая созданием положительного имиджа высокотехнологичной и успешной компании, использующей современные средства управления бизнесом.

СNews: Какие из проектов компании «Открытые Технологии» в области ИТ-консалтинга за последнее время вы могли бы выделить как наиболее интересные?

Сергей Кошелев: Для нас ключевым проектом является проект внедрения единой системы управления предприятием на базе Oracle e-Business Suite для группы компаний «Связьинвест». Проект требует от нас полной отдачи и проявления высокой профессиональный активности. В первую очередь, это касается создания уникальной системы управления проектом. Объединение различных проектов в единые программы, создание многоуровневых структур планирования и контроля, организация взаимодействия между различными направлениями и структурами проектов и много другое стало реальными задачами. Теперь это наша ежедневная работа. И мы прекрасно отдаем себе отчет, что приобретаем опыт, которого в нашей стране больше ни у кого нет, и что полученный опыт будет обязательно востребован. Для многих участников проекта это является основным мотивирующим фактором.

СNews: Каковы планы «Открытых Технологий» по развитию бизнеса и диверсификации предложения российскому корпоративному заказчику в ближайшие годы?

Сергей Кошелев: Наши планы тесно связаны с реализацией проекта для группы компаний «Связьинвест». Мы уже ощущаем реальный интерес российских корпоративных заказчиков к тому опыту, который накоплен нами в процессе реализации проекта. Мне уже не раз приходилось видеть неподдельное удивление на лицах потенциальных заказчиков, когда, рассказывая о подходе к реализации проекта «Связьинвест», мы не оставляли ни одного открытого вопроса, предлагая несколько вариантов решения поставленных задач, сопровождая каждое из решений всесторонней оценкой преимуществ и недостатков. Это именно тот опыт, который позволяет нам уверенно смотреть в будущее. Мы не видим ограничений, связанных с реализацией в одной конкретной отрасли. Наоборот, ключевые компетенции, с которыми мы выходим на рынок, связаны с организацией управления гипер-проектами, включающими реальные решения комплексного характера. В числе наших потенциальных заказчиков мы видим крупные холдинговые структуры России и ближнего зарубежья, государственные структуры и предприятия, крупные транспортные и энергетические компании, сервисные, страховые и другие компании, имеющие распределенную структуру, охватывающую всю страну.

СNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS