Кирилл Тюхтиков: Потребители корпоративных систем часто переоценивают свои возможности

Кирилл Тюхтиков

На вопросы CNews отвечает Кирилл Тюхтиков управляющий директор Pba.

CNews: Какова, на ваш взгляд, динамика развития рынка корпоративного ПО в России в последние годы? Какие тенденции доминируют сегодня, по вашим наблюдениям, в этом сегменте?

Кирилл Тюхтиков: На сегодняшний день динамика рынка, конечно же, позитивная. Верится в то, что рост российского рынка корпоративного ПО превышает мировой примерно в два раза. Тому есть логичное объяснение. Растет экономика, а вместе с ней потребность компаний в информационных технологиях. Приток нефтедолларов в Россию стимулирует полноту удовлетворения потребностей предприятий в системах управления, каковым является в своей основе корпоративное ПО.

Важнее отметить некоторые тенденции, доминирующие на рынке. Очевидно, что на сегодняшний день доминирует импорт управленческого ПО, это, в основном, известные бренды. Такая тенденция сохранится несмотря на то, что эти решения заранее более масштабны, и в связи с этим более дороги, чем решения российских производителей. Видимо, перенасыщенность свободными средствами позволяет сегодняшним руководителям устремлять свои интересы в сторону более совершенного, хотя и более финансово емкого ПО.

По мнению наших специалистов, наблюдается фактически конец эры так называемых «самодельных» систем. Все большее число руководителей понимают, что гораздо эффективнее применять решения, использующие лучшие российские или международные практики управления. Все меньше предприятий рискуют остаться один на один с индивидуальными разработками, со слабо сопровождаемыми решениями собственных специалистов.

Нужно отметить, что все потребности, связанные с применением информационных технологий в управлении, с применением корпоративных систем, стали более осознанными. Все большее число управленцев на типовом крупном промышленном предприятии вовлечены в процесс осознания целесообразности применения или неприменения, и, соответственно, выбора того или иного решения. Уже не только ИТ-менеджеры отвечают за выбор тех или иных платформ и подходов к управлению, но и менеджеры функциональных подразделений. Более того, все чаще первые лица предприятий осознают необходимость применения ПО для своих целей.

Российский корпоративный сектор все чаще предпринимает попытки, не всегда, может быть, осознанные, иногда импульсивные, иногда просто стереотипные предварительной оценки эффективности потенциальных проектов. Хотя не секрет, что технико-экономическое обоснование потенциального проекта—достаточно сложная задача, и мало кому удалось и удается на сегодняшний день действительно посчитать потенциальный экономический эффект от инвестиций в информационные технологии для решения конкретных задач.

Налицо желание клиента осознать целесообразность проекта, стремление понять, что она измеряется в отдаче от инвестиций в технологии, в корпоративные системы. Эти попытки предпринимаются все чаще, и все чаще, в связи с этим, консультанты, предлагающие свои услуги рынку, вынуждены отвечать на соответствующие вопросы заказчика и аргументировать попытками расчетов экономический эффект от применения предлагаемых платформ и решений.

Нужно отметить, что на сегодняшний день потенциальные заказчики становятся менее доверчивыми. Де-факто это выражается в том, что все большее число положительных решений по выбору подрядчиков систем и платформ основаны на успешном опыте применения таких решений на рынке. Не всегда имидж производителя, формальная квалификация консультанта играют решающую роль в данном процессе. Все чаше практикуются так называемые референс-визиты, когда руководство компании знакомится с успешным опытом эксплуатации того или иного решения. В этом смысле можно констатировать повышение осознанности подхода к выбору решения для автоматизации.

Необходимо также сказать, что рынок корпоративного ПО растет еще и в своих составляющих. На сегодняшний день наиболее содержательными и наиболее проработанными становятся не только потребности управления финансами, материальными потоками, но и узкоспециализированные потребности, связанные с управлением конкретным производством в конкретной отрасли, с управлением техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, с управлением имуществом и автотранспортом. Диверсификация потребностей внутри самого рынка делает его развитие более осознанным, и, так или иначе, подтверждает то, что рынок растет, и растет на сегодняшний день более интеллектуально, чем ранее.

CNews: Какого рода программные продукты наиболее востребованы российским корпоративным заказчиком в настоящий момент?

Кирилл Тюхтиков: Наверное, лучше говорить не о конкретных продуктах, а о наборе целей или мотивов, в соответствии с которыми эти продукты потребляются.

Многие предприятия приобретают информационные решения для упорядочения и централизации своего бизнеса. Это обычно присуще вновь образованным, образующимся или реформируемым холдинговым компаниям с вертикальной структурой. В данном случае автоматизация позволяет осуществить сбор, унификацию и консолидацию данных и процессов, организовать жесткое подчинение центральному управлению основных потоков, дающих стоимость, например, закупок и продаж, упорядочить основные процессы, жизненно важные для бизнеса, например, управление ремонтом основного оборудования. Это особенно важно, если речь идет о холдинге, состоящем из промышленных предприятий, где каждая производственная установка стоит существенных денег, и ее отказ является заметным и очень болезненным. Поэтому задача централизации управляемых процессов — это один из стимулов для выбора решений.

Еще один сегмент решений направлен на повышение эффективности продаж. В основном это касается компаний, которые делают ставку на повышение эффективности своей сбытовой части, и может быть связано как с открытием региональных представительств, так и с необходимостью ускорить доставку продукта к конечному заказчику. Так или иначе, выбираются решения, автоматизирующие эти процессы. Это потребность в системах управления отношениями с клиентами (CRM), иногда с акцентом на инструменты поддержки мобильных продаж, а также решениях по управлению цепочками поставок (SCM).

Еще одной достаточно ярко выраженной движущей силой в применении информационных технологий является желание снижения операционных затрат. Привычная, казалось бы, задача становится сегодня все более осознанной и актуальной для управленцев. Выражается это в том, что все большее количество заказчиков применяют известные общемировые методики управления затратами и по видам деятельности, и по местам возникновения затрат, и по видам продукции, и по центрам ответственности. А для любого рода вновь образованной структуры, представляющей собой более чем одно юридическое лицо, рано или поздно встает задача консолидации и анализа данных о затратах, которые рождаются на объектах производства, или на объектах продаж, которые могут быть территориально и юридически удаленными.

Не всегда такого рода информационные решения решают задачу лишь сбора информации. Часто процесс консолидации данных становится высоко интеллектуальным, аналитическим. Решения по интеграции данных, процессов, людей пока еще в начале своего пути на этом рынке, но, так или иначе, потребность в них видна, и соответствующие технологии могут быть выделены в определенный класс.

CNews: Вы поставляете на отечественный рынок как западные, так и российские системы управления ресурсами. Какие преимущества и недостатки вы отмечаете в продуктах российской разработки?

Кирилл Тюхтиков: Начать следует с преимуществ, которые получает бизнес, приобретая российские продукты. Во-первых, это контакт с разработчиками и влияние на вендора. В случае выбора отечественного решения, предприятие может относительно легко получить доступ к первоисточнику, к месту рождения продукта. В этом случае оно имеет преимущества, например, возможность функциональной ориентации решения «под себя», что часто невозможно получить при простом использовании «универсального» продукта.

Во-вторых, любой заказчик понимает, что наличие партнера в собственном городе позволяет с гораздо меньшим риском, с гораздо большей вероятностью и скоростью решить любую проблему или задачу, нежели работая с партнером, находящимся только в Москве, или, тем более, не представленным в России. Таким образом, партнерская сеть, которая у российских производителей развита в основе своей сильней, чем у компаний, продвигающих зарубежные решения, конечно, влияет на выбор во многих случаях российских продуктов.

В-третьих, продукты российских разработчиков до сих пор имеют имидж легче и быстрее внедряемых, чем западные. Зная рынок изнутри, могу сказать, что это во многом заблуждение, но, так или иначе, подобный имидж, скорее всего является маркетинговым и рыночным преимуществом отечественных решений.

Далее, достаточно значимым аргументом в пользу российского ПО являются невысокая стоимость персонала, внедряющего и эксплуатирующего продукт, и риск потери этого персонала. Дело в том, что рынок специалистов, занимающихся внедрением западных корпоративных систем управления, достаточно прозрачен и узок. В этом смысле очень велик риск их переходов из компании в компанию, и, таким образом, процесс удержания и развития специалистов становится очень дорогим.

Кроме того, немаловажную роль играют такие простые вещи, как более очевидное соответствие интерфейса и функциональности отечественного продукта «российской специфике», которая в большинстве случаев в основном является типовыми фискальными требованиями российского предприятия.

Конечно, многие до сих пор выбирают российские продукты по причине их более низкой стоимости. И я думаю, что этот выбор обусловлен тем, что, несмотря на присутствие роста в экономике, сама по себе производительность труда в России существенно ниже, чем в западных странах. Поэтому свободные средства, которые предприятия реально могут вкладывать не в развитие основного производства, а в развитие поддерживающих его направлений, каковыми являются ИТ, объективно ограничены.

Среди недостатков, в первую очередь, надо отметить имидж. Во-первых, одним из мотивов выбора иностранного решения является повышение инвестиционной привлекательности предприятия. Одним из способов привлечения инвестора, одним из способов его успокоения или демонстрации стабильности и прозрачности предприятия, является «использование лучших западных практик» в управлении в форме наличия западных информационных систем. Во-вторых, часто применение иностранных решений работает как способ реализации карьерных амбиций менеджеров. Не секрет, что проекты внедрения западных систем, что называется, на слуху, они более масштабны, что повышает статус ИТ-менеджеров, за них ответственных.

Что касается самих российских продуктов, то, конечно, необходимо отметить ограниченность их функциональности. Недостатком продуктов российских производителей, является отсутствие, к сожалению, достаточно большого числа функций, причем во всех аспектах автоматизации управления, в основном, связанных с планированием ресурсов и потребностей. Это касается как базовых процессов вроде закупок, продаж, финансов, так и более сложных и специализированных процессов, таких как планирование основного производства, планирование ремонта основного оборудования, планирование загрузки мощностей и др.

Кроме того, недостатком программных решений, произведенных в России, является способ реализации в них функциональности для решения базовых, например, логистических задач. Западные аналоги включают в большинстве случаев многолетний опыт внедрения на многих предприятиях в условиях разноплановых экономик различных стран, чем не могут похвастаться российские продукты.

CNews: Насколько велико, из вашей практики, число проектов по интеграции западного и российского ПО в рамках компании? Можно ли говорить о заинтересованности российского корпоративного заказчика в подобных решениях?

Кирилл Тюхтиков: Не могу сказать, что таких проектов много, но они есть. Можно отметить несколько проектов, которые в различной степени касаются одного из наших заказчиков—холдинга ТНК-BР. В качестве первого примера можно привести совместное использование двух ЕRP-подобных систем SAP и Парус, когда интеграция в одном кусте сервисных предприятий холдинга была осуществлена на уровне основных данных, т.е. на уровне словарей. Другим примером такой интеграции может служить проект по созданию интерфейса сбора первичных данных из всех учетных систем холдинга ТНК-BР и систем нижнего уровня для подготовки финансовой отчетности холдинга.

Чаще всего в таких проектах присутствует мотив рациональности. Рациональности в инвестициях, в рисках, во времени, и т.п. На примере ТНК-BР фактически можно констатировать, что для решения задач управления процессами нижнего уровня, учетными процессами, используется система российского производителя — Корпорации «Парус». Для решения задач планирования, финансового управления на уровне компании, т.е. для решения важных задач, а также для управления основным производством нефтяной компании — добычей—применяется в основном система SAP.

Интеграция западного и российского ПО в рамках компании на сегодняшний день, как мне кажется, присутствует в двух ипостасях. Первый вид я бы назвал вертикальной интеграцией, когда одна из систем является системой нижнего уровня, а вторая использует данные из первой. Примером могут быть западная аналитическая система и российская учетная система. Таких проектов уже много, и их становится больше — это достаточно привычная конфигурация.

Более сложное, и менее часто встречающееся решение — это горизонтальная конфигурация, когда различные направления деятельности предприятия, например закупки/продажи, производство и финансы закрываются системами различных производителей и разными платформами, одна из которых иностранная, другая российская. В этом случае интеграция становится несколько сложнее, но осознанность такого выбора обычно обоснована тем, что западный продукт или один из двух продуктов наиболее четко и полно соответствует конкретной специфике управления конкретным процессом. Нужно сказать, что такой рынок есть, но с точки зрения объема и темпов роста, он скорее потенциальный.

CNews: Какого рода интеграционные инструменты сегодня наиболее востребованы на российском рынке, по вашим данным?

Кирилл Тюхтиков: На сегодняшний день активно продвигается идея бесшовной интеграции как на уровне основных данных из разнородных систем, так и на уровне работы с ними, а также на уровне людей, общих интерфейсов и процессов. Можно привести пример компании-производителя SAP AG, которая предлагает интеграционные решения на платформе NetWeaver. Они, в общем, закрывают все основные вопросы, связанные с интеграцией разнородных программных сред.

Несмотря на то, что данный вопрос постоянно на слуху, а сама тема активно внедряется в головы руководителей предприятий и руководителей их информационных служб, чаще всего на практике встречаются стандартные средства интеграции. Обычно это либо разовые индивидуальные заказные разработки, либо штатные возможности самих систем, которые сводятся к экспорту-импорту данных из системы в систему, либо к каким-то формам их репликации.

Объяснение может быть очень простым. Масштабы процессов, требующих интеграции разнородного ПО, пока не настолько велики, а сами процессы не настолько значимы, чтобы потеря управления ими была заметна для предприятия, насколько дороги потенциальные вложения в современные промышленные инструменты интеграции, которые предлагаются на рынке.

CNews: Насколько часто вы сталкиваетесь с наличием сформулированной стратегии развития ИТ-систем в российских компаниях? Можно ли говорить о том, что отечественные игроки все реже прибегают к спорадическим проектам?

Кирилл Тюхтиков: Необходимо отметить, что спорадических проектов все меньше. Все чаще предпринимаются попытки создания документов, напоминающих ИТ-стратегии. Кроме того, чаще, чем раньше, эти попытки предпринимаются менеджерами внутри предприятия без привлечения внешних консультантов. Рано или поздно возникают документы, утверждаемые в статусе стратегий, включающие в себя проектные решения по ИТ-инфраструктуре предприятия, которые составляют основу для выбора платформы и подрядчика для внедрения информационного решения.

Упорядоченные и структурированные процессы значительно снижают риски консультационных компаний, занимающихся внедрением информационных систем.

В связи с тем, что сегодня все чаше встречается наличие у компаний плана, стратегии, можно говорить, что осознанное желание получить конкретный результат проекта выше, чем раньше.

CNews: Как можно оценить эффективность инвестиций в корпоративные системы сегодня? Они чаще избыточны или недостаточны, на ваш взгляд?

Кирилл Тюхтиков: Вопрос эффективности инвестиций в ИТ достаточно сложный и является как раз тем вопросом, который встает перед любым руководителем, когда ему приносят бюджет ИТ на утверждение. Я склонен думать, что сегодня оценить в цифрах эффективность инвестиций в конкретный информационный проект достаточно сложно. Возможным представляется следующий способ оценки. Необходимо вычленить из цепочки создания стоимости предприятия несколько ключевых «мест», где можно точечно измерить эффективность деятельности. Для сравнения эффективности бизнеса до и после проекта надо просто оценить её в фиксированном наборе этих ключевых точек. Пытаться посчитать время возврата инвестиций в автоматизацию холдинга, распределенного по территории огромной страны, «в общем», я думаю, практически нереально.

Что касается того, насколько «в среднем» (если можно так сказать) избыточны или недостаточны инвестиции в ИТ-проект, то я думаю, что часто присутствует избыточность при оценке предприятиями своих потребностей (т.е. их переоценка). Таким образом, система выбирается с избыточными функциональностью и другими потребительскими характеристиками, что сильно влияет на ее стоимость.

Недостаточность, к сожалению, тоже присутствует, но немного в другом ракурсе. Часто предприятия за сложностью или красотой функциональности приобретаемой системы, забывают о том, что проекты выполняются людьми, и часто недостаточность инвестиций сказывается на том, что предприятие не располагает достаточными ресурсами собственных специалистов, не вполне подготовлено к тому, чтобы систему внедрить, эксплуатировать и сопровождать вне зависимости от вендора или подрядчика. Зависимость предприятия после внедрения решения от внешних консультантов как раз влияет на экономическую эффективность, поскольку применение инструмента должно быть самостоятельным, и предприятие должно быть в состоянии этот инструмент поддерживать и развивать.

CNews: Какие из своих проектов в области ИТ-консалтинга за последнее время вы могли бы выделить как наиболее интересные?

Кирилл Тюхтиков: Можно отметить достаточно интересный проект по автоматизации Орского нефтеперерабатывающего завода. Интересен он тем, что, несмотря на построение достаточно типовой системы, когда была автоматизирована логистика, управление финансами и договорная деятельность, система была запущена в продуктивную эксплуатацию за два с половиной месяца при том, что количество пользователей приближалось в двумстам.

Из консалтинговых проектов можно отметить проект по разработке единой номенклатурно-справочной информации, который мы завершаем в холдинге «ЕВРОЦЕМЕНТ Груп». Проект, представлявший изначально достаточно типовую управленческую задачу, привел к тому, что менеджеры многих бизнес-направлений холдинга переосмыслили свои подходы к управлению процессами. Это сильно повысило статус проекта.

Необходимо вспомнить проект, когда удалось создать универсальный интерфейс по сбору первичных данных по всем предприятиям ТНК-BP из учетных систем для консолидации их в Москве и решения задачи по закрытию учетных периодов не позднее шестого числа каждого календарного месяца, следующего за расчетным. Это красивое решение, которое сейчас работает в масштабах России.

Из текущих проектов можно отметить процесс автоматизации производственных предприятий холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ Груп»—цементных заводов, которых на сегодняшний день уже более полутора десятков. Интерес проекта заключается в том, что «конвейерно» применяется типовое проектное решение, которое себя полностью оправдало. Удалось существенно снизить длительность проекта и вводить в эксплуатацию завод за заводом в пределах трех месяцев с «нуля» и до запуска системы в продуктивную эксплуатацию.

Также можно упомянуть масштабный региональный проект, в результате которого около двух десятков территориально распределенных предприятий из двух регионов — Оренбургского и Саратовского, которые относятся к кусту сервисных предприятий холдинга ТНК-BP, удалось собрать в единое информационное пространство, переведя все предприятия с разнородных систем на единую с общей базой данных и одновременно внедрив единые корпоративные учетные принципы ОАО ТНК-BP.

CNews: Каковы ваши планы по развитию бизнеса и диверсификации предложения российскому корпоративному заказчику в ближайшие годы?

Кирилл Тюхтиков: Я назову несколько направлений, на которых мы пытаемся акцентировать свое внимание. Во-первых, это неоднородные или рациональные системы, то есть направление интеграции разнородных решений и разнородных программных платформ. Все в большем числе предприятий находит отклик и понимание целесообразность применения подобных решений.

Во-вторых, поскольку на сегодняшний день можно констатировать, что рынок практически насыщен базовыми программными решениями, и все базовые информационные потребности того сегмента рынка средних и крупных предприятий, с которыми мы работаем, удовлетворены (я имею в виду логистику и управление финансами), мы стараемся предлагать проекты, которые связаны с удовлетворением специфических потребностей. Это управление автотранспортом, управление имуществом компании, это управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования.

Третье направление, которое можно выделить—аналитические системы — то, что называется business intelligence. Сюда подпадают решения по созданию хранилищ данных, систем анализа, т.е. «надстроек» над ERP или ERP-подобными транзакционными системами.

Кроме того, у нас начинает развиваться направление автоматизированных решений по электронному управлению документами, деловыми процессами и потоками работ. Этот сегмент рынка меньше развит, но в то же время быстрее растет, чем рынок ERP-подобного программного обеспечения, и поэтому мы возлагаем надежды, в том числе, на этот сектор.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS