Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

Российские заказчики перестали откладывать BI-проекты «на потом»

Российские заказчики перестали откладывать BI-проекты «на потом»Если еще год назад аналитики CNews, характеризуя рынок систем Business Intelligence, говорили о нем как об относительно молодом и понемногу растущем, то в 2006 г., похоже, все-таки случился давно ожидаемый прорыв. По крайней мере, с точки зрения востребованности решений российскими заказчиками.

Россия: BI-системы — в первой тройке востребованных решений

По данным исследования CNews Analytics, системы бизнес-аналитики на российском рынке перешли в 2006 году в категорию наиболее востребованных (после ERP и CRM) решений. О том, что российские заказчики демонстрировали в течение года практический интерес к использованию данных решений, говорят 47,6% респондентов.

Только 4,76% опрошенных CNews Analytics считают, что отечественным заказчикам пока не до решений в области бизнес-аналитики, поскольку они сосредоточены на других приоритетных задачах.

«Фактически BI-системы становятся платформой консолидации, обеспечивающей интеграцию огромного количества приложений, каждое из которых в отдельности управляет каким-то ресурсом, — отметил в беседе с CNews управляющий директор Sterling Integration Александр Антипов. — Именно BI-приложения становятся настольными программами руководителей высшего звена. Сегодня зачастую внедрение BI опережает или идет в ногу с другими проектами, да и 10 лет назад были случаи, когда ИТ-проекты начинали именно с BI».

Большая доля респондентов CNews Analytics (61,9%) считает, что отечественная экономика подошла к моменту, когда заказчики интересно приобретение подобных решений. Треть респондентов уверены в том, что, несмотря на интерес российского бизнеса к BI, эти системы пока используются не столь активно, как на Западе.

Современный уровень использования российскими заказчиками BI-систем

Современный уровень использования российскими заказчиками BI-систем

Источник: CNews Analytics, 2006

«Сказать, что российские заказчики только начинают приобретать BI-системы нельзя, поскольку этот процесс начался еще лет пять-шесть назад, — рассказал CNews коммерческий директор департамента аналитических систем компании R-Style Softlab Юлий Гольдберг. — Другое дело, что BI-системы получили в России пока существенно меньшее развитие и распространение, чем на Западе  — ввиду того, что бизнес у нас моложе». Он считает, что большинство руководителей волнует сегодня автоматизация основных операций, а вопросы применения передовой бизнес-аналитики для управления эффективностью бизнеса (включая управление доходностью и рисками) остаются пока у многих организаций на заднем плане. «Это явление временное, — убежден г-н Гольдберг. — Рано или поздно высокая конкуренция, в том числе — со стороны западного бизнеса (особенно после вступления России в ВТО), заставит руководителей вкладывать деньги в управленческие технологии и внедрение BI».

Он отмечает, что сегодня динамику роста российского BI-рынка вряд ли можно охарактеризовать как взрывную, но стабильный рост — заметен. Причем, что интересно — на этом относительно небольшом рынке уже работает множество как западных, так и российских вендоров.

В R-Style Softlab отмечает, что наибольший  интерес к BI-технологиям проявляют крупные и многофилиальные банки. В SMB-банках BI-технологии практически не востребованы (кроме скоринга).Глава SAS в России Валерий Храбров, также называет банковскую сферу наиболее активным сегментом присутствия BI-решений в России. Например, продукты SAS внедрены в 13 из 15 ведущих российских банков. Решения BI активно используют и отечественные телекоммуникационные компании, которым аналитика необходима в первую очередь для снижения оттока клиентов. Начинает интересоваться разработками в области BI розничный сегмент российского бизнеса. По мере развития энергетической реформы в России электроэнергетическим компаниям становится необходим прогноз маржинальных цен, который невозможно реализовать без бизнес-аналитики.

В Microsoft Businnes Solutions убеждены, что востребованность российских заказчиков в бизнес-аналитике во многом определяется потребностями бизнеса. Например, в розничной торговле без анализа продаж не обойтись — поэтому BI там всегда на том или ином уровне присутствует. Но, если использование BI не является приоритетным требованием бизнеса, то оно целиком определяется доступностью подобных средств. Никто не захочет тратить десятки тысяч долларов, чтобы дать рядовому сотруднику или менеджеру среднего звена возможность использования новейшего инструментария для анализа продаж.  Но если такие средства входят в приобретенный комплект лицензий СУБД+ ERP, то почему бы и не задействовать эти инструменты в работе?

IDC: рынок BI — на пути к зрелости

О всплеске интереса российских заказчиков к бизнес-аналитики говорят и аналитики IDC. По их мнению, лишь года два назад BI-решения впервые вошли в десятку высших приоритетов CIO.

Эксперты полагают, что в ближайшие годы это направление в глобальном масштабе будет расти на 10-15% в год, а в странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию, будет наблюдаться еще большая динамика.

По оценке руководителя программ исследований российского представительства IDC Елены Семеновской, объем российского рынка систем бизнес-аналитики в 2005 г. вырос почти в 2 раза.  В числе основных потребителей бизнес-аналитических решений она называет финансовые институты, предприятия нефтегазовой промышленности, телекоммуникационные и транспортные компании, а также предприятия розничной и оптовой торговли. Вместе с тем растет интерес к системам бизнес-аналитики со стороны предприятий госсектора.

Наличие на рынке BI разнообразных по функциональности и стоимости решений стимулировало увеличение доли средних предприятий в числе пользователей BI-систем. IDC полагает, что «в ближайшее время рынок будет развиваться быстрыми темпами, двигаясь в направлении созревания в соответствии с бурным развитием деятельности предприятий».

Интересно отметить, что, пытаясь построить в 2002 году среднесрочный прогноз развития мирового рынка BI-систем, аналитики IDC несколько недооценили темпы развития этого рынка. Так, по данным агентства, в 2002 году объем рынка бизнес-аналитики составил $3,7 млрд. и, по прогнозам, к в 2007 должен был достичь $4,5 млрд. Соответственно, предполагалось, что продажи вендоров BI-систем будут расти в среднем на 4,1% в год. Но уже в июле 2006 года сама IDC оценила объем общемирового рынка BI в $5,7 млрд.

От BI — к информационной демократии

В последние 2-3 года области применения инструментов Business Intelligence все активнее применяются для финансового анализа и управления показателями деятельности предприятия, управления прибыльностью и построения моделей гарантированного дохода, анализа рыночных тенденций и поведения конкурентов, в управлении цепочками поставок и других областях.

Ведущий консультант IBM GBS в области BI систем Дмитрий Князев, говоря о причинах, тормозящих эффективное внедрение и использованию BI-систем, отмечает недостаточную мотивацию менеджмента компании к применению сложных аналитических систем; уверенность в том, что задача предоставления доступа к данным — это прерогатива исключительно ИТ-подразделений; сложную компонентную архитектуру BI-систем; а также попытки применить инновационные технологии в сочетании с существующими бизнес-процессам вместо того, чтобы оптимизировать эти процессы для повышения общей эффективности работы при поддержке информационных технологий.

В компании Knightsbridge Solutions убеждены, что сегодня рынком Business Intelligence правят уже не производители, а клиенты. Идея что любое новое аналитическое приложение непременно найдет своего покупателя, постепенно уходит в прошлое. Сегодня разработчики вынуждены адаптировать предлагаемые средства анализа данных, обработки запросов и генерации отчетов под потребности пользователей, а также предусматривать возможность их интеграции в имеющуюся инфраструктуру корпоративного ПО.

В Hyperion убеждены, что сегодня средства бизнес-аналитики стали неотъемлемой частью управления бизнесом. Очередным витком в развитии Business Intelligence будет донесение информации до всех заинтересованных лиц, или так называемая информационная демократия. И ее время, по мнению компании, уже пришло.

По оценке Pacific Crest Equities, основным фактором роста рынка систем BI, станут приложения, которые не ограничиваются структурированием данных, а «отвечают на вопросы». Сейчас появляются решения, которые «выдают результат в виде руководства к действию». Их сравнительно немного, но за ними будущее, уверены в Pacific Crest Equities. Спрос на подобные системы привлечет еще большее внимание к рынку BI и будет способствовать его консолидации.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS