Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

Объем российского рынка корпоративного ПО достиг $900 млн.?

Объем российского рынка корпоративного ПО достиг $900 млн.?

Рынок ПО в России оценивался по итогам 2005 г. примерно в $1,3 млрд — на этом показателе сошлись Мининформсвязь и аналитики IDC. Сами игроки допускают, что он может быть несколько завышен. Принимая его за основу, 51% — или, в 2005 г., $660 млн — выделают на сегмент собственно корпоративного ПО. Ожидается, что по итогам 2006 г. его объем составит уже $900 млн. 

Кто оценит рынок?

В открытых источниках прогнозы по объему рынка корпоративного ПО на 2006 г. не публикуются в силу ряда причин.В частности, потому что подобная информация носит достаточно фрагментированный характер. Игроки рынка специализируются каждый на определенной продуктовой нише, и в большинстве своем готовы оценить только те тренды, которые наблюдают в ближайшем окружении.

Второй момент — различные методики оценки. Они варьируются как с точки зрения направлений, выделяемых в сегменте корпоративного ПО, так и с точки зрения собственно оценок — как считать: по объемам ли проданных лицензий; по заявленной ли стоимости завершенных проектов, по декларируемым ли вендорами оборотам?

Наше понимание термина «корпоративное ПО» включает все те программные решения, которые обеспечивают работу компаний (различных по масштабам бизнеса и формам собственности) и повышают их эффективность. При этом оно может носить как бизнес-образующий, так и вспомогательный характер.

Измеряем объемы: диапазон — $600 млн

По оценкам «Ай-Теко», российский рынок корпоративного ПО растет примерно на 50% в год, и на конец 2006 года составит около $300 млн. Как рассказали CNews в компании, растет и качество оказываемых услуг. Среди наиболее динамичных сегментов в «Ай-Теко» отмечают направления, связанные с информационной безопасностью, сектор инфраструктурного ПО, системы управления данными, интеграционные решения, документооборот и BI.

В беседе с CNews директор «1С» Борис Нуралиев напомнил, что, по данным Мининформсвязи, в 2005 году объем рынка информационных технологий в России составлял $11 млрд., а доля ПО в нем — 12%, что в пересчете дает $1,3 млрд. Исходя из аналогичных цифр IDC — весь ИТ-рынок $12 млрд. и доля ПО 10,6% — дают очень близкое значение: $1,27 млрд. «Возможно, эти оценки несколько завышены, но в целом их можно принять за основу», — считает глава "1С". По его предположениям, сегмент корпоративного ПО занимал в 2005 году 51% от общего объема рынка ПО — соответственно, его можно оценить в $660 млн.

По мнению г-на Нуралиева, рост российского рынка корпоративного ПО составил в 2006 году примерно 25%. Что касается отдельного сегмента — систем бухгалтерского учета, которые занимают заметное место в бизнесе «1С» — то он развивался еще более динамично. «По моим ощущениям, рост рынка бухгалтерского ПО (без учета решений для бюджетных госучреждений) составил в 2006 году 33%», — отметил г-н Нуралиев.

Заместитель генерального директора по интеграции компании ISG Андрей Аранович считает, что рост рынка корпоративного программного обеспечения в 2006 году составит 25-30%. Он рассказал CNews, что в 2006 году впервые за несколько лет прогнозируется существенный рост продаж решений, позволяющих организовать прикладные системы в виде доступных сервисов и обеспечить эффективное взаимодействие различных систем.

В Energy Consulting/Integration, характеризуя темпы роста российского  рынка корпоративного ПО, отмечают, что наибольшая динамика заметна в сегменте CRM и ERP-решений. «По нашим оценкам, совокупный годовой рост рынка корпоративного ПО в 2006 году — около 40%, — рассказали CNews в компании. — При этом мы ожидаем, что общий его объем составит порядка $900 млн.». В Energy Consulting/Integration отмечают, что российский рынок, значительно меньший по объему по сравнению с общемировым, обладает большим потенциалом для роста.

«Для себя мы не ставили задачу оценки рынка корпоративного ПО в целом и его сегментов в частности, так как в приложении к нашим интересам он все равно еще мало насыщен, — комментирует генеральный директор ABBYY Россия Григорий Липич. — В сегменте систем ввода документов и управления документооборотом рынок корпоративных закупок в 2006 году вырастет не менее чем на 50% по сравнению с предыдущим годом, а в 2005 году этот сегмент оценивался в $80-100 млн.» 

Комментируя объемы «своего» сегмента рынка, в российском представительстве Autodesk отмечают, что по приблизительным оценкам на долю САПР приходится $40-50 млн.

По оценке директора по развитию бизнеса компании «Открытые Технологии» Василия Шабата, российский рынок корпоративного ПО заметно вырос по всему спектру, однако наиболее востребованными решениями остаются ERP и BI.

Директор аналитической компании Elashkin Research Михаил Елашкин отмечает, что обычно ведущие вендоры называют цифры роста выше тех, что дают аналитические агентства. Получается, что основные игроки растут быстрее рынка… «Единственный вариант, который проходит тест на непротиворечивость — это перераспределение бизнеса на рынке, где умирают некоторые средние  и «придворные» компании, — отмечает он. —  Кроме того, возможно, что счет ведется по-разному: например, компании отчитываются в стоимости полных лицензий, а на самом деле дают заказчикам большие скидки». По его мнению, IDC считает реальные деньги, а «пиарятся» — виртуальные.

Достаточно корректной информацией по объемам рынка корпоративного ПО для конкретных отраслей могут располагать единые ИТ-структуры, существующие в этих экономических сегментах. (Правда, к сожалению, далеко не все они готовы поделиться с аналитиками подобными данными). Так, например, в рамках «ГВЦ Энергетики» функционирует центр отраслевых поставок, на который РАО «ЕЭС России» возложены функции сбора и консолидации заявок от дочерних и зависимых обществ холдинга на приобретение компьютерного оборудования и программного обеспечения.

В «ГВЦ Энергетики» CNews рассказали, что в 2007 году объем рынка корпоративного ПО в электроэнергетике составит около 7 млрд. руб. Еще около 46,5 млрд. руб. энергетические компании собираются потратить на оплату услуг по внедрению и поддержке приобретенного ПО ранее. По ряду объективных причин абсолютные цифры объема закупок корпоративного ПО в энергохолдинге в 2006 году отсутствуют. «Мы можем оперировать только агрегированными данными относительно инвестиционной составляющей в ИТ-бюджетах ДЗО РАО «ЕЭС России» в текущем году, — отметили в ГВЦ. — По нашим оценкам эта цифра составляла 59,58%, что в 3,26 раза превышает показатель 2004 года».

Достижения «зрелых» рынков

Рынок ИСУП

Наиболее открыты сегодня на рынке данные по сегменту ИСУП. IDC оценивает его объем в 2005 году в $236 млн, а рост — в 21%, что сопоставимо с темпами российского рынка ИТ в целом. По мнению аналитиков, подобную динамику обеспечивает устойчивое развитие экономики, стимулировавшее инвестиции в ИТ, а также усиление конкуренции, вынуждающее компании совершенствовать методы управления ресурсами и переходить на международные стандарты финансового учета. Значительный вклад в рост объема рынка внесли и крупные государственные проекты. Заметно выросла доля малых и средних предприятий.

Распределение прибыли от продаж и установки ИСУП в различных отраслях, 2005 г

Распределение прибыли от продаж и установки ИСУП в различных отраслях, 2005 г

Источник: IDC, 2006

Более 80% российского рынка ИСУП, по данным IDC, в 2005 году контролировали четыре компании: SAP, Oracle, «1C» и Microsoft Dynamics. Кроме них в пятерку лидеров входит «Галактика». По прогнозам аналитиков, в последующие пять лет российский рынок ИСУП будет ежегодно расти в среднем на 28%.

Комментируя причины снижения в 2005 году темпов роста российского рынка ИСУП с 50% до 21%, директор департамента бизнес-приложений Oracle СНГ Андрей Драченко рассказал CNews, что в самой компании этой тенденции не зафиксировали. Продажи бизнес-приложений Oracle в России и СНГ выросли на 50% по итогам 2006 финансового года, который завершился 31 мая 2006 года. «Рост в 28% до 2010 года, прогнозируемый IDC, говорит о том, что аналитики ожидают, что темпы роста рынка восстановятся».

По оценкам генерального директора компании «АНД Проджект» Ильи Пантелеева, рынок ERP в России в 2006 году вырос на 15-17%. Как и в прошлом году, наблюдается рост инвестиций в ИТ в торговле и дистрибуции — жесткая конкуренция предполагает перестройку многих процессов в компаниях и выдвигает существенные требования к операционной эффективности. Растет рынок ERP в добывающей отрасли — 27-30%. Несмотря на то, что потребности машиностроительных предприятий высоки, рост составил всего 10-15%, и в первую очередь, это связано с неготовностью многих предприятий к серьезным инвестициям в собственное развитие. Говоря о специализированных системах, г-н Пантелеев отметил высокие показатели роста рынка EAM-решений (по оценкам компании — 70-75%), и рынка APS-систем (примерно 60%).

Рынок CRM

Оценки объемов российского рынка CRM экспертами рынка достаточно противоречивы: от $50 млн. (по мнению г-на Елашкина) до куда более «оптимистичных» $100 млн. (по ожиданиям генерального директора «ФБ Консалт» Андрея Павлова).

По данным исследования, проведенного летом 2006 года корпорацией «Парус», учет взаимоотношений с клиентами в единой базе ведут 15% опрошенных компаний из разных отраслей экономики. Из них 45% респондентов используют офисные приложения (Access, Еxcel), 46% пользуются своими разработками, и 9% респондентов уже используют готовые CRM-системы. При этом 54% опрошенных «Парусом» компаний собираются организовать управление  взаимоотношениями с клиентами: 57% респондентов — в области продаж, 21% — в маркетинге, 22% — в области сервисов. В «Парусе» отмечают, что по результатам исследования, рынок CRM в России еще в самом начале пути, и в этой нише явной конкуренции практически не наблюдается.

В Oracle считают, что взрывной интерес, который возник к CRM-системам несколько лет назад, сегодня уже подкреплен платежеспособным спросом. Ведущие компании в каждом из секторов экономики (в особенности — рынка услуг) уже внедряют или внедрили такую систему. Вместе с тем, CRM- рынок в России еще далек от насыщения даже в сегменте крупных предприятий.

«Рынок CRM-решений будет достаточно активным, но взрывного роста в этом сегменте не ожидается, — считает заместитель генерального директора по интеграции компании ISG Андрей Аранович. — Значительный рост продаж прогнозируется по решениям в области информационной безопасности. Все более востребованными становятся системы управления доходностью».

Банковское ПО

По мнению Андрея Галковского, заместителя генерального директора по развитию компании «R-Style Softlab», ежегодные темпы роста рынка банковского ПО в России составляют 10-12%. «Сегодня не идет речи о взрывном росте, который наблюдался в середине 90-х годов, рассказал он CNews. — При этом наблюдается интересная тенденция: количество проектов сокращается, однако их масштабы и стоимость растут». Помимо этого, на рынке банковского ПО отмечается устойчивый рост в сегменте систем защиты информации и управления взаимоотношениями с клиентами.

Если в 2005 г. самыми динамично растущими сегментами российского рынка корпоративного ПО были комплексные системы автоматизации предприятий и банков, то в 2006 г. наблюдается большой интерес к информационно-аналитическим решениям и системам автоматизации документооборота. 

Отраслевой прогноз на ближайшее будущее

В дальнейшем, по мнению г-на Арановича, подогревать рынок корпоративного ПО в государственном сегменте будут, прежде всего, национальные проекты и федеральные программы. В госсекторе также прогнозируется рост потребности в решениях, ориентированных на автоматизацию взаимодействия участников программ и населения.

В телекоммуникационном секторе ожидается дальнейший рост продаж решений, повышающих эффективность операционной деятельности компаний. «Можно говорить об утроении числа проектов, связанных с автоматизацией операционной деятельности (OSS), — отмечает г-н Аранович. — По мере развития рынка высокотехнологичных телеком-услуг увеличится потребность в гибких системах управления и обслуживания как абонентов, так и самой сети операторов связи».

Автоматизация в банковском секторе продолжит развиваться в сторону повышения эффективности обслуживания клиентов, а в производственном секторе будет развиваться как за счет информационных систем, автоматизирующих производственные процессы предприятий, так и за счет систем управления предприятий.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS