Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

Динамизация обусловила изменения структуры мирового рынка корпоративного ПО

Динамизация обусловила изменения структуры мирового рынка корпоративного ПО

Динамизация мирового рынка корпоративного ПО проявилась в 2006 году не только в темпах роста, но и в значительных изменениях структуры отрасли. Развитие новых, «нестандартных» направлений применения, новые стратегии вендоров обусловили появление новых продуктов.  

Характеризуя состояние мирового рынка корпоративного ПО в 2006 году, отраслевые эксперты используют термин «динамизация развития», который включает множество различных характеристик. При этом было бы неверно думать, что ускорение динамики рынка применимо только к быстрому росту оборотов — значение термина гораздо глубже и затрагивает изменения структуры рынка, появление новых, нетрадиционных областей использования корпоративного ПО, а также обусловленное спецификой потребностей возникновение новых продуктов и субпродуктов. Отражением общей динамики являются стратегии ведущих вендоров, которые, приспосабливаясь к новым условиям, отказываются от традиционных методов работы на этом рынке.

По оценкам Forrester Research, суммарный объем мирового рынка корпоративного ПО в текущем году достиг уровня $50 млрд. При этом в его структуре все более отчетливо проявляются перекосы, это характерно и для продуктовой, и для географической сегментации. Продолжают лидировать продукты на основе сервисно-ориентированной архитектуры (СОА). По данным AMR Research, темпы роста данного сегмента в мире составили 19%. В нишевых областях, таких как СОА для малого и среднего бизнеса, показатель доходит до 90%. Эксперты AMR прогнозируют, что к 2009 году суммарный оборот рынка продуктов на базе СОА превысит $9 млрд.

Самые низкие темпы роста наблюдались в сегменте ERP-систем — по оценкам ARC Advisory Group, средний показатель составил здесь в 2006 году  4,9%, а суммарный оборот — чуть более $21 млрд. В отличие от ERP, динамично растет сегмент CRM-систем, а также портальные решения. Forrester Research оценивает их темпы роста в 2006 году на уровне 16% и 20%, соответственно. 

  

Top5 вендоров мирового рынка ERP

  Доля рынка Рост доли рынка
Ранг, 2005 Компания 2004 2005 2006 (прогноз) 2004-2005 2005-2006
1 SAP 40% 42% 43% 12% 17%
2 Oracle 10% 20% 23% 110% 29%
3 Sage Group 5% 6% 5% 16% 10%
4 Microsoft 3% 4% 4% 15% 18%
5 SSA Global 3% 3% 3% 7% 3%

Источник: AMR Research, 2006

Термин «динамизация» применим и для характеристики изменения потребления корпоративного ПО, и вызванных этим изменений географической структуры рынка. В то время, когда основной тенденцией потребления корпоративного ПО на рынках «триады» — т.е. на развитых рынках Западной Европы, Северной Америки и Японии — становится временная и продуктовая диверсификация издержек, активно растущие рынки Азии, Ближнего Востока, Восточной Европы, ориентированные на экстенсивный рост, переходят на массовое потребление корпоративных продуктов. Более того, массовый аутсорсинг управления программным обеспечением  западноевропейских и американских корпораций в развивающиеся страны наконец начал приносить плоды. Развивающиеся страны все больше ориентируют продукты корпоративного ПО на внутреннее потребление, что приводит к снижению спроса на продукты, производимые американцами и европейцами.

Несмотря на взрывной рост развивающихся рынков, лидерами потребления корпоративного ПО остаются традиционные «развитые» экономики Западной Европы и Северной Америки. Так, например, эксперты IDC указывают, что на западноевропейские страны — Францию, Германию, Италию, Испанию и Великобританию — приходится более 70% внедрений CRM-систем. По подсчетам AMR Research, здесь потребляется порядка 60% всего объема ERP-систем и порядка 65% портальных решений.

Top5 вендоров мирового рынка CRM


Источник: Baseline, 2006

Факторы изменений

Ускорение развития рынка сопровождается оперативной перестройкой продуктовой структуры, что обусловлено несколькими факторами. Основным считается  перераспределение расходов компаний на корпоративное ПО. Forrester Research отмечает, что темпы роста запланированных расходов компаний постепенно снижаются, — если в текущем году темпы роста расходов компаний на приобретение программного обеспечение составляли в среднем по рынку 8%, то для 2007 года запланированный темп роста составит только 5%. Это обусловлено значительным замедлением роста расходов компаний на западноевропейском и американском рынках, в ряде случаев — снижением ИT-бюджетов и   стремлением к временной и продуктовой диверсификации издержек.

Так или иначе, начинают пересматриваться ИT-бюджеты компаний. Новая политика, обусловленная изменившимися условиями, направлена, прежде всего, на приобретение систем и программных продуктов с наиболее короткими сроками и низкими издержками внедрения, и наибольшим экономическим эффектом. Очевидно, что в таких условиях наиболее невыгодные позиции приобретает кластер ERP-систем, внедрение которых связано с большим объемом затрат, долгими сроками внедрений, необходимостью обучения персонала, найма новых работников и другими расходами.

Важным фактором, вызывающим изменения структуры рынка, помимо замедления роста ИT-бюджетов компаний, являются новые стратегии вендоров ПО, использование ими новых бизнес-моделей работы с корпоративными потребителями. Крупнейшие вендоры корпоративного ПО взяли на вооружение «вертикальные» стратегии   взаимодействия с такими секторами, как финансовый, банковский сектор, страхование, которые представляют собой метод работы с предприятиями одного сектора рынка, находящихся на разных уровнях технологических цепочек. Такие стратегии позволяют не только наиболее эффективно использовать потенциал рыночного сегмента за счет создания комплексных информационных систем, организованных по принципу SCM, ориентированных на взаимодействие сразу нескольких предприятий сектора, но и сохранить рыночные позиции в течение долгого срока. Эксперты AMR отмечают, что использование «вертикальных» стратегий возможно только при наличии программной платформы, обладающей достаточной мощностью для обеспечения бесперебойной работы нескольких предприятий.

Вендоры меняют маркетинговые стратегии

Изменения рыночных стратегий разработчиков ПО коснулись и потребительских сегментов, в 2006 году началось массовое движение вендоров в несколько непривычные области, — прежде всего, в госсектор и некоммерческие предприятия. Специфические потребности данных категорий потребителей обусловили появление новых модификаций традиционного программного обеспечения. Так, AMR  Research указывает на появление и массовое распространение такой категории продуктов, как CRM, ERP и портальных решений для государственных служб. Делая ставку на популяризацию корпоративного ПО, разработчики считают, что в госсекторе и среди некоммерческих организаций также существуют постоянные потребители, эффективная работа с которыми является залогом их успешного функционирования. Модифицированные портальные решения ориентированы на работу с «целевой аудиторией» ведомств, и эффективно интегрируются в системы документооборота и другие информационные системы.

Мирвой рынок интегрированных приложений, 2005

Источник: Baseline, 2006

Важным аспектом динамизации рынка корпоративного ПО является изменение маркетинговых стратегий вендоров. Ведущая роль сегодня принадлежит SaaS (Software as a Service). Эксперты Baseline считают, что в будущем модель SaaS будет доминировать на рынке — именно таким путем будет внедряться более 70% обновлений и практически 100% внедрений нового ПО.

Юлия Граванова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS