Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

Рынок ECМ  активно «взрослеет»

EMC-решения: новые возможности и тенденции

За последние два года на рынке ECM-систем наметилась тенденция преобразования продуктов ведущих производителей в более зрелые, полностью интегрированные решения. Рынок продолжает развиваться, что сопровождается добавлением функциональных компонент в ПО, массовым появлением новых игроков и консолидацией нишевых производителей.

С ростом объемов информации во всех отраслях промышленности и постоянным расширением виртуальных групп, коллективно решающих задачи, пользователям жизненно важно быстро и вовремя находить нужные данные во множестве источников информации. По данным IDC, сотрудники информационных отделов тратят примерно четверть своего рабочего времени на поиск информации и примерно столько же — на ее анализ. Им требуются эффективные средства поиска  данных во множестве источников. Немаловажную роль играют также доступность данных и возможность сохранять необходимую информацию в соответствии с потребностями компании.

В Gartner выделяют  шесть основных составляющих решений в области ECM:

  • Document Management — управление документами (хранение, извлечение, работа с документами, контроль версионности, безопасность, библиотечные сервисы).
  • Web Content Management — управление web-контентом (управление динамически обновляемым содержанием и взаимодействием с пользователями корпоративных internet/Intranet сайтов).
  • Records Management — управление записями (долговременное хранение официальных документов, автоматизация работы корпоративных архивов, обеспечение требований законодательства в данной области).
  • Imaging — сканирование и распознавание (перевод в электронный вид бумажных документов путем использования технологий сканирования и распознавания).
  • Collaboration — коллективная работа (информационная поддержка групповой работы с документами в составе проектных команд).
  • Workflow — сопровождение исполнения бизнес-процессов (поддержка бизнес-процессов, связанных с обработкой документов, маршрутизация контента, выдача заданий, контроль исполнения).

Gartner считает, что ведущими игроками на этом рынке становятся те производители, которые имеют все шесть  выделяемых компонент в виде встроенного в продукт функционала, а также обеспечивают высокий уровень масштабируемости приложений.


По словам заместителя управляющего директора компании «Терралинк» Андрея Трещука, основной задачей повышения эффективности любой бизнес-структуры является создание стабильно работающей системы превращения внешней и внутренней информации в интеллектуальные активы. Он считает, что процесс создания такой системы требует проведения интеграционной подготовки двух основных типов данных — структурированных и неструктурированных — с целью создания единого информационного пространства для каждого из этих типов.

Как отмечают аналитики,  требования рынка и заказчиков быстро эволюционируют, что стимулирует производителей добавлять к своим продуктам дополнительные ECM-возможности либо в виде встроенного функционала, либо за счет интеграций. Такие компоненты включают интегрированные системы управления архивом для хранения неизменяемого содержания (в том числе образов документов и отчетов, генерируемых корпоративными приложениями в виде потоков печати); поддержку электронных форм для ввода и обмена электронной информацией; управление медиаданными и архивацию e-mail сообщений в соответствии с требованиями законодательства.

За прошлые несколько лет организации произвели или приобрели большое количество контента, связанного с бизнес-процессами, коммуникациями или как физическое проявление знания и экспертизы их служащих.  По прогнозам Accenture, за следующие два года будет создано больше контента, чем за всю историю человечества. При этом контент не структурирован, обычно — географически распределен, в подавляющем числе случаев информация дублируется. Крупнейшие мировые вендоры предлагают для решения задач заказчиков в области ECM различный ИТ-инструментарий. При этом каждый из них считает свое технологическое решение наилучшим.

Портальная эволюция Microsoft

Microsoft традиционно предлагает средства доступа к информации в рамках всей организации, причем эти средства сегодня могут настраиваться индивидуально для каждого пользователя. Решения Microsoft для порталов и в области управления контентом, по утверждению вендора, обеспечивают своевременный, централизованный доступ к знаниям.

За последнее десятилетие портальные решения претерпели значительную эволюцию. Специалист по технологиям Microsoft Corporation Александр Чеснавский отмечает, что с момента своего появления в 1997 году технология порталов пережила несколько «продуктовых поколений». Для первого поколения основной целью было предоставление доступа к контенту путем обеспечения персонализации информации, унифицированного поиска и управления интерфейсом на базовом уровне. Во втором поколении технологический фундамент пополнился расширяемой средой приложений и их базовой интеграцией, а также «зачатками» функций коллективной работы. В третьем поколении появилась интеграция процессов, а также базовая поддержка веб-служб и множественных порталов. Четвертое поколение имело поддержку интегрированных порталов, композитных приложений и стандартов портлетов.

В пятом поколении портальных технологий становится возможным конструирование, перестройка и реализация композитных приложений и процессов. Оно предоставляет среду, в которой пользователи соединяются с взаимосвязанными компонентами разных систем, и которая обеспечивает их взаимную интеграцию. Порталы пятого поколения позволяют предприятиям интегрировать вертикальные бизнес-процессы, избегая недостатков традиционных методов.

Остановившись на основных новшествах, которые появились в Microsoft Office SharePoint Server 2007, г-н Чеснавский отмечает, что словам, одно из основных изменений состоит в существенно переработанных средства совместной работы с документами. По его словам, решение предоставляет расширенную поддержку разнообразных сценариев трассировки документов с такими возможностями, как: управления версиями документов, отображения изменений. Важным новшеством является синхронизации библиотек с Outlook, поддержка нескольких типов документов для одной библиотеки, средства автоматизации бизнес-процессов на основе workflow. По мнению г-на Чеснавского, средства аудита и политик работы над документами делают MOSS 2007 полноценной ECM-системой. Функциональность MySites в SharePoint позволяет каждому сотруднику создавать свой сайт SharePoint под личные задачи. Такой сайт может стать единой точкой доступа к его документам, новостям, электронной почте и т. д. Интегрированные технологии поиска и просмотра позволяют пользователям быстро находить информацию и людей в данной организации. Очень удобна поддержка уведомлений и оповещений, присылаемых по электронной почте при появлении новых материалов или обновлении какой-либо информации. «Информация бесполезна, если ею не управлять, — отметил г-н Чеснавский. — Функциональность ECM  в MOSS 2007 как раз и предназначена для управления информационным наполнением портала».

По мнению г-на Чеснавского, компаниям стоит задуматься о портале, когда становится очевидным ряд совокупных факторов. Сотрудники слишком много времени тратят на поиск необходимой информации: у них нет «под рукой» данных для принятия решения, приходится взаимодействовать с огромным количеством людей в компании, слишком много времени тратится на рутинные операции, необходимо одновременно использовать несколько информационных систем.

Дополняя и развивая

«Согласно данным Gartner Research, менее 5% компаний, которым была бы выгодна оптимизация объема работы за счет повышения производительности сотрудников и рационализации производственных процессов, осуществили эту оптимизацию, — отмечает директор Captaris в Восточной Европе Крис Пиотровски. — Сегодня 85% финансовых документов по-прежнему выписываются на бумаге. И всего 17% компаний используют OCR/ICR для обработки информации по финансовой документации».По мнению г-на Пиотровски, именно делопроизводство сегодня определяет рабочие процессы в офисе. Это не только обработка сканированных изображений, но и работа входящей информации, поступающей через электронные бланки и факсы. В некоторых случаях оптимизация данных процедур не только ускоряет внутренние процессы в компании, но и  закладывает основу всей деловой деятельности.

Он также отметил, что квалифицированные сотрудники теряют 3,5 часа в неделю на поиск утерянных документов и 3 часа на их восстановление. На создание, подачу и выполнение бумажной накладной или заявки может уходить в среднем до $50. Шкафы и ящики занимают значительную часть ценных квадратных метров в офисе. Перевозка и хранение документов на складе может обходиться крупной компании в тысячи долларов ежемесячно, особенно с учетом растущих цен на бензин. Цена почтовой пересылки документов также продолжает повышаться.

Говоря о решениях, которые могут позволить заказчикам решить эту проблему, он отметил Microsoft SharePoint Portal Server 2007, который удобен в использовании для крупных организаций и содержит функциональные компоненты ECM, необходимые большинству пользователей. По словам г-на Пиотровски, решение ECM в SharePoint включает общее централизованное хранилище для лучшей организации данных, а также составляющие для управления документами, записями и данными интернета.

Система Captaris дополняет решения Microsoft ECM, автоматизируя работу с изображениями, производственные процессы, доставку и хранение документов. Если решение Microsoft обеспечивает надежное хранилище и интуитивно понятные интерфейсы, удобные для пользователей, то установленная вместе с ним система Captaris обеспечивает дополнительные сервисы для охвата документов, работы с изображениями, пересылки документов и создания рабочих потоков, необходимых для использования многих программ и приложений.

Директор по развитию бизнеса компании «ТерраЛинк» Г-н Трещук, добавляет, что решение Captaris позволяет отображать любые виды отчетов для менеджеров, сотрудников компании и администраторов системы. С помощью отчетов можно находить «критические точки» бизнес-процессов и оптимизировать их.

EMC Documentum «копирует» КИС

Архитектура продукта EMC Documentum повторяет архитектуру КИС. Директор по технологии «Документум Сервисиз СНГ» Павел Эйгес отмечает эту особенность в числе ключевых преимуществ решения.  По его словам, EMC Documentum расширяет возможности SharePoint 2007 и других информационных систем. Каждое приложение системы соответствует своей задаче, существует единая модель безопасности, отсутствует дублирование документов.

EMC Documentum по сути является программной платформой для управления неструктурированной информацией в масштабе предприятия, которая существует в самых различных формах: в виде текстовых документов, инженерных чертежей, документов XML, образов отсканированных бумажных документов, аудио и видео-файлов и др. Система EMC Documentum помогает создавать содержание с помощью популярных настольных приложений и простых в использовании шаблонов, собирает и объединяет готовое содержание. При этом — делает его более интеллектуальным за счет использования категоризации, метаданных, тегирования, что делает процессы поиска и получения результатов более эффективными.

По мнению президента EMC Software Group Дейва ДеВолта, компания расширяет функционал решений за пределы того, что называется традиционным управлением неструктурированной информацией, усиливает поддержку имиджинга и корпоративное управление отчетами. Сегодня заказчикам EMC Documentum предлагается виртуальный репозиторий, позволяющий получить информацию из множества источников. Эти действия продиктованы потребностями заказчиков в комплексном вводе, классификации, управлении, доставке, долговременном хранении, поиске и доступе ко всей информации предприятий.

Время слияний и поглощений

2006 год стал довольно «урожайным» в плане сделок слияний и поглощений на  рынке ECM. Наиболее серьезные перемены произошли летом, когда IBM приобрела FileNet, а Open Text — компанию Hummingbird. В компании EMC Documentum считают, что в обоих случаях покупатели приобрели продукты, в значительной степени пересекающиеся по функционалу с имеющимися у них решениями.

Теперь IBM и Open Text должны будут решать непростые задачи интеграции как самих продуктов, так и персонала, ответственного за их разработку и продвижение. По оценкам  Forrester, продукты IBM и FileNet  схожи в таких областях, как репозиторий содержания, управление документами, управление веб-содержанием, управление записями, архивирование сообщений электронной почты, имиджинг документов, управление корпоративными отчетами, управление электронными формами. По мнению аналитиков, IBM придется со временем значительно рационализировать свой продуктовый портфель.

Похожие прогнозы строит и Computer Business Review в отношении объединения Open Text и Hummingbird. Отмечается, что перед Open Text стоит сложная задача интеграции функциональности Hummingbird в ECM-платформу Open Text Livelink. Причиной этих проблем является значительное пересечение по функциональности трех продуктов: Open Text Livelink, Hummingbird Enterprise и Hummingbird R/KYV.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS