Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

ERP в России: преимущества зрелого рынка

ERP в России: преимущества зрелогорынка

ERP-системы в период 2005-2006 гг. остаются, по данным CNews Analytics, одним из самых востребованных российскими заказчиками типом решений. В том, что уровень спроса на ERP настолько высок, пожалуй, мало удивительного: на сегодняшний день именно этотсегмент в России является одним из самых зрелых.

Помимо общей оценки российского рынка ERP как уже сформированного, нельзяне упомянуть о ряде факторов, которые в течение последнего года позитивновлияли на уровень востребованности систем этого класса. Пожалуй, львиную долюположительных очков могут записать себе разработчики, развивающие свои продуктыкак с функциональной стороны, так и с точки зрения удобства использования иобслуживания. Согласно данным исследования CNews Analytics, немногим менееполовины респондентов (47,61%) отмечают, что за последние год-два представленныена отечественном рынке ERP-системы стали более функциональными за счетрасширения спектра покрываемых бизнес-процессов. Этот фактор можно назватьодним из решающих при намерении заказчика приобрести подобную систему.

«По оценкам ведущих аналитиков, уровень функциональных возможностей современных ERP-системдостаточно высок для того, чтобы рекомендовать потенциальным покупателя мпереключить внимание на другие факторы, определяющие выбор той или иной интегрированной системы управления бизнеса», — отмечают собеседники CNews Analyticsиз Microsoft Businnes Solutions.

Основные изменения в возможностях присутсвующих в России ERP-систем

Основные изменения в возможностях присутсвующих в России ERP-систем

Источник: CNews Analytics, 2006

Немаловажную роль для повышения уровня спроса на ERP сыграло и улучшение поддержки российских пользователей: данный фактор оценили 23,8% респондентов. Перспективыостаться один на один со  сложнойсистемой и потенциальными проблемами, связанными с ее работоспособностью, сегодня все меньше пугают заказчиков. Это достижение в равной степени могут приписать себе как вендоры, так и интеграторы и консультанты ERP-проектов.

Со стороны поставщиков систем наблюдается усиление тенденции перехода ERPк модели «конструктора». Если ранее об этом заявляли преимущественно вендоры ERP-решений среднего масштаба, то теперь к ним вплотную приблизились и разработчики мощных промышленных решений. Более того, именно поставщики крупных систем анонсируютв настоящее время готовность поддерживать и обновлять свои ERP через интернет.

Что касается отечественных интеграторов и консультантов, то они всячески стремятся быть рядом со своими заказчиками — вплоть до открытия офисов в местах реализации крупных проектов или передачи целой команды консультантов в ИТ-лизинг — т.е. на аутсорсинг — региональному заказчику.

Следующими по значимости улучшениями сервисных возможностей ERP-системстали повышение прозрачности сервисов и совершенствование заложенных в решения механизмов защиты информации. Наличие этих факторов отметили 14,3%респондентов.  9,5% считают, что впоследнее время повысилась производительность систем и «оптимизирован» доступ кним. И, наконец, только 4,8% уверены в том, что сервисные возможности присутствующих на российском рынке ERP-систем не претерпели никаких изменений.

Что мешает заказчикам «насладиться» ERP

В то же время, высокая востребованность ERP-решений среди российских заказчиков еще не означает, что вендоры, интеграторы, ИТ-консультанты и пр. "научили"системы работать практически безукоризненно (или хотя бы «в основном удовлетворительно»).Среди самых значимых недостатков ERP респонденты CNews Analytics выделяют: недостаточнуюгибкость вкупе с высокими издержками пользования (по 38%), а также недружественный пользовательский функционал (28,6%). Примечательно, что онизкой функциональности ERP как о недостатке говорят всего 4,8% опрошенных.

Ниболее значимые недостатки присутствующих в России ERP-систстем

Ниболее значимые недостатки присутствующих в России ERP-систстем

Источник: CNews Analytics, 2006

«Простота и удобство использования функционала системы не менее важны,чем его наличие, — считают в Microsoft Businnes Solutions. — Если для того,чтобы задействовать какую-либо функцию, нужно в десятке различных экранных форм вводить данные и нажимать кнопки — пользователи будут саботировать работу всистеме».

В силу этого фактора большое количество лицензированных рабочих мест в ERP-системах остаются неиспользованными. Согласноисследованию AMR Research, в мире типовоевнедрение ERP

автоматизирует только 15% сотрудников компании, причем 46% приобретенных рабочих мест впоследствии не используется.

В Microsoft Businnes Solutions считают, что на современном этапе развития ERP повышение удобства использования системы — одна из наиболее актуальных задач, которую достаточно хорошо осознают ведущие поставщики подобных решений.

ERP-стратегия чужда почтитрети российских заказчиков

При внедрении, использовании и оптимизации ERP-систем российские заказчики, по мнению респондентов CNews Analytics, демонстрируют четыреосновных подхода. Основной ERP-стратегией отечественных компаний (35%) является постепенный апгрейд внедренной системы, напрямую «завязанный» с оптимизацией собственных бизнес-процессов. 15% считают, что модернизацию системы реализуют,не меняя при этом бизнес-процессы. Возможно, в связи с тем, что сочетание этихдвух процессов кажется предприятию более трудоемким и длительным.

Основные стратегии российских компаний в области внедрения ERP, 2005-2006

Основные стратегии российских компаний в области внедрения ERP, 2005-2006

Источник: CNews Analytics, 2006

Пятая часть респондентов отмечает, что российские заказчики и сам ERP-апгрейд переживают достаточно тяжело. Мысль о переходе на новую версиюсистемы гнетет, похоже, настолько, что в силу более или менее значимых причинони откладывают модернизацию имеющейся ERP до последнего.

И, наконец, 30% респондентов уверены, что основной ERP-стратегией отечественных заказчиков является ее отсутствие. Что, в общем-то, имеет свои основания: отказ от долгосрочного планирования — «поживем-увидим» — вполне соответствует российской ментальности и оценке отечественными компаниями своих финансовых возможностей в отдаленном будущем.

За пределами стратегий

Говоря о тенденциях использования ERP-решений российскими заказчиками втечение последнего года, наши собеседники из Microsoft Businnes Solutionsотмечают повышение уровня востребованности отраслевых решений на базестандартных ERP. Бизнесроссийских заказчиков постоянно развивается, растет объем обрабатываемых операций — соответственно, все более актуальными становятся вопросы масштабирования используемой системы.

Другая важная тенденция — всеболее активно практикуемый подход в построении корпоративного решения путем интеграции ERP-системыи различных специализированных приложений. Такой комплекс позволяет оптимизировать решение задач конкретного предприятия, избегая при этом необоснованно сложной модификации продукта.

Еще один тренд, который получает все большее распространение вроссийской практике — это коллаборативный бизнес: расширение бизнес-процессов за границы компании путем подключения к отдельным функциям системы управления внешних пользователей — клиентов и поставщиков. Такой подход сокращает операционные издержки и повышает оперативность взаимодействия.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS