Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

Пример решения: Система мониторинга Фонда социального страхования РФ

Система мониторинга Фонда социального страхования РФ

Вопрос о роли ИТ в приоритетных национальных проектах уже неоднократно поднимался CNews. Одна из задач, решить которые призваны информационные технологии, — мониторинг реализации нацпроектов. Примером эффективного инструмента мониторинга можно считать ИС Фонда социального страхования РФ.

О том, что необходимо в режиме реального времени отслеживать выполнение нацпроектов, а главное — оценивать эффективность расходования бюджетных средств, говорилось неоднократно. Однако, как считают эксперты, существующая система статистического учета, когда данные собираются на местах, затем отправляются в вышестоящие подразделения, где полученная информация суммируется и анализируется, оставляет желать лучшего. «Пока идет сбор и обработка, данные могут десять раз измениться и потерять свою актуальность, — комментирует академик Российской академии естественных наук (РАЕН) и заместитель председателя Фонда социального страхования РФ Сергей Ковалевский. Это означает, что нельзя сделать правильные выводы и принять правильные решения».

От Калининграда до Владивостока

В качестве примера эффективного инструмента мониторинга г-н Ковалевский приводит информационную систему Фонда социального страхования РФ, созданную на основе российской СУБД  HyTech. Основное предназначение информационной системы фонда — анализ содержимого баз данных региональных отделений, оперативное получение любых справок, сводок и отчетов, выявление различных зависимостей, изучение тенденций поведения множества характеристик для принятия решений и т. д. И все это — в масштабе реального времени. Система работает по принципу распределенных вычислений (grid computing): рабочие машины, установленные непосредственно на местах, осуществляют сбор и обработку всей информации. На основе собранных данных принимаются управленческие решения. Обратная связь осуществляется через портал Фонда: служащие, имеющие доступ к базе данных, могут через интернет получить любую информацию по любому параметру. Система позволяет найти информацию как об отдельном человеке, так и об обслуживающих его территориальных организациях, а также обо всех финансовых потоках в сфере социального страхования. Вариантов запросов могут быть сотни: например, число больничных листов, выписанных в марте в Калининграде, количество родильных сертификатов, оплаченных в октябре во Владивостоке, или общий размер выплат, сделанных страхователями Московской области.

Принципиальным при создании распределенной базы данных было неучастие в формировании самых различных отчетов человека. Никто не передает информацию «наверх», в результате чего исключается пресловутый «человеческий фактор». Такая система удобна всем: в регионах нет необходимости формировать дополнительные отчеты, в центре можно получать сводные данные за любой период времени. Руководители могут отслеживать изменения с детализацией до конкретного человека или «платежки». Кроме того, эти информационные технологии позволяют получить доступ к базам данных фонда через обычный сотовый телефон или КПК.

Выгоды альтернативного подхода

Распределенная организация ИТ-системы, по утверждению ее создателей, имеет ряд преимуществ. Во-первых, система на базе СУБД HyTech работает по принципу «информация обрабатывается там, где она возникает», и в ней нет централизованного хранилища данных. Технология распределенных баз данных обеспечивает дополнительную безопасность: информацию невозможно незаконно изъять, потому что в централизованном виде ее не существует. Второе преимущество — нетребовательность к пропускной способности каналов связи: по запросу передается только результат, а не весь огромный массив данных. Третье преимущество — высокая скорость. Для ускорения обработки запросов в базах данных применяется технология дифференциальных файлов.

Идея, положенная в основу, проста — вместо того, чтобы с каждыми вновь приходящими данными обновлять всю базу, система регистрирует только изменения, которые накапливаются в упомянутых файлах. Именно по этим небольшим файлам, а не по исходным таблицам гигантской размерности и ведется поиск при формировании запроса. Четвертое преимущество — система легко масштабируема, и чем больше компьютеров работает в сети, тем выше ее производительность. «Для создания системы не потребовалось никакого сверхсложного оборудования — только обычные ПК, — подчеркивает г-н Ковалевский. — Мы не закупали особо емких хранилищ данных, которые стоят сотни тысяч долларов. В то же время, без преувеличения, нам удалось разместить самую большую базу данных в РФ. И для ее создания выбрано самое экономичное решение. Хотите оценить стоимость других архитектур — смело умножайте расходы на 10». Следует отметить, что СУБД HyTech –единственная промышленная СУБД, которая поддерживает дифференциальную организацию файлов.

Лопата и грабли информатизации

Создание информационной системы фонда социального страхования началось в 1997 году. «Чтобы копать огород, нужны лопата и грабли. Значит, чтобы поставить эту систему, прежде всего, нужны были компьютеры, — вспоминает Ковалевский. — С этого и начали. Создавали локальные сети, устанавливали серверы баз данных. Но не хватало главного — системы обработки». По мере компьютеризации отделений фонда выстраивалась единая корпоративная сеть. Она создавалась шаг за шагом — связь между регионами обеспечивалась через государственных операторов, а на самих предприятиях тянулись каналы связи, так называемая, «последняя миля». Как правило, это была обычная «медь» — как уже упоминалось, больших объемов передаваемых данных не требовалось и избыточных мощностей вводить не пришлось. В некоторых случаях скорость передачи составляла всего 32 КБ/с, но этого оказалось достаточно для бесперебойной работы системы. А когда протянуть провода было проблематично, устанавливались радиомодемы (так, например, было сделано в Ивановской области). Постепенно система доросла до нынешних масштабов — сегодня в ней свыше 25 тыс. рабочих мест.

 «Массивы информации настолько огромны, что если мы будем каждый раз перекачивать их в одно место, не выдержат ни каналы связи, ни компьютеры, — объясняет выбор принципа работы Сергей Ковалевский. — Для наглядности приведу несколько цифр. В России каждый день рождается 4-5 тыс. детей. Еще столько же беременных ежедневно обращается в женские консультации. Несколько тысяч человек едут в санатории по линии соцстраха. Каждый день регистрируются новые предприятия, поступают взносы от страхователей и т. д. Сегодня у нас 3300 тыс. обслуживаемых предприятий, на них трудится 60 млн. работников, ежегодно выписывается 40 млн. больничных листов и т. д.»

По словам разработчиков, принцип построения системы похож на детский конструктор Lego — из маленьких кубиков создается требуемая конфигурация, в которую при необходимости добавляются новые функции. Например, когда перед фондом поставили задачу вести реестр своего имущества, разработчики просто дописали программу и выделили для контроля над этим процессом дополнительные рабочие места.

Основа электронного правительства

Изначально система создавалась только для внутреннего пользования, однако, желание продемонстрировать, на что способна российская разработка, существовало всегда. Такая возможность представилась с запуском национальных проектов. «В этом году нам сказали, что необходим мониторинг национальных проектов в режиме реального времени. Тогда мы открыли доступ к нашей сети для всех желающих так, чтобы любой человек, имеющий доступ в интернет, мог посмотреть, что происходит в сфере социального страхования, — рассказывает Ковалевский. — Теперь, чтобы узнать подробные статистические данные, достаточно зайти на адрес http://fz122.fss.ru и ввести логин и пароль «demo». Разумеется, есть определенные ограничения — например, на доступ к личным данным граждан: самую полную информацию, такую как рост и вес только что родившегося ребенка, место рождения и имя его матери, могут получить только сотрудники фонда, имеющие соответствующие права доступа».

Демонстрацией возможностей системы в фонде не ограничились и предприняли ряд шагов, которые призваны облегчить взаимодействие организаций с фондом. К системе были подключены наиболее «продвинутые» пользователи. В марте 2006 года в проекте фонда начали участвовать родильные дома и женские консультации — они получили возможность вводить все поступающие от них сведения самостоятельно, а также отслеживать всю необходимую информацию — прохождение платежей, выдачу родовых сертификатов и т. д. Через полгода такую же возможность предоставили страхователям — в сентябре всем заинтересованным предприятиям предложили три новых сервиса. Теперь бухгалтеры, не выходя из офиса, смогут узнать не только время проведения очередных проверок их предприятия представителями фонда социального страхования, но и результаты этих проверок. Также расчеты больничных листов можно производить прямо на сайте фонда в режиме on-line. И, наконец, предприятиям предложен автоматический расчет пени за несвоевременную выплату взносов. «Страхователи могут узнать когда какой платеж прошел, когда будет очередная проверка, есть ли «заплутавшие» платежи и т. д. В результате, взаимодействие страхователя с государством упрощается и автоматизируется. Это, правда, не отменяет подачу бумажного документа в органы соцстраха, но благодаря автоматизации мы можем значительно сократить очереди и уменьшить число ошибок», — комментирует Ковалевский.

Фактически, можно говорить о том, что система, созданная в фонде социального страхования, закладывает технический фундамент для построения, так называемого, «электронного правительства» — идеи, которая многократно обсуждалась и которая подразумевает перевод как можно большего количества взаимодействий государства с гражданами и организациями в безбумажную электронную форму.

Сергей Филимонов/CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS