Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

Компании стремятся экономить на КИС

Компании стремятся экономить на КИС

Стремление американских и европейских компаний к экономии непрофильных затрат приобретает тотальный характер. Ограниченность ИТ-бюджетов, с одной стороны, является причиной отложенного спроса на масштабные корпоративные системы, а с другой стороны, обусловливает стремление оптимизировать работу уже имеющихся решений.

Тенденции, господствовавшие на рынке корпоративного ПО в 2006 году, в дальнейшем будут только усиливаться, — к такому выводу пришли аналитики Experton Group в ходе исследования европейского рынка софта. Опрошенные ИТ-менеджеры 700 ведущих компаний разных секторов рынка в числе наиболее актуальных аспектов указали экономию непрофильных затрат, безопасность корпоративных данных, повышение гибкости систем, а также более эффективное управление документооборотом. Именно эти факторы определяют существующие и будущие стратегии вендоров корпоративного ПО, и, тем самым, обусловливают расстановку сил на рынке.

Стремление европейских компаний к экономии непрофильных затрат постепенно приобретает тотальный характер, что особенно характерно для крупного и среднего бизнеса. С одной стороны, ограниченность ИТ-бюджетов компаний является причиной возникновения отложенного спроса на масштабные корпоративные системы, с другой — обусловливает стремление оптимизировать работу уже имеющихся ИТ-решений. Растущие требования к гибкости и мобильности приложений лежат в основе консолидации данных, стремления к интеграции разрозненных систем на базе единой платформы. Последний фактор является определяющим для растущего спроса на продукты на базе СОА. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время тенденция будет усиливаться, и СОА будет использоваться практически во всех корпоративных информационных системах.

Эксперты отмечают также изменения в ресурсных стратегиях компаний. По их мнению, бум аутсорсинга бизнес-процессов уже позади, многие компании постепенно начинают осознавать, что передача функций управления информационными системами восточно-европейским, китайским и индийским компаниям — решение временное, цены на услуги таких компаний постепенно становятся сравнимыми с расценками западно-европейских и американских компаний, которые подстраиваются под требования рынка. В то же время число компаний, недовольных результатами аутсорсинга, постоянно растет, что проявляется в снижении спроса и переориентации на внутренние ресурсы компаний. В этом аналитики Experton Group видят проявление нового витка «спирали времени» — откат спроса на услуги аутсорсинга бизнес-процессов обратно, в западноевропейские страны, и повышение значимости собственных ИТ-подразделений компаний.

Последствия указанных тенденций можно наблюдать уже сейчас — это возникновение таких категорий ИТ-менеджмента, как управление взаимоотношениями с поставщиками корпоративного ПО, CBI (Continuous Business Improvement) и другие. Важной компонентой новых стратегий являются также изменения структур ИТ-подразделений, повышение управляемости и эффективности их работы, все большее сближение подразделений со службами поддержки разработчиков ПО. При этом взаимоотношения выходят на совершенно иной уровень — роль служб компаний-разработчиков приобретает консультационный характер, они отвечают за регулярное обновление и стабильную работу программного обеспечения, делают рекомендации относительно оптимизации структуры ПО, взаимодействия информационных систем с программными продуктами других вендоров. Функции сотрудников ИТ-подразделений в новых моделях сводятся к администрированию программного обеспечения, контролю состояния программных продуктов, управлению лицензиями.

SAP продолжает лидировать на рынке ERP

Изменение стратегий как потребителей, так и производителей ПО оказывает наибольшее влияние на самый «тяжеловесный» сегмент рынка — ERP. Исходя из требований, предъявляемых рынком к разработчикам ERP-систем, AMR Research провела ранжирование ведущих вендоров по степени известности (“mind share“) на потребительском рынке. Наибольшее количество баллов в ранкинге получила SAP (49), на второй позиции оказалась SSA Global (32). В тройку лидеров вошла также Infor (25). Далее позиции в рейтинге распределились следующим образом: Geac (24), Lawson (22), Intentia (21), IFS (19), QAD (17). Многие аналитики отрасли уже определили рейтинг AMR как «слишком субъективный», указывая, например, что в десятку лидеров не вошла британская Sage Group. Разработчик набрал только 6 пунктов в ранкинге AMR, хотя по обороту входит в пятерку крупнейших ERP-вендоров. Кроме того, в ранкинге не рассматриваются Oracle и Microsoft, которые также входят в Топ5.

По данным Gartner, в тройку лидеров на мировом рынке ERP-систем по оборотам в 2006 году входят SAP, Oracle и Sage Group, за ними следуют компании Microsoft и SSA Global.  Доля поставщика №1 — SAP — составляет около 43%, но эксперты Gartner указывают, что SAP практически исчерпала потенциал рынка в Западной Европе. Наращивание оборотов компании уже в течение нескольких лет происходит не за счет новых лицензий, а за счет обновления версий уже имеющихся систем, а также консультационных услуг и обслуживания. Наибольшие надежды компания возлагает на сегмент среднего бизнеса, который характеризуется быстрым ростом,  однако платежеспособный спрос предприятий здесь довольно значимо ограничивается бюджетной политикой. На развивающихся рынках позиции SAP не столь сильны, как в Европе — SAP сталкивается с более низкой лояльностью пользователей. Конкуренция — прежде всего, с Oracle и Sage Group — тоже проистекает здесь не всегда успешно.

Top-5 вендоров ERP-систем, 2006

Top-5 вендоров ERP-систем, 2006

Источник: Gartner, 2006

Oracle принадлежит 23% рынка мирового ERP-систем, эксперты прогнозируют, что в  ближайшее время позиции разработчика значительно усилятся — в основном, за счет технологического новаторства, удачных маркетинговых моделей, которые ориентированы на сегмент среднего и крупного бизнеса. Британская Sage Group, которой принадлежит 5% мирового рынка ERP-систем, характеризуется устойчивыми позициями в странах Западной Европы и Ближнего Востока. Gartner указывает, что опыт работы в ближневосточном регионе, наработанные связи и клиентская база сегодня могут быть отнесены к разряду ключевых компетенций компании. Расширение позиций в данном регионе и активизация работы на других развивающихся рынках является залогом дальнейшего роста компании и способно привести к значительному наращиванию мировой доли. Пятерку ведущих вендоров ERP-систем замыкают Microsoft, с 4% мирового рынка, и SSA Global — с 3% рынка.

CRM все активнее идут в СМБ

Рынок CRM-систем продолжает ощущать последствия консолидационных процессов. Наиболее крупными за последний год стали поглощения PeopleSoft и Siebel компанией Oracle, а также Onyx Software — холдингом M2M. Величина сделок обусловливает не только новую расстановку сил на рынке, смещение «центров тяжести» — инвестиционных потоков и миграцию потребителей, но и возникновение новой волны «давления предложения» со стороны вновь образуемых компаний.

Усиливая конкуренцию за потребительские сегменты, игроки вынуждены использовать самые разные стратегии. В основе большинства из них лежат тенденции снижения стоимости внедрения, повышения качества обслуживания, а также расширения пакета сервисов компаний. Эксперты CIO.com отмечают также, что случаи «продавливания» тех или иных модификаций систем в текущем году становятся все более частыми, что связано с агрессивной политикой

Одним из наиболее характерных моментов для рынка CRM-систем сегодня является приобретение новых потребителей. Ведущие аналитические агентства отмечают, что смещение вектора активности компаний в сегмент малого бизнеса становится все более ощутимым, что связано с существенным замедлением темпов роста спроса крупных компаний, и опережающего роста сегмента СМБ. Эксперты Gartner предсказывают, что в ближайшем будущем эта тенденция значительно усилится.

Для рынка CRM характерно и смещение потребительской активности в развивающиеся регионы — Восточную Европу, Азию и Ближний Восток. На традиционных рынках появляются новые сферы применения CRM-систем — на некоммерческих предприятиях и в госсекторе. Растущий спрос эксперты констатируют в сегменте веб-ориентированных систем, лидерами в котором, по версии «CRM Magazine 2006», являются компании  Salesforce.com и RightNow Technologies. Растущая активность этих игроков, рост потребительского спроса, а также спектр возможностей, которые открывают веб-ориентированные системы, заставляют и другие компании работать в данном направлении, создавая новые маркетинговые модели.

В качестве актуальных тенденций мирового рынка CRM следует упомянуть миграцию  систем в сторону сервисно-ориентированной архитектуры. На текущий момент около трети всех существующих систем создаются на базе СОА. Эксперты прогнозируют, что к 2010 году их число достигнет 50%. Значительную часть доходов компании в настоящее время получают за счет сервисных проектов по оптимизации инфраструктуры существующих CRM-систем, а также по совместной подготовке инфраструктуры предприятий к внедрению новых систем в рамках консалтинговых проектов. 

Юлия Граванова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS