Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

Россия сохранит за собой ведущее место на мировом рынке экспорта ПО

Россия сохранит за собой ведущее место на мировом рынке экспорта ПО

Объем экспорта российского ПО растет ежегодно на 30%, и превысил $1 млрд. в 2005 г. По этому показателю Россия занимает на мировом рынке 4 место. Учитывая стабильный спрос на отечественные продукты и услуги, эксперты и игроки рынка предполагают, что рост объемов ИТ-экспорта отсюда не уменьшится до конца десятилетия.

Рост экспорта российского программного обеспечения, по данным Мининформсвязи РФ, составил в 2005 г. 30%, а объем увеличился до $1 млрд. Таким образом, по объемам доходов от офшорного программирования Россия занимает 4 место в мире. Ее опережают Индия, где выручка от экспорта ПО составляет около $10 млрд в год, Ирландия ($4 млрд) и Китай ($3 млрд).

Эксперты считают, что российская отрасль разработки ПО перешла в стадию зрелости. Основные игроки консолидировались, разработчики медленно, но верно переходят к западным стандартам менеджмента. Организация бизнеса становится более цивилизованной, растет интерес со стороны руководителей к правовым и нормативным аспектам деятельности. В «Руссофт» считают ключевыми тенденциями рынка, помимо консолидационных процессов, внедрение систем управления качеством (ISO 9001 и CMM/CMMI), а также увеличение доли сервисных разработок.

За последние несколько лет существенно изменился характер тем, обсуждаемых разработчиками софта на отраслевых конференциях. Если года четыре назад производителей ПО более всего  волновали такие вопросы, как защита авторских прав, техника представления компании в поисковых  системах, то теперь интересуются вопросами улучшения работы с клиентами, оптимизации «производства» ПО, организации каналов продаж. Кроме того, игроки озабочены поиском инвестиций, заключением OEM-партнерских соглашением и выходом на иностранные рынки.

Успехи российской софт-индустрии

Российские поставщики корпоративного ПО укрепляют позиции в секторе СМБ. Разработки на внутреннем рынке ведутся преимущественно для телекоммуникационного и банковских секторов, а также для госструктур. На внешнем рынке растут показатели лингвистического и антивирусного ПО.

Структура разработки ПО в России

body_graf001

Источник: «Руссофт», 2005

Динамичнее всего развивается сегмент аутсорсинга, с темпами свыше 30% в год (данные IDC). Быстро растет также сегмент автоматизированных систем управления предприятием (АСУП) – 26%, по тем же данным. В число лидеров здесь входят и отечественные компании — «Галактика» и «1С».

Ключевые участники российского рынка КИС

body_graf002

Источник: IDC, 2006

По данным «Руссофта», на рынке экспортной разработки ПО в России сегодня работают более 500 компаний. Оборот многих игроков здесь не превышает $1 млн. в год. В последние годы характерна тенденция смещения центров разработки экспортного ПО из Москвы в Санкт-Петербург и регионы.

Потенциальных инвесторов в этом секторе пугает немало рисков, связанных с особенностями становления отечественного рынка ИТ: коррупция, сложности с налогами, плохая защита интеллектуальной собственности и слабая финансовая прозрачность российских софтверных компаний. Однако у России, по сравнению с другими странами с развивающимися ИТ-рынками, есть и ряд преимуществ: например, стабильный в последние годы рост ВВП и сохранение высоких цен на сырье. Крупные международные корпорации постепенно открывают здесь свои центры разработки – в частности, это уже сделали Intel, Sun, Alcatel, Siemens.

Проблемы роста

Основные проблемы российских софтверных компаний сегодня – недостаток внешних инвестиций, отсутствие налоговых льгот, кадровый дефицит, высокий уровень пиратства. Для закрепления российских производителей на мировом ИТ-рынке, по заявлению Мининформсвязи, необходима целевая государственная поддержка, включая создание технопарков, совершенствование нормативно-правовой базы для отрасли, создание фонда инвестиций, разработку систем подготовки кадров. Сами участники рынка ждут такую важную меру государственной поддержки, как снижение налогов, уменьшение административных барьеров, а также проведение PR-акций международного уровня и в целом поддержку в маркетинговых акциях.

Одна из особенностей российской разработки ПО заключается в том, что поставщики занимаются одновременно и тиражными, и заказными проектами, берут на себя не только разработку, но и адаптацию продуктов. Такой стереотип работы отличается от западного, где адаптацией продуктов занимаются специальные фирмы, неся при этом и бремя расходов, связанных с доработками продуктов. Рынок, на котором конкуренция очень высока, заставляет вендоров  расширять набор услуг по сопровождению продуктов. Например, за счет поддержки изменений законодательства, «работы над ошибками», доработке и поддержке изменений клиентских бизнес-процессов.

Как известно, российский рынок корпоративного ПО характеризует наличие «зоопарка» программных продуктов у многих заказчиков и все еще низкий уровень интеграции систем. Со своей стороны, разные программные средства – тоже своеобразный «зоопарк» — используют и сами производители. Необходимо внедрение комплексных информационных систем управления разработками. Также требуются заметные усилия для оптимизации и стандартизации процессов управления проектами, внедрения стандартов ISO и PMI.

Пиратство остается серьезной проблемой российского рынка ПО — по данным BSA, уровень компьютерного пиратства в стране составляет 87%, показатель уступает только Китаю. Исследование  BSA показало, что 10%-ое снижение уровня пиратства в России в период 2006 — 2009 гг. может обеспечить рост сектора до 240 % к 2009 году.

Кадровая проблема становится все более значимой для российской софтверной индустрии. Практически все игроки рынка отмечают, что испытывают нехватку квалифицированных специалистов. Проблемы системы образования в области подготовки высококлассных программистов также требуют безотлагательной государственной поддержки.

Елена Турдакина

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS