Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

Российский рынок корпоративного ПО: три тренда года

Видеонаблюдение переходит на IP

Исследование CNews Analytics ставило целью отразить основные направления развития рынка корпоративного ПО в России в 2006 году. В целом они были связаны с дальнейшим ростом бюджетов отечественных компаний на проекты по внедрению корпоративных решений, расширением возможностей интеграторов и консультантов, а также с повышением уровня востребованности основных типов систем управления бизнесом.

Заказчики готовы платить за консалтинг и внедрение

Примерно пять лет назад, критикуя российских заказчиков, аналитики в первую очередь отмечали их стремление «самостоятельно изобрести велосипед» в области разработки, внедрения и поддержки систем корпоративного ПО (особенно в области ИСУП). Сегодня, судя по данным исследования CNews Analytics, этот «неправильный подход» практически себя изжил. Подавляющее большинство респондентов (76,2%) считают, что в настоящее время российский корпоративный сектор все более охотно прибегает к помощи интеграторов и консультантов и при выборе корпоративной системы, и при ее внедрении.

Это достаточно значимый фактор, свидетельствующий о существенном росте «ИТ-сознания» отечественных заказчиков. С другой стороны, вырос и уровень ИТ-компаний, что позволяет доверить им «самое святое» — не только автоматизацию бизнес-процессов, но и дальнейшую их поддержку. «Аутсорсинг позволяет компании сосредоточиться на основном бизнесе и не тратить ресурсы на второстепенные вещи, — отметил в беседе с CNews Analytics руководитель сервисного департамента компании «Пилот» Павел Тепляков. — Общее правило таково: передаваемый на аутсорсинг бизнес-процесс не должен являться профильным для клиента.».

Тем не менее, значительная доля заказчиков до аутсорсинга еще не «доросла» или пока не испытывает в нем серьезной необходимости. А 14,3% отечественных компаний, согласно данным исследования, приобретая корпоративных программные решения, занимаются их внедрением самостоятельно.

Пути решения российскими заказчиками задач внедрения корпоративного ПО

Пути решения российскими заказчиками задач внедрения корпоративного ПО

Источник: CNews Analytics, 2006

Только менее 10% респондентов идут в настоящее время по пути российского бизнеса конца 90-ых — разрабатывают и внедряют корпоративные решения силами собственного ИТ-департамента. Как правило, такой подход наблюдается в двух ситуациях. Первый случай — когда маленькая компания проводит первичную автоматизацию, и бюджет на нее выделяется пропорционально размерам бизнеса (то есть почти никакой). Вторая ситуация встречается, когда бизнес-процессы компании настолько уникальны, что найти подходящее решение на рынке бывает сложнее, чем разработать его своими силами. Один из таких примеров решение, работающее в Аvantix.ru.

«В основе нашей системы автоматизации лежат собственные разработки: такого полномасштабного решения на сегодняшний день на отечественном рынке нет, — рассказывает CNews Analytics технический директор Аvantix.ru Андрей Семин. — Собственно, нет и других крупных компаний, которые поставили бы в России на поток интернет-продажи билетов».

ERP и CRM лидируют по уровню востребованности

В числе решений, на которые в 2005-2006 гг. в России особенно заметно вырос спрос, респонденты CNews Analytics выделили 12 типов продуктов. Наши собеседники отмечают, что «большая тройка» наиболее востребованных отечественными заказчиками систем достаточно стабильна: это решения в области ERP и CRM, демонстрирующие одинаково высокие показатели уровня спроса, и идущая с некоторым отрывом от них бизнес-аналитика (BI).

По оценке генерального директор IBS Сергея Мацоцкого, «драматического» роста бюджетов на корпоративное ПО у отечественных заказчиков не наблюдается. «Удивительно, но по сравнению с классическими международными планками, характерными для соответствующих отраслей, у подавляющей части крупнейших российских клиентов в два, три, а то и в пять раз меньше норма затрат на ИТ в целом», — отметил он в беседе с CNews Analytics.

Типы корпоративного ПО, демонстрировавшие наибольший рост спроса в России в 2005-2006

Типы корпоративного ПО, демонстрировавшие наибольший рост спроса в России в 2005-2006

Источник: CNews Analytics, 2006

Примечательно, что по данным CNews Analytics, на отраслевых рынках уровень востребованности тех или иных из перечисленных систем может быть существенно ниже, чем по рынку в целом. Так, в  торговом сегменте показатели спроса на перечисленную тройку решений ниже, при этом они в большей степени дифференцированы (ERP-55%, CRM-40%, ВI-30% — см. обзор «ИТ в торговле 2006».

«С моей точки зрения, доля российских предприятий, использующих ERP, увеличивается, — отмечает в беседе с CNews Analytics руководитель группы продвижения решений Microsoft Dynamics Владимир Егоров. — Рынок систем управления все четче коррелирует с жизненным циклом продуктов поставщиков. Выход новых версий существенно подогревает интерес заказчиков к конкретному поставщику и решению, и с течением времени это находит свое отражение в бизнесе/доле рынка того или иного поставщика». 

Несколько иначе сегодня обстоит ситуация в плане востребованности решений в области бизнес-аналитики. «С одной стороны, использование средств BI определяется потребностями бизнеса (например, в розничной торговле без анализа продаж не обойтись, поэтому BI там всегда присутствует). С другой стороны, если использование BI не является приоритетным требованием бизнеса, то оно целиком определяется доступностью таких средств».

В R-Style Softlab отмечают, что BI-системы получили в России существенно меньшее распространение, чем на Западе, ввиду относительной «молодости» нашего бизнеса в целом. Кроме того,  отечественных руководителей пока в большей степени волнует автоматизация основных операций, а вопросы применения аналитики для управления эффективностью бизнеса еще остаются в большинстве организаций на заднем плане. Но это явление временное.

Бюджеты растут не так быстро, как хотелось бы

Согласно результатам исследования CNews Analytics, большая часть экспертов ИТ-рынка отмечает увеличение роста бюджетов, выделяемых заказчиками как на приобретение, так и на проекты по внедрению корпоративных систем.

Мнения, что компании стали за последний год несколько больше средств тратить на подобные решения, придерживаются свыше 57% респондентов. «Сохранение бюджетов и их небольшое увеличение связано с тем, что растут объемы бизнеса компаний», — отмечают в R-Style Softlab.

Около 38% опрошенных настроены в оценках роста бюджетов на корпоративное ПО более оптимистично: они считают, что затраты на подобные системы значительно увеличились за последний год. В числе тех, кто уверен, что все остается без изменений по сравнению с прошлым годом — менее 5% респондентов CNews Analytics.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS