Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

Порталы модернизируются в формате Веб 2.0

Порталы модернизируются в формате Веб 2.0

Веб-сайты нового поколения (Веб 2.0), из-за которых сейчас в США начинается второй «бум доткомов», принято считать конкурентами традиционных веб-порталов. Это действительно так: конкуренция ведется за аудиторию. Чтобы сохранить свои позиции, крупнейшие интернет-порталы «1.0» активно модернизируют собственные сервисы по новой моде.

Интернет-сервисы нового поколения могут иметь разную функциональность (фото, видео, географические карты, электронная почта и т.д.), но они, в основном, базируются на неких базовых принципах Веб 2.0. Среди экспертов нет единого мнения относительно этих базовых принципов, но можно выделить два самых главных. Во-первых, генерация контента пользователями (публикация текстов, фотографий, видеороликов, закладок и т.д.) с системой фильтрации контента сообществом. И во-вторых, создание социальных связей внутри сообщества (система «френдов», статус, репутация, карма — вот некоторые из применяемых понятий). Есть и еще два дополнительных признака: ориентация на широкополосные каналы связи и использование инструментария Ajax («асинхронный» Javascript и XML) для создания веб-страниц, которые могут обновляться без перезагрузки.

В список десяти крупнейших социальных сетей США входят MySpace, YouTube, Blogger, Classmates, Facebook, Tickle, MyYearBook, Evite, Livejournal и Typepad. По совокупной посещаемости они постепенно приближаются к крупнейшим порталам. Например, за промежуток с января 2004 г. по июнь 2006 г. посещаемость «социального сегмента» американского интернета выросла более чем в два раза: с 42 млн до 90 млн человек. В общей сложности на десяти крупнейших социальных сайтах США зарегистрировано более 126 млн человек. Для сравнения, аудитория Yahoo за тот же период колебалась в пределах от 95 млн до 115 млн человек (здесь и далее приводится статистика по американскому рынку, тогда как мировая аудитория портала Yahoo достигает 500 млн).Крупнейшим социальным сервисом по посещаемости является MySpace.

Традиционные порталы Yahoo, MSN и поисковый портал Google всегда принадлежали к поколению Веб 1.0. Они обслуживали своих посетителей в «пассивном» режиме, без генерации контента пользователями и построения социальных сетей. Однако в последние год-два крупнейшие интернет-порталы начали активно модернизировать собственные сервисы по новой моде, а также скупать самые перспективные старт-апы Веб 2.0. У них достаточно финансовых ресурсов, чтобы осуществить такую модернизацию.

Переход к вебу нового поколения — это не только технологический прорыв, но и смена бизнес-концепций для интернет-порталов. Теперь они ставят основной целью не только создание контента, но и создание интересных инструментов и платформы для пользователей, чтобы сформировать сообщество, которое само генерирует контент и приносит прибыль.

Yahoo и Google закупают старт-апы Веб 2.0

Лидерство по количеству приобретенных старт-апов Веб 2.0 и по объему инвестиций делят сегодня Yahoo и Google. За последние два года в собственность Yahoo перешло несколько известных сервисов Веб 2.0, которые были лидерами в своих нишах. Некоторые из купленных старт-апов до сих пор сохраняют независимость (Flickr, del.icio.us), хотя и требуют наличия аккаунта Yahoo, а другие уже стали неотъемлемой частью большого портала. Иногда стартапы Веб 2.0 покупаются только для того, чтобы заполучить коллектив разработчиков, которые будут работать уже над другими продуктами.

Приобретения Yahoo в области Веб 2.0, в обратном хронологическом порядке

В большинстве случаев информация о сумме сделки не разглашалась, поэтому мы приводим приблизительные оценки, которые наиболее часто упоминались в финансовой прессе (помечены *).

Ноябрь 2006 г. — Социальный сервис онлайновых голосований и конкурсов Bix.com (всего 11 месяцев от роду). Весьма оригинальный сайт, где любой пользователь может устроить конкурс и пригласить своих знакомых для участия в голосовании.
Сентябрь 2006 г. — Социальный сервис публикации и редактирования видеороликов Jumpcut, $15 млн*.
Январь 2006 г. — Социальный сервис публикации плейлистов WebJay, около $1 млн*.
Декабрь 2005 г. — Социальный поисковик, сервис закладок и смысловой пометки контента Del.icio.us, $30–35 млн*.
Октябрь 2005 г. — Социальный календарь Upcoming.org — данная технология использовалась для апгрейда сервиса Yahoo Calendar, около $1 млн*.
Май 2005 г. — Платформа для публикации и обмена фотографиями Flickr, $30–35 млн*.
Июль 2004 г. — Разработчик инновационных интерфейсов веб-почты Oddpost, приобретен, вероятно, для работы над новой версией Yahoo Mail, $20 млн*. 

После появления технически более совершенного почтового сервиса Gmail компания Yahoo начала разработку новой версии собственного Yahoo Mail. К настоящему моменту проект почти закончен: сейчас каждый пользователь Yahoo Mail может переключиться на новый интерфейс в стиле Веб 2.0 (правда, он работает только в операционных системах Windows 2000/XP или MacOSX).

Социальная сеть и блоггерская платформа Yahoo 360 начала работу в марте 2005 г. Эта универсальная система включает в себя целый ряд сервисов Веб 2.0, в том числе социальную сеть, блоггерский движок, площадку для обмена фотографиями и т.д. Новая версия Yahoo Answers в стиле Веб 2.0 была запущена в декабре 2005 г. и стала настоящим хитом. Уже к августу 2006 г. она вышла на второе место по посещаемости среди всех справочных сайтов интернета, уступая лишь Википедии (данные money.cnn.com). За первые восемь работы в базе Yahoo Answers было опубликовано более 30 млн вопросов и ответов.

Новый сервис Yahoo Video для публикации и обмена видеороликами был создан совсем недавно, когда популярность онлайнового видео стала очевидной. По дизайну и функциональности Yahoo Video очень напоминает мирового лидера на этом рынке, сервис YouTube.

Через год после покупки фотосервиса Flickr, летом 2006 г., компания Yahoo переделала в духе Веб 2.0 свой собственный фотосервис Yahoo Photos, сделав его более «социальным»: в движок были интегрированы средства редактирования и каталогизации картинок, возможность указания прав на просмотр для конкретных людей.

Отдельного упоминания заслуживает RSS-агрегатор MyYahoo, по образцу которого «Яндекс» спустя несколько лет создал свою «Яндекс.Ленту». Оба эти сервиса предоставляют пользователю инструмент для создания персонального информационного ресурса с новостями на его вкус. Кроме вышеперечисленных, подверглись модернизации в духе Веб 2.0 и другие сервисы портала Yahoo, в том числе основной поиск по вебу. В поисковую выдачу добавились новости и блоги, появилась подписка на RSS. Всего же у Yahoo более сотни сервисов, и многие из них сейчас модернизируются. Летом 2006 г. в стиле Веб 2.0 была переделана первая страница портала Yahoo.

Конкурировать с Yahoo по количеству покупок стартапов Веб 2.0 может только компания Google. После недавней крупнейшей сделки объемом $1,65 млрд именно она стала безусловным лидером по объему закупок. При этом Google стоит у истоков нынешнего бума Веб 2.0. Она наиболее последовательно проводит в жизнь стратегию использования «веба как платформы» и практически все свои новые продукты выпускает в рамках этой стратегии.

Первыми продуктами Веб 2.0 стали веб-почта Gmail и картографический сервис Google Maps, которые были открыты в 2004 г. Они стали первыми в интернете популярными программами, которые взаимодействуют с пользователем через Ajax-интерфейс. Благодаря использованию Ajax информация на экране обновлялась практически мгновенно, не заставляя дожидаться перезагрузки страницы. После появления Gmail и Google Maps техника программирования Ajax стала использоваться повсеместно в интернете.

Среди других продуктов Веб 2.0, созданных в компании Google, можно назвать RSS-аггрегатор Google Reader, десктоп-приложение Google Desktop (оно допускает установку маленьких программных модулей, которые подгружают информацию через интернет), социальная сеть Orkut, видеосервис Google Video, а также Google Calendar и другие офисные приложения.

В последнее время Google активно совершенствует комплект офисных программ, работающих через браузер. В этот комплект уже входят текстовый редактор, электронные таблицы, органайзер и электронная почта.

Приобретения  Google в области Веб 2.0, в обратном хронологическом порядке

Октябрь 2006 г. — Платформа для публикации видеороликов YouTube, $1,65 млрд.
Октябрь 2006 г. — Система для создания wiki-приложений JotSpot.
Март 2006 г. — Upstartle, разработчик текстового веб-редактора Writely, $10 млн*. Текстовый редактор Writely, который работает через браузер, теперь интегрирован в пакет офисных веб-программ от компании Google.
Февраль 2006 г. — Система блоггерской статистики MeasureMap, куплена у компании-разработчика Adaptive Path, менее $5 млн*.
Май 2005 г. — Социальная сеть для мобильных устройств Dodgeball, $10 млн*.
Март 2005г. — Urchin Software Corporation, разработчик систем веб-аналитики. Технология Urchin использовалась для создания системы веб-аналитики Google Analytics, которая осенью 2006 г. начала бесплатно работать для всех желающих.
Июль 2004 г. — Фотософт Picasa, менее $5 млн*. Технология куплена специально для блоггерского сервиса.
Февраль 2003 г. — Pyra Labs, разработчик блоггерского сервиса Blogger, $20 млн*.

 

Microsoft осваивает Веб 2.0

Официальный переход компании Microsoft на стандарты Веб 2.0 начался в ноябре 2005 г., когда лично Билл Гейтс провел презентацию концепции Live Software. Под брэнд “Live” были переведены многие сервисы портала MSN.

Live Software — это некая разновидность Веб 2.0 в терминологии Microsoft. Во время той презентации годичной давности Билл Гейтс особо подчеркнул, что его компания уже давно разрабатывает веб-сервисы, которые вполне вписываются в модную ныне модель Веб 2.0, начиная от автоматических обновлений ПО и заканчивая онлайновой библиотекой шаблонов MS Office, которой пользуются 55 млн человек в месяц.

Билл Гейтс сформулировал пять принципов концепции Live Software:

  • * софт + сервис;
  • * сервер = сервис;
  • * поддержка разнообразных ПК и других устройств;
  • * различные типы клиентов;
  • * комбинация клиентского ПО, P2P и интернет-сервисов.

В рамках концепции Live Software компания Microsoft произвела официальный анонс онлайнового портала нового поколения Windows Live (Live.com), который к настоящему моменту уже частично функционирует, а недавно была официально анонсирована его русифицированная версия Live.ru.

Live.com — это поисковый портал, построенный на технологиях Веб 2.0, он открылся в феврале 2006 г. Здесь реализован новый движок для поиска по интернету, а также размещается социальный поисковик типа «вопрос-ответ» под названием Live QnA, аналог Yahoo Answers.

Сейчас программисты подразделения Windows Live заканчивают работу над почтовым сервисом нового поколения Windows Live Mail (в стиле Ajax), хранилищем файлов Live Files и картографическим сервисом Windows Live Local и десятком других сервисов, которые пока находятся в стадии бета-версии. Официальный релиз состоялся только для шести продуктов Live: это система удаленного обслуживания персональных компьютеров Windows Live OneCare, служба хостинга Windows Live Custom Domains, служба синхронизации закладок Windows Live Favorites, интернет-пейджер Windows Live Messenger, панель инструментов для браузера Windows Live Toolbar и система публикации частных объявлений Windows Live Expo.

Другие сервисы Веб 2.0 от Microsoft внедряются на старом портале MSN, втором по посещаемости сайте в интернете после Yahoo.com. Разработка многих из них началась еще до того, как Билл Гейтс официально представил концепцию Live Software.

Главной разработкой MSN в формате Веб 2.0 является социальная сеть и блоггерская платформа MSN Spaces (аналог MySpace), которая официально открылась в апреле 2005 г. Это случилось спустя всего месяц после того, как Yahoo представила аналогичный сервис Yahoo 360.

Нужно сказать, что компания Microsoft за последние годы не была замечена в покупке старта-пов Веб 2.0 на ранней стадии их развития, как это делают Yahoo и Google. В отличие от них, Microsoft старается спроектировать и запустить все веб-сервисы самостоятельно. Неудивительно, ведь на Microsoft работает самая большая в мире армия программистов: в компании трудится 71.000 сотрудников. Для сравнения, штат Yahoo равен 11.000 человек, а Google — всего 9.400 (правда, штат Google сейчас увеличивается, по данным nytimes.com, примерно на 100 человек в неделю).

Анатолий Ализар

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS