Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

Павел Брук: Сейчас отпала необходимость объяснять заказчикам, чем САПР лучше кульмана

Павел БрукО развитии российского рынка САПР, о новых функциональных  возможностях решений в этой области, о востребованности продуктов САПР отечественными предприятиями в интервью  CNews рассказывает Павел Брук, директор по работе с партнерами в машиностроении компании Autodesk.

CNews: Насколько, по вашему мнению, изменилась за последние годы востребованность российскими заказчиками программных решений в области САПР?

Павел Брук: Востребованность подобных решений возрастает. На мой взгляд, есть две основные причины роста спроса. Первая — это стабилизация экономической ситуации в стране, которая приводит к росту инвестиций в производственную сферу. Вторая причина — осознание заказчиками из промышленного сектора необходимости вкладывать деньги в ИТ-системы (и, в частности, в САПР) ради повышения своей конкурентоспособности. Ситуация в машиностроении сегодня такова, что если предприятие будет продолжать работать по старым технологиям, оно не сможет выпускать изделия необходимого качества, не сможет их продавать, соответственно, его рыночная доля не будет расти. Поэтому сегодня большинство предприятий значительную долю ИТ-бюджетов вкладывает в САПР.
Я не говорю, что для всех заказчиков САПР являются первостепенной статьей расходов. Некоторые компании стремятся приобретать и другие ИТ-решения. Но если деятельность предприятия связана с необходимостью проектировать что-либо быстро, качественно и по соответствующим стандартам, то, безусловно, САПР для них — одна из основных статей расхода.

CNews: Каков современный уровень проникновения решений в области САПР на предприятия, работающие в российских регионах? Известно, что еще 2-3 года назад отечественные инженеры (большая часть которых получила образование в эпоху СССР), с трудом переходили с кульмана на ПК, оснащенный САПР…

Павел Брук: Уровень проникновения САПР зависит от концентрации машиностроения в том или ином регионе России. Например, в Москве она может быть не так высока, как на некоторых уральских или сибирских предприятиях. Но, вместе с тем, уровень проникновения САПР зависит и от инвестиций в экономику конкретного региона, и от реальной потребности заказчиков в этих системах. Нельзя отрицать и такого фактора, как уровень понимания пользователями возможностей, которые дают САПР.

Я с 1995 года работаю в данной области и вижу, что если раньше людям надо было объяснять, что такое САПР и чем они лучше кульмана, то сейчас эта необходимость отпала. Во-первых, за эти годы люди осознали существенные различия в способах работы. Во-вторых, произошла смена поколений: появились новые специалисты, которые осваивали эти системы в вузах и уже не мыслят своей работы без САПР. Конечно, это не значит, что они не умеют работать за кульманом. Но даже если бы не умели — то я не думаю, что это очень плохо. Неважно, на чем инженер учился проектировать — на компьютере или на кульмане — важно то, насколько основательно вуз заложил в него идеологию проектирования.

Но сегодня даже приблизительно оценить уровень проникновения САПР в России — нереально. В той или иной степени эти системы используются везде. Вопрос в том, насколько они интегрированы в жизненный цикл проектирования. Уровень проникновения зависит еще и от отрасли промышленности — в более высокотехнологичных областях, например, в авиакосмической промышленности, он может быть близок к 100%.

CNews: Какие требования предъявляют российские заказчики к САПР? Насколько существующие на рынке решения удовлетворяют сегодня этим требованиям?

Павел Брук: В целом российские предприятия отличаются от зарубежных коллег не более чем те — друг от друга. Но есть существенная разница в отраслевых стандартах проектирования: на авиационных, автомобилестроительных и энергетических предприятиях они будут разными — как на Западе, так и у нас. Соответственно, я бы сказал, что в мире не существует ни одной системы, которая удовлетворяла бы всем стандартам одновременно. Поэтому тот вендор, который ведет в этой области наибольшую работу на локальном рынке, будет в наибольшей степени соответствовать локальным стандартам.

CNews: Каковы преимущества использования зарубежных и отечественных САПР? Насколько успевают за новыми потребностями заказчиков российские разработчики подобных систем?

Павел Брук: Потребности отечественных заказчиков не отличаются от потребностей зарубежных. Во всем мире заказчики хотят проектировать за меньшие деньги, тратить свое время не на оформление чертежа, а на творческий процесс проектирования, разрабатывать инновационные и конкурентоспособные решения.

Соответственно, трудно говорить о том, что западные системы не могут догнать российские потребности. Я бы даже сказал, что возможности САПР предвосхищают эти потребности. Если такая система не идет впереди запросов рынка, она оказывается неконкурентоспособной.

Говорить о преимуществах использования зарубежных и отечественных САПР мне достаточно тяжело: я не большой поклонник «наших» решений в этой области. В первую очередь — потому, что опережать запросы рынка у них не получается: для этого необходимы серьезные инвестиции в разработку принципиально новых идеологий систем, новой функциональности, в исследования рынка.
А отечественные системы в основном копируют наработки западных вендоров. Ну а поскольку процесс копирования начинается уже после выхода зарубежных решений, то российские разработки опаздывают минимум на год. И, конечно, не дотягивают по своему уровню до функционала современных иностранных систем.

Безусловно, все системы развиваются, какие-то в большей, какие-то в меньшей степени. Но пока мы видим, что ни одна отечественная система САПР на западный рынок не вышла (именно в силу вышеуказанных причин). При том, что в России есть масса софтверных компаний, производящих очень качественное ПО (игры, антивирусы, системные средства) и уже вышедших на западный рынок.

CNews: Какие новые возможности появились за последний год-два у производителей решений в области САПР?

Павел Брук: Autodesk много инвестирует в процесс разработки. Поэтому наши системы постоянно развиваются. Наши основные задачи состоят в том, чтобы САПР не оставалась инструментом рисования чертежей или 3D-моделей, а стала системой, которая позволяет конструктору выделить как можно больше времени на творческий труд. И чтобы система помогала ему, а не просто служила для оформления того, что он придумал. Уже сейчас многие из этих технологических возможностей появляются в новых версиях системы. На основе баз знаний, заложенных в систему, она может предложить различные варианты материала, формы, помочь в оценке себестоимости изделия.

CNews: За последнее время спектр ваших решений расширился за счет продуктов, автоматизирующих работу в области анимации и графики, в области управления инфраструктурой, управления работой проектных коллективов. Какую цель вы преследовали, занявшись активным расширением продуктовой линейки?

Павел Брук: В начале 2006 года Autodesk приобрела компанию Alias, которая является ведущим поставщиком решений в области промышленного дизайна, анимации, медиа, сферы кино и рекламной индустрии. Наша идеология состоит в том, чтобы предоставить творческим работникам, дизайнерам, инструменты, которые необходимы им для реализации идей. Alias является неотъемлемой частью этой идеологии. Это очень мощный инструмент в плане промышленного дизайна, потому что его функциональность «заточена» именно под образ мышления дизайнера.

Используя это решение, я могу не строить из дерева его прототип, как было раньше: мне лишь нужно в Alias построить эти поверхности и сделать их фотореалистичными. И тогда я могу в виртуальном шоу-руме увидеть, каким образом будет выглядеть мой продукт с точностью до реального изображения, до падения света, до сочетания сопряжения поверхностей.

CNews: Каковы основные планы развития продуктовой линейки вашей компании на ближайшую перспективу и бизнеса в целом?

Павел Брук: Сейчас мы ведем работу по выводу на российский рынок системы управления жизненным циклом изделий. Такая система позволит в короткие сроки обеспечить управление данными на жизненном цикле изделия фактически для всех машиностроительных предприятий.
Сегодня в российском офисе работает 12 человек, я думаю, что в следующем году численность офиса значительно увеличится. Мы занимаемся маркетингом и развитием отраслевых решений, расширением количества партнеров и их поддержкой. У нас сегодня порядка 70 партнеров в СНГ. Наша задача сделать так, что бы путь от клиента к поставщику был максимально коротким. Кроме того, мы постоянно занимаемся обучением наших партнеров, повышением качества обслуживания клиентов.

CNews: Как вы оцениваете долю продаж ваших решений на российском рынке САПР?

Павел Брук: Безусловно, я думаю, что Autodesk на первом месте в России — и по объему продаж и по доле рынка. Это связано и с популярностью бренда, и с активностью российского офиса. Отмечу, что уходящий год охарактеризовался для нас значительными ростом объема продаж по всем направлениям Autodesk, включая промышленность, строительство и инфраструктуру.
Однако в настоящее время по ряду причин сложно оценить объемы рынка САПР в целом по России. Согласно оценкам IDC, в прошлом году он составил в части программного обеспечения для проектирования, подготовки УП для станков с ЧПУ, инженерных расчетов (CAD, CAM, CAE)  $ 31,2 млн., $3,4 млн. — PDM, $12,1 млн. — программное обеспечение для архитектурного и строительного проектирования, еще $ 23,4 млн. — ГИС.

CNews: Какой российский проект по внедрению вашего решения вы считаете наиболее значимым (с точки зрения интереса, масштабов и др.) за последний год?

Павел Брук: Для нас все проекты являются значимыми и интересными. Не хотелось бы кого-то выделять. Мы планируем в ближайшее время выпуск серии материалов по проектам в машиностроении, где можно будет увидеть, как используются наши продукты в России.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS